Найти в Дзене
Роккульт

Роль Venom в рождении блэк-метала

Оглавление

До появления корпспеинта и сожжения церквей существовали Venom – группа, которая заложила основу для самого экстремального поджанра металла, независимо от того, хотели они этого или нет.

Зарождение тьмы

Venom были не совсем трэш-металом, не совсем панком – это было что-то более темное и злое. Перевернутый крест, наспех нарисованный на барабанной установке говорил о бунтарстве. Пентаграммы украшали их усилители – вызывающие символы против мира, который они презирали. Их имидж был довольно вызывающим и мрачным.

Однако хоть и сатанизм Venom носил больше театральный характер, у этих мрачных норвежцев он обрел жуткую искренность. Антихристианские настроения позже превратились во что-то более тёмное – всеобъемлющее презрение к общественным нормам. Символика уже не была игрой; это был манифест, боевой клич, которые навсегда изменили лицо музыки.

Хоть Venom и наслаждались своим демоническим образом, за пентаграммами и перевёрнутыми крестами часто скрывалась ирония. Их сатанизм был скорее о бунте, нарушении границ и создании зрелища. Тексты, полные богохульства, звучали больше как попытка шокировать публику, нежели подлинный трактат об оккультизме.

Кронос в интервью часто преуменьшал значение сатанинской тематики. Для них это было больше про образ и вызов нормам, чем про глубокую духовную веру. Venom активно заимствовали идеи из фильмов ужасов, создавая эстетику, напоминающую смесь монстров из категории B и эксплуатационного кино.

Сатанизм Venom был театрализованным, но для некоторых представителей блэк-метала он стал серьёзной философией. В их работах даже присутствовал оттенок чёрного юмора – абсурдность образов была частью замысла. Их музыка была главным приоритетом: громкая, быстрая и намеренно оскорбительная, она была звуковым тараном, а не философским манифестом.

Но в Норвегии зрела более зловещая сила. Группы вроде Mayhem и Burzum не интересовались одними лишь театральными эффектами. Евронимус, печально известный лидер Mayhem, рассматривал блэк-метал как оружие, войну против самого христианства. Образность, которую Venom использовали как сценический реквизит, в этом окружении стала символом серьёзного неповиновения.

С распространением новой волны скандинавской тьмы антирелигиозные настроения вышли за рамки художественного выражения. Начали гореть церкви. Блэк-метал перестал быть просто музыкальным стилем, он стал ассоциироваться с шокирующими актами насилия и ненависти, что резко контрастировало с первоначальной провокацией Venom.

DIY

Гитары Venom ревели сырым, необработанным дисторшном, предвещая яростные риффы, которые станут определяющими для более экстремальных поджанров металла. Темп был неумолим, бешеный звуковой штурм раздвигал границы того, что считалось тяжелым всего за несколько лет до этого. Названия альбомов Welcome to Hell, Black Metal были настоящими манифестами мрачного, более тяжёлого видения.

Их песни пронизывала сырая, насыщенная панком энергия. Вокал больше напоминал рёв и рычание, чем традиционное пение, он был направлен на передачу агрессии. Их игра не претендовала на виртуозность, в ней царила вызывающая, первобытная энергия. А тексты – сатанинские и богохульные, раздвигающие границы дозволенного, вносящие свой вклад в общую ауру бунтарства.

Вдохновленные звуковой атакой Venom, в Калифорнии в начале 80-х взорвалась сцена трэш-метала. Exodus, Metallica, Slayer, Megadeth – эти группы взяли скорость и интенсивность Venom и увеличили их ещё больше. Техническая сложность возросла, но при этом сохранилась жизненно важная, неполированная грань.

Но в то время как трэш часто обращал свой взор на социальные проблемы, истоки блэк-метала оставались пропитаны образами и темами, заложенными Venom. Такие группы, как Bathory и Hellhammer, вдохновившись ранними записями Venom, усилили дисторшн, добавили бластбиты и пронзительные крики. Дело было не только в скорости – важна была атмосфера.

Стиль продакшена первых альбомов Venom резко отличался от гладких, рассчитанных на радиослушателей звуков 80-х. Он был грубым, грязным и напористым. Записанные быстро, часто в не самых лучших студийных условиях, эти пластинки передавали сырую, живую энергию, которую невозможно было подделать.

Многие представители зарождающейся блэк-метал сцены считали эту сырость идеалом. Отполированные записи представляли мейнстрим, коммерциализацию – все, против чего они выступали. Lo-Fi мрачные записи стали своего рода почетным знаком, символом их приверженности андерграунду. Они создавали собственные самодельные студии, отражая дух DIY, присущий Venom.

Их приверженность темноте находила отклик и за пределами музыки. Конечно, в этом были элементы игры, но оккультные образы и жестокие темы посеяли семена в тех группах, которые продвинулись гораздо дальше простого шокирования слушателей. Это была зловещая атмосфера, на которой был построен фундамент блэк-метала – звук и этика, выросшие на наследии Venom.

Темная лирика

-2

Тексты Venom были не просто подростковыми провокациями. Witching Hour, In League With Satan, Possessed – эти названия были своего рода заклинанием, обращением к тёмным легендам. Заигрывание Venom с колдовством и демонологией намекало на темы, в которые блэк-метал погрузится с головой.

С треками вроде Sons of Satan и заглавного Black Metal все маски были сорваны. Прямые атаки на христианство, насмешки над его святыми символами – это было больше, чем просто юношеский бунт. Это был шаблон для богохульства, который станет визитной карточкой жанра. Если Venom приоткрыли дверь в оккультное, то блэк-метал распахнул её настежь, исследуя самые тёмные его уголки.

Там, где Venom лишь экспериментировали, блэк-метал пошёл ва-банк. Группы полностью погружались в оккультизм, обращаясь к скандинавской мифологии, сатанизму и различным формам язычества. Это было далеко не просто декоративным элементом; они носили эти убеждения как броню. Антихристианство для некоторых перешло за грань шока и стало ключевым элементом их мировоззрения.

Ошибка думать, что блэк-метал определяется единой лирической направленностью. Тем не менее, Venom задали важный тон: это была музыка, созданная для того, чтобы проникать в тень, исследовать табу. Они приоткрыли дверь, и то, что через неё прошло, оказалось гораздо более мрачным, гораздо более нигилистическим и, иногда, гораздо более опасным.

Название жанра

Это было просто название альбома: Black Metal. Однако эти два слова дали название целому жанру, движению, которому суждено было раздвинуть границы экстремального металла намного дальше, чем могли себе представить сами Venom.

Странная ирония заключается в том, что Venom не были по-настоящему блэк-металом. Им не хватало гитар с тремоло, неустанных бластбитов, криков, которые, казалось, вырывались из бездны. Venom родились из скорости и энергии трэша, внебрачного ребенка панк-рока и новой волны британского хэви-метала.

Тем не менее, пионеры блэк-метала – такие, как Bathory, Hellhammer, Mayhem – услышали отголоски своего будущего в тех сырых записях Venom. Альбом Black Metal стал мостом между яростью трэша и чем-то гораздо более тёмным, что начало формироваться. Влияние Venom на этот зарождающийся жанр было не только звуковым; оно заключалось даже в самом названии.

Блэк-метал – больше чем просто музыкальный стиль, он стал декларацией. Жанр был выкован в скандинавских пейзажах, его звук черпал вдохновение из первоначальной провокации Venom. Сам термин, порожденный альбомом Venom, навсегда определил то, на что они сами лишь намекали. Странный поворот в наследии, но неоспоримый.

Автор: Лапенкова Ольга

Читать также: