О вандалах привыкли писать как о жестоких и бессердечных созданиях, способных только грабить и делать всякие пакости честному народу.
Впервые термин вандализм употребил в 1794 году аббат Анри Грегуар. В своем докладе, произнесенном им в Национальном Конвенте, он призывал власти жестоко пресекать уничтожение памятников искусства. Но как же вандалы оказались в Риме?
Случилась пренеприятнейшая история. Сенатор Петроний узнал о сожительстве своей супруги с императором Валентинианом Третьим. Тот был дюже охоч до женского пола и принудил жену Петрония вступить с ним в связь. Жена сенатора, расстроившись от такого нахальства, пусть и венценосного негодяя, от позора покончила с собой. Петроний задумался и решился.
Император отправился со своими телохранителями на Поле Ареса поупражняться в стрельбе из лука. Среди телохранителей оказались два скифа по имени Оптила и Траустила, которые и отправили Валентиниана к праотцам по наущению Петрония.
Странно, в 455-м году скифов официально уже не было. Их же на бумаге уничтожили сарматы, как когда то скифы уничтожили тоже на бумаге киммерийцев. Правда, потом киммерийцы снова появились в Европе, только их не признали за киммерийцев, а назвали кимврами. Странная штука история. Хотя вспомним, что до века так 10-го византийцы называли русских скифами. Немного отвлекся.
Итак, путем хитросплетений новым императором в итоге стал Петроний. Но у Валентиниана была жена - императрица Лициния Евдоксия. С ней что-то надо было делать. Проспер и Виктор Тонненский отмечали, что брак Евдоксии с Петронием Максимом был заключен всего лишь через несколько дней после смерти мужа.
Проспер Аквитанский сообщал, что:
Петроний заявил Евдоксии о том, что решился убить Валентиниана ради пылких чувств к ней. Но она не желала видеть Максима своим мужем. Тогда ей предложили всего два варианта. Или она выйдет за Петрония замуж, или будет казнена. Она пришла в состояние гнева из-за позора и бесчестья, которое ей пришлось перенести от Петрония на ложе любви с ним.
Именно действия Петрония вынудили Евдоксию обратиться к вандалам.
Получается, вандалов изначально пригласила в Рим императрица Евдокия. Вождь Гензерих и его вандалы были нужны императрице для того, чтобы расправиться с новоиспеченным муженьком Петронием Максимом.
По словам Проспера, императрица, обратившись к вождю вандалов Гензериху:
"...настойчиво твердила, что ему как другу и союзнику, раз совершено столь великое преступление по отношению к царскому дому, было бы недостойно и нечестиво не оказаться мстителем".
Вандальский король внял мольбам и просьбам императрицы. Флот вандалов вышел из Карфагена в море навстречу приключениям.
Петроний успел побывать императором всего 3 месяца. После того, как народ узнал, что вандалы движутся к Вечному городу, императора буквально забили камнями. Странно, что ворота Рима были открыты даже при подходе вандалов. Папа Лев хотел успокоить и договориться с ними, но не получилось.
Гензерих с вандалами и маврами вошел беспрепятственно в город. Грабили целых 2 недели. И не только днем, но и ночью. Не щадили ни мирян, ни духовенство. Если не врут, то, к примеру, с храма Юпитера Капитолийского вандалами была снята половина крыши и загружена на их корабли.
Несли все. Не только золото и серебро, но и медь с бронзой. Не осталось ни одной вещи, сделанной из металла. Волокли на свои корабли мебель, посуду, гардероб.
Евдокии пришлось пожалеть, что выбрала себе в помощники короля вандалов Гензериха. Мало того, что с нее прилюдно сорвали драгоценности, так еще вместе с двумя дочками забрали в плен и увезли в Карфаген. Царственные дамы были не одиноки в вандальском плену. "Варвары" забрали в плен еще несколько тысяч полезных в той или иной мере пленников обоего пола.
В принципе, обычный грабеж победителя над побежденными врагами. Да и вообще, римляне оказались какими-то олухами. Ворота были открыты настежь, что же вандалам не зайти на огонек.
Все завоеватели поступали так. Римляне вели себя не лучше. Хотя в древности нравы были не более жестоки, чем в позднем Средневековье. Необходимо отметить, что вандалы, в отличие от вестготов, римлян не убивали массово.
А вот Алларих в 410-м году со своими ребятами, по словам Прокопия, Рим не только разграбил, но уничтожил большую часть римлян.
Необходимо отметить, что младшая дочь Евдоксии по имени Евдокия была выдана замуж за наследника вандальского престола принца Хунерика.
Своей просьбой и своим появлением в государстве вандалов Евдокия и ее дочь, вышедшая замуж за вандальского наследника, по факту принесли вандалам несчастье.
Внук Лицинии Евдоксии Гильдерих долгое время находился в Константинополе, где на него было оказано "тлетворное" влияние Юстиниана. Доходило до того, что на некоторой части вандальских монет времен правления Гильдериха чеканился портрет византийского императора. Это свидетельствовало о зависимости королевства вандалов от Константинополя.
А после того как он занял престол в Вандальском королевстве, начался религиозный разлад между сторонниками Ария и теми, кто его почитали еретиком. Боевая же сила вандалов к тому времени также утихомирилась.
Прокопий Кессарийский считал, что вандалы были в его время самыми изнеженными варварами, с которыми империи приходилось воевать.
Внук Лицинии Евдоксии Гильдерих по причине дворцового переворота был свергнут Это дало возможность ромеям организовать военный поход в Африку. При подходе войск Велизария в 5330м году Гильдерих был убит. Так Вандальское государство прекратило свое не сильно долгое по меркам истории существование. А виновата здесь просьба Евдоксии, понимаешь ли!