После десяти частей «Восставшего из ада», через 35 лет после первого кино Клайва Баркера, вышел фильм, который может перезапустить франшизу и войти в список лучших «Хеллрейзеров». Хоррор 2022 года вернул сенобитов в кинотеатры, сделав их преимущественно женщинами и лишив черных кожанок, и размахнулся так, чтобы история была максимально мощной и возвышенной.
Фильмы ужасов «Восставший из ада» снимали долго и упорно, но лучшие вышли быстро. Две классические британские части про битву девушки Кёрсти Коттон со знатоками адского садомазо демонами сенобитами стали хитами в 1987-м и 1988-м годах.
В 1992 году в США бодро выскочил сиквел от «Мирамакса» «Восставший из ада 3: Ад на земле» (через пару лет название взяла игра Doom) и нетипичным поведением лидера демонов Булавкоголового (Пинхед), как у злодея из слэшеров.
В 1996 году четвертая часть сгоняла в 18-й век, когда делалась шкатулка-кубик Лемаршана, и в космос (позже примеру Пинхеда последовал Джейсон Вурхис). Головоломку того фильма собирали, потеряв кучу деталей, и с тех пор интерес к франшизе ослаб, да и качество стало ниже.
Новый мастер, новый фильм
В 2022 году франшиза получила новые плоть и кровь. Hellraiser выглядит перезапуском с качествами сиквела и ремейка. Это риквел, как сейчас модно. Дэвид Брукнер – один из лучших авторов. Он участвовал в культовых антологиях V/H/S и «Монстры Юга», снял высоко оцененный критиками «Ритуал» и «Дом на другой стороне», классную смесь хоррора с экзистенциальной драмой. Ценители жанра надеялись, что он заставит франшизу восстать снова. Многие ожидания оправдались.
Сценаристы Бен Коллинз и Люк Петровски работали с Брукнером на фильме «Дом на другой стороне». Это хорошая характеристика. Дэвид С. Гойер много чего писал: «Блэйда», «Темного рыцаря», «Человека из стали». Да и Клайв Баркер до сих пор в титрах, он тут продюсер.
Извлечение из кубика
В новом кино маргинал Тревор (Дрю Старки) подбил девушку Райли (Одесса Адлон) обчистить склад богача Роланда Войта. Который в приквел-прологе с помощью кубика Лемаршана вызывал Левиафана, босса сенобитов.
Так к героям попадает артефакт, и сенобиты вовлекают их в нездоровую игру. Игра связана с тем, что кубик превращается в разные фигуры, и самая мощная комбинация называется «Левиафан».
Без одежки встречают
Первой появляется женщина-сенобит с горлом, похожим на жабо клоуна, благодаря вскрытию и проволочному каркасу. Ее тело от плеч до пояса на похоже на багровую кофту, а зона бикини на сложенные крылья жука. Да, это Female Cenobite, бывшая грешная сестра Николетта.
Уже по ней мы видим, что авторы отобрали у сенобитов черную садомазо-одежду, теперь большая часть похожих на кройку и шитье деталей создана из лоскутов и рулончиков собственной кожи персонажей. Местами, возможно, добавляется чья-то еще.
Также в тела вставлены латунные клокпанк-детальки, показывающие родство сенобитов с кубиком. Это отличная новинка! И пусть даже в паре кадров демоны-ангелы слегка похожи на роботов из космического биопанка, это можно простить. А жемчужинки на булавках отлично подчеркивают элитарность этого культа.
Пинхед, а также стучащий оголенными зубами Щелкунчик теперь женщины. И это неплохо. Позже добавляется еще пара женщин, но будет для разнообразия один мужик. В итоге сенобитов шестеро. Или семеро, я слегка запутался. А вот Толстяк в очках не пришел. Может, ждет сиквел.
До восьмой части Пинхеда играл Даг Брэдли. Сегодня он стар, два актера из последних частей не в счет. Поэтому зрители тут ничего не потеряли.
Джеми Клейтон (сериал «Восьмое чувство») хороша как Пинхед. Это женщина-трансгендер, что довольно точно соответствует концепции андрогинности сенобитов, заложенной еще в книге. С ростом 178 см она ниже исходного злодея всего на пару сантиметров, выглядит статно. Да и голос ее далеко не женский, что усугубляет жутковатый эффект (классный долбящий басами голос, как будто врубили сабвуфер).
Кроме того, с новым костюмом Клейтон гораздо меньше похожа на клубного фрика 80-х, чем старый вождь сенобитов. А когда слегка улыбается, вообще хороша.
Зов Левиафана
Фильм использует элементы первой и второй частей франшизы, но в общем история самостоятельная. Тут снова есть брат, есть желающий восстать из ада, пусть даже он на небесах, и за это следует платить чужими жизнями. Есть и другие силы, влияющие на повороты механизма шкатулки.
Также будет применение силы сенобита против сенобита. И явится Левиафан! С лабиринтом, конечно. Этот момент будет величественным и искупит сразу все мелкие прегрешения сценаристов и режиссера.
Брукнер не зря снял кино на 02:01. Метраж тут ради величия и мощности, ради жира на адской сковородке и толщины нарезки стейков. Два часа при грамотном использовании дают хоррору возвышенное звучание мифа. Как это было в Silent Hill на 02:05 или в американском «Звонке» на 01:55.
Хороша возвышенно-торжественная музыка, не дающая забыть, что перед нами возвращение шедевра. В сочетании с картинкой и монтажом классно работает. Удачен и некоторый элемент ретро, лофтовые интерьеры с автоматом для пинбола и прочими атрибутами 80-х.
Как и должно быть, и саспенс, и хоррор-сцены с сенобитами наполнены гордостью и достоинством. Часто сенобиты просто стоят, движутся плавно, не психуют, что бы ни случилось, они не прекращают ритуал, и это выглядит завораживающе. Как и должно выглядеть.
Иногда сенобиты выдают многозначительные фразы: «Назад пути нет. Однажды преодолев порог, ты можешь следовать только к новому, более великому порогу»; «И в чем спасение? В ноте радости? Без конца? Небеса? Там нет музыки». Эти фразы мало что проясняют, например, почему адский Левиафан на небесах, словно корабль пришельцев, но создают эффект прикосновения к страшной-страшной тайне.
Что касается сцен с применением крючков, адский расколбас растет постепенно, расправы над первой парочкой героев до конца не показывают. Хотя на 27-й минуте крючки летают со свистом.
Брукнер знает, что у него есть два часа, позволяет себе позаниматься детективом (а что, «Звонку», например, это не помешало) и нагнетает жесть без лишней суеты. И это правильно, ведь для начала нам хватает и мрачного вида сенобитов. Кстати, и это еще не все.
К третьему акту автор припасает эффектный трюк с бодимодификацией, сопоставимый с пирамидоголовостью и прочими высшими достижениями. Также будет эпилог, который кроме шикарного бодихоррора дает надежду на сиквел и намекает на появление сильного мужика-сенобита.
Спасибо за дочитку! Подписывайтесь на канал, и продолжим!