De Mysteriis Dom Sathanas – дебютный релиз Mayhem, который вышел 24 мая 1994 года. Окруженный противоречиями и трагедиями, этот основополагающий блэк-метал альбом продолжает очаровывать слушателей своим грубым, агрессивным звучанием и мрачной, загадочной лирикой.
Противоречивое наследие Mayhem
В истории блэк-метала лишь немногие альбомы имеют такое значение, как De Mysteriis Dom Sathanas. Выпущенный в 1994 году, в вихре споров и трагедий, он с тех пор считается знаковым для жанра. Его влияние неоспоримо, и его отголоски звучат в творчестве многочисленных блэк-метал-групп, которые последовали за Mayhem.
Название альбома, в переводе с латыни означающее «Таинственный Лорд Сатана», задает тон его содержанию. Атмосфера, созданная в нем, чрезвычайно мрачная и жуткая.
Выход релиза был окутан противоречиями. Самоубийство вокалиста Дэда (Пера Ингве Олина) и убийство гитариста Евронимуса (Эйстейна Аарсета) надолго наложили тень на группу. Однако, несмотря на эти трагические события, релиз был высоко оценен за его композиции и глубокое влияние на блэк-метал.
Путь к De Mysteriis Dom Sathanas
Группа Mayhem образовалась в 1984 году, ее основателями были гитарист Эйстейн «Евронимус» Аарсет, басист Йорн «Некробутчер» Стубберуд и барабанщик Кьетиль Манхейм. Ее раннее звучание представляло собой мощную смесь влияний таких коллективов, как Venom, Motörhead и Black Sabbath. Работа над пластинкой, которая впоследствии стала De Mysteriis Dom Sathanas, началась всерьез в 1987 году. Евронимус и вокалист Пер «Дэд» Олин написали большую часть материала.
Однако путь к завершению работы над альбомом был омрачен трагедией. В апреле 1991 года Дэд покончил с собой. Последствия были столь же шокирующими, как и сам поступок: Евронимус использовал смерть Дэда для создания «злого» имиджа Mayhem. Он утверждал, что приготовил рагу из кусочков мозга вокалиста и сделал ожерелья из фрагментов его черепа.
После этой трагедии группа наняла венгерского вокалиста Аттилу Чихара. В тот же период коллектив покинул Некробутчер, а его место занял Варг «Граф Гришнак» Викернес.
Однако неурядицы группы не закончились. В августе 1993 года Евронимус был убит Варгом. Этот акт насилия вызвал шок в обществе и еще больше отсрочил выход альбома.
Создание шедевра
Запись De Mysteriis Dom Sathanas была монументальной задачей, за которую взялся состав, включавший в себя Евронимуса, Хеллхаммера, Аттилу и Варга. Альбом был записан в конце 1992-го и начале 1993 года в Бергене, Норвегия.
После смерти Евронимуса в августе 93-го и ареста Варга, за выпуск релиза взялись Хеллхаммер и Некробутчер. Родители Евронимуса попросили убрать из альбома партии, записанные Викернесом. В ответ на это Хелхаммер заявил:
Я подумал, что убийца и жертва должны быть на одной пластинке. Я сказал, что перезапишу басовые партии, но так и не сделал этого.
Альбом был выпущен в мае 1994 года, одновременно с вынесением приговора Викернесу. В De Mysteriis Dom Sathanas вошли последние тексты, написанные Дэдом перед смертью, и последние песни, записанные Евронимусом перед тем, как его убили.
Мрачная история альбома и споры вокруг него привлекли большое внимание средств массовой информации и стали предметом многочисленных документальных фильмов и книг по истории блэк-метала.
Обложка альбома
Обложка релиза не менее знакова и неотделима от тьмы и противоречий, которые окружали норвежскую блэк-метал-сцену в начале 1990-х.
Обложка сурова сама по себе: на ней мы видим монохромную фотографию Нидаросского собора, средневековой достопримечательности и мощного символа христианства в Норвегии. В контексте блэк-метала это не просто эстетический выбор, это декларация неповиновения. Музыка альбома – это нападение на религию, и изображение на обложке визуально усиливает это послание.
Почему именно собор? Он глубоко переплетен с норвежской монархией, на протяжении веков служа местом коронации королей. Такая связь с государственной властью сделала его символом не только религии, но и власти – той власти, которую стремился подорвать блэк-метал.
Собор появился во время перехода Норвегии к христианству. Он был построен на месте захоронения Святого Олафа, короля, которому приписывают насильственное привнесение христианства в страну. Он воплощает в себе ту самую историю христианского господства, которую многие представители блэк-метал сцены пытались отвергнуть в поисках «более чистой» норвежской идентичности.
Наследие
De Mysteriis Dom Sathanas часто называют одним из самых влиятельных альбомов в жанре. Его уникальный стиль оказал большое влияние на многие последующие блэк-метал группы. Сырое и агрессивное звучание в сочетании с мрачными и загадочными текстами помогло определить стиль норвежского блэка. Сложные структуры песен и использование атмосферных элементов также оказали влияние на развитие жанра.
Несмотря на споры и трагедии, связанные с его созданием, альбом получил высокую оценку за свои художественные достоинства и считается классикой блэк-метала.
Влияние и наследие De Mysteriis Dom Sathanas были отмечены различными СМИ. IGN включили его в список «10 величайших блэк-метал альбомов». Metal Hammer назвал его одним из 20 лучших блэк-метал-альбомов 90-х. Loudwire назвал его 8-м лучшим альбомом экстремального металла всех времен, написав, что его «риффы незабываемы, а атмосфера едкая и удушающая, а искаженные гортанные крики Аттилы Чихара посылают все это в ад». Они также утверждали, что релиз «закрепился» как «наследие блэк-метала». В 2017 году Rolling Stone поместил De Mysteriis Dom Sathanas на 40-е место в списке «100 величайших метал-альбомов всех времен».
Несмотря на бурную историю группы, Mayhem продолжают выступать и выпускать новую музыку, а наследие De Mysteriis Dom Sathanas продолжает жить в их творчестве.
Автор: Лапенкова Ольга
Читать также: