2 мальчика одного возраста с одинаковыми симптомами начинают ходить на одни и те же занятия, наблюдаются у одного и того же невролога. Один начинает говорить, догоняет своих сверстников, а второй практически не сдвинулся с места. Почему так происходит? Почему один ребенок вышел в норму сам, другой прошел 1 курс - у него фантастические результаты, а третий в реабилитации уже несколько лет, но у него только маленькие подвижки. Занятия плохие? Педагоги?
Все зависит от индивидуального потенциала ребенка и диагноза. Все слышали истории о соседском мальчике, который до 5 лет молчал, а потом, раз, и заговорил! Или уже другой соседский мальчик до 5 лет молчал, а сейчас кандидат наук, депутат, ведущий инженер, директор банка и т.д.
Да, такое бывает. Это означает, что у этого конкретного ребенка компенсаторные возможности организма были велики. Это не означает, что все дети, которые отстают от речевых и психических норм, обладают такими же возможностями, к сожалению. Отсюда и негативно настроенные родители с фразами «Вам лишь бы деньги вытягивать, вот и пугаете. Мой молчал, сам разговорился!» Или «Верьте в своих детей, читайте, и все будет хорошо!». Вариантов подобных посылов много. Но у каждого конкретного ребенка свой реабилитационный потенциал.
А еще дело в диагнозе. При многих нарушениях развития один из симптомов - это речевая задержка. Да, сложно поставить ребенку правильный диагноз в 1-2 года (при условии, что нет четко выраженных симптомов), но можно. А так же можно отнести его к группе риска, тогда родителям нужно быть внимательными к детскому здоровью, обследовать ребенка и по возможности начинать заниматься. И тут снова коррекционные педагоги слышат: «Вам лишь бы напугать и деньги вытянуть». Если бы в наши центры ежедневно не обращались родители с неговорящими детьми 4-5, а иногда даже и 6 лет, которые слушали кого угодно, но только не специалистов, которые начинали бить тревогу, то и риторика коррекционных педагогов была бы другая.
В историях со счастливым концом умалчивается был ли у ребенка какой-то диагноз, а если был, то какой, какие были причины задержки речи. Занимались ли родители с ребенком, какая у него была наследственность, как функционировала его ЦНС, какие еще симптомы были, какие обследования проводились (проводились ли) и прочее. В таких историях недостаточно информации.
А как бывает в жизни? В жизни бывает, что ребенок так и не заговорил полноценно, в итоге оказалось, что у него аутизм или алалия. так же возможен вариант, что речевая задержка перерастет в задержку психического развития, и ребенок вырастает молчаливым и неуверенным в себе. А еще большинство детей со школьными трудностями отставали в речевом развитии от своих ровесников. Пугаем? Нет, мы работаем в этой области, настоящих историй мы знаем больше.
Задержка в формировании любых навыков - это какая-то дисфункция в работе нервной системы. Да, бывает, что мозг сам себя компенсирует без постороннего вмешательства, а бывает и нет. Какой реабилитационный потенциал у ребенка - сказать никто не сможет. Лучше перестраховаться, чем ждать у моря погоды.
А комментаторы «вы просто вытягиваете деньги, вот и пугаете» не работают в нашей сфере и не знают, как еще может быть. Они не видят боль в глазах родителей особенных детей, сколько сил родители вкладывают в своих детей, чтобы выйти в норму.
Если была бы волшебная диагностика или волшебная методика, то мы бы о ней знали. У коррекционных центров нет цели нажиться на родителях особенных детей. Любой коррекционнный центр может переквалифицироваться в супер-крутую развивашку для детей (уровень квалификации педагогов, оборудование, методики, обучение, многолетний опыт!), а обычные детские развивайки стать одномоментно коррекционным центром, которые работают со сложными детками, не смогут.
Думаю, что под этим постом подпишутся все коррекционные педагоги и специалисты по детскому развитию.