Найти тему
Кинокружок Курилова

Новый Hellraiser делает франшизу снова великой

Оглавление

После десяти частей «Восставшего из ада», через 35 лет после первого кино Клайва Баркера, вышел фильм, который может перезапустить франшизу и войти в список лучших «Хеллрейзеров». Хоррор 2022 года вернул сенобитов в кинотеатры, сделав их преимущественно женщинами и лишив черных кожанок, и размахнулся так, чтобы история была максимально мощной и возвышенной.

Фильмы ужасов «Восставший из ада» снимали долго и упорно, но лучшие вышли быстро. Две классические британские части про битву девушки Кёрсти Коттон со знатоками адского садомазо демонами сенобитами стали хитами в 1987-м и 1988-м годах.

В 1992 году в США бодро выскочил сиквел от «Мирамакса» «Восставший из ада 3: Ад на земле» (через пару лет название взяла игра Doom) и нетипичным поведением лидера демонов Булавкоголового (Пинхед), как у злодея из слэшеров.

В 1996 году четвертая часть сгоняла в 18-й век, когда делалась шкатулка-кубик Лемаршана, и в космос (позже примеру Пинхеда последовал Джейсон Вурхис). Головоломку того фильма собирали, потеряв кучу деталей, и с тех пор интерес к франшизе ослаб, да и качество стало ниже.

Новый мастер, новый фильм

В 2022 году франшиза получила новые плоть и кровь. Hellraiser выглядит перезапуском с качествами сиквела и ремейка. Это риквел, как сейчас модно. Дэвид Брукнер – один из лучших авторов. Он участвовал в культовых антологиях V/H/S и «Монстры Юга», снял высоко оцененный критиками «Ритуал» и «Дом на другой стороне», классную смесь хоррора с экзистенциальной драмой. Ценители жанра надеялись, что он заставит франшизу восстать снова. Многие ожидания оправдались.

Сценаристы Бен Коллинз и Люк Петровски работали с Брукнером на фильме «Дом на другой стороне». Это хорошая характеристика. Дэвид С. Гойер много чего писал: «Блэйда», «Темного рыцаря», «Человека из стали». Да и Клайв Баркер до сих пор в титрах, он тут продюсер.

Райли (Одесса Адлон). Кадр из к/ф Hellraiser.
Райли (Одесса Адлон). Кадр из к/ф Hellraiser.

Извлечение из кубика

В новом кино маргинал Тревор (Дрю Старки) подбил девушку Райли (Одесса Адлон) обчистить склад богача Роланда Войта. Который в приквел-прологе с помощью кубика Лемаршана вызывал Левиафана, босса сенобитов.

Так к героям попадает артефакт, и сенобиты вовлекают их в нездоровую игру. Игра связана с тем, что кубик превращается в разные фигуры, и самая мощная комбинация называется «Левиафан».

Без одежки встречают

Первой появляется женщина-сенобит с горлом, похожим на жабо клоуна, благодаря вскрытию и проволочному каркасу. Ее тело от плеч до пояса на похоже на багровую кофту, а зона бикини на сложенные крылья жука. Да, это Female Cenobite, бывшая грешная сестра Николетта.

Джеми Клейтон хороша в роли Пинхеда. Кадр из к/ф Hellraiser.
Джеми Клейтон хороша в роли Пинхеда. Кадр из к/ф Hellraiser.

Уже по ней мы видим, что авторы отобрали у сенобитов черную садомазо-одежду, теперь большая часть похожих на кройку и шитье деталей создана из лоскутов и рулончиков собственной кожи персонажей. Местами, возможно, добавляется чья-то еще.

Также в тела вставлены латунные клокпанк-детальки, показывающие родство сенобитов с кубиком. Это отличная новинка! И пусть даже в паре кадров демоны-ангелы слегка похожи на роботов из космического биопанка, это можно простить. А жемчужинки на булавках отлично подчеркивают элитарность этого культа.

Пинхед, а также стучащий оголенными зубами Щелкунчик теперь женщины. И это неплохо. Позже добавляется еще пара женщин, но будет для разнообразия один мужик. В итоге сенобитов шестеро. Или семеро, я слегка запутался. А вот Толстяк в очках не пришел. Может, ждет сиквел.

До восьмой части Пинхеда играл Даг Брэдли. Сегодня он стар, два актера из последних частей не в счет. Поэтому зрители тут ничего не потеряли.

Джеми Клейтон (сериал «Восьмое чувство») хороша как Пинхед. Это женщина-трансгендер, что довольно точно соответствует концепции андрогинности сенобитов, заложенной еще в книге. С ростом 178 см она ниже исходного злодея всего на пару сантиметров, выглядит статно. Да и голос ее далеко не женский, что усугубляет жутковатый эффект (классный долбящий басами голос, как будто врубили сабвуфер).

Левиафан! Кадр из к/ф Hellraiser.
Левиафан! Кадр из к/ф Hellraiser.

Кроме того, с новым костюмом Клейтон гораздо меньше похожа на клубного фрика 80-х, чем старый вождь сенобитов. А когда слегка улыбается, вообще хороша.

Зов Левиафана

Фильм использует элементы первой и второй частей франшизы, но в общем история самостоятельная. Тут снова есть брат, есть желающий восстать из ада, пусть даже он на небесах, и за это следует платить чужими жизнями. Есть и другие силы, влияющие на повороты механизма шкатулки.

Также будет применение силы сенобита против сенобита. И явится Левиафан! С лабиринтом, конечно. Этот момент будет величественным и искупит сразу все мелкие прегрешения сценаристов и режиссера.

Домик выглядит как ловушка, но не все так просто. Кадр из к/ф Hellraiser.
Домик выглядит как ловушка, но не все так просто. Кадр из к/ф Hellraiser.

Брукнер не зря снял кино на 02:01. Метраж тут ради величия и мощности, ради жира на адской сковородке и толщины нарезки стейков. Два часа при грамотном использовании дают хоррору возвышенное звучание мифа. Как это было в Silent Hill на 02:05 или в американском «Звонке» на 01:55.

Хороша возвышенно-торжественная музыка, не дающая забыть, что перед нами возвращение шедевра. В сочетании с картинкой и монтажом классно работает. Удачен и некоторый элемент ретро, лофтовые интерьеры с автоматом для пинбола и прочими атрибутами 80-х.

Как и должно быть, и саспенс, и хоррор-сцены с сенобитами наполнены гордостью и достоинством. Часто сенобиты просто стоят, движутся плавно, не психуют, что бы ни случилось, они не прекращают ритуал, и это выглядит завораживающе. Как и должно выглядеть.

Кадр из к/ф Hellraiser.
Кадр из к/ф Hellraiser.

Иногда сенобиты выдают многозначительные фразы: «Назад пути нет. Однажды преодолев порог, ты можешь следовать только к новому, более великому порогу»; «И в чем спасение? В ноте радости? Без конца? Небеса? Там нет музыки». Эти фразы мало что проясняют, например, почему адский Левиафан на небесах, словно корабль пришельцев, но создают эффект прикосновения к страшной-страшной тайне.

Что касается сцен с применением крючков, адский расколбас растет постепенно, расправы над первой парочкой героев до конца не показывают. Хотя на 27-й минуте крючки летают со свистом.

Брукнер знает, что у него есть два часа, позволяет себе позаниматься детективом (а что, «Звонку», например, это не помешало) и нагнетает жесть без лишней суеты. И это правильно, ведь для начала нам хватает и мрачного вида сенобитов. Кстати, и это еще не все.

К третьему акту автор припасает эффектный трюк с бодимодификацией, сопоставимый с пирамидоголовостью и прочими высшими достижениями. Также будет эпилог, который кроме шикарного бодихоррора дает надежду на сиквел и намекает на появление сильного мужика-сенобита.

Спасибо за дочитку! Подписывайтесь на канал, и продолжим!