Найти тему
Я люблю лодки!

15-18.08.2024 Подготовка корпуса к окрашиванию. Аминная плёнка

Оглавление

Привет! Я строю парусную лодку-динги 3.8 м по проекту Радослава Вершко (Radosław Werszko) и веду этот Дневник судостроителя.

Выбор краски

Обычно корпус лодок ниже ватерлинии покрывают 2-3 слоями эпоксидного грунта и 2-3 слоями противообрастающей краски. Эпоксидные лакокрасочные материалы (ЛКМ) обладают высокой водостойкостью, прочностью, износостойкостью, химической стойкостью, но слабы перед ультрафиолетом. Выше ватерлинии часто используют полиуретановые ЛКМ, так как они более устойчивы к ультрафиолету.

Днище и борта моей лодки поверх стеклоткани зашпатлеваны эпоксидной смолой с аэросилом. Я планирую нанести на эту шпатлевку два-три слоя эпоксидной краски. На тему полиуретановой краски на бортах я размышлял так: борта не высокие, крен существенный, по воде скользит то правая скула лодки, то левая. Поэтому, с точки зрения эксплуатации различие между днищем и бортами условное, пусть везде будет эпоксидная краска. Выбор сделал в пользу Polimer Marine, заказал 5 литров. Более дешёвые эпоксидные краски напугали многочисленными негативными отзывами ("превратилась в сопли и не смог нанести") и малым временем жизни (2-3 часа).

Эпоксидная краска Polimer Marine для защиты подводных частей корпуса судна
Эпоксидная краска Polimer Marine для защиты подводных частей корпуса судна

Противообрастающая краска в моём случае не нужна - лодка будет проводить на суше значительно большее время, чем в воде.

Аминная плёнка

В процессе полимеризации эпоксидной смолы на её поверхности вероятно появление аминной плёнки. Она напоминает восковые или масляные пятна. А может представлять собой малозаметный прозрачный налёт. Она не удаляется органическими растворителями, зато смывается водой. Аминная плёнка является разделителем: следующий слой смолы или лакокрасочного покрытия плохо сцепится с предыдущим - плёнка препятствует адгезии.

Образование аминной плёнки зависит от условий окружающей среды. Риск повышается при: низкой температуре, высокой влажности, избытке углекислого газа, резких перепадах температуры с образованием конденсата.

Современные отвердители, работающие в широком диапазоне температур и при высокой влажности (как используемый мною ЭТАЛ-45М), минимизируют риск образования аминной пленки, но 100% гарантии ожидать не стоит.

Важное замечание - время полной полимеризации смолы может составлять несколько недель, а значит всё это время будет происходить выход аминов на поверхность. Поэтому, рекомендуется удалять (смывать) аминную пленку непосредственно перед окраской - в пределах одних суток (иначе плёнка может образоваться снова) с тщательной просушкой поверхности после использования воды.

В эпоксидных грунтах и красках используются разные отвердители и растворители, поэтому можно встретить самые разные рекомендации в инструкциях от производителя ЛКМ. Не оставляйте их без внимания.

Готовлю корпус к окрашиванию

Последовательность операций следующая: шлифую, матирую, обеспыливаю, мою водой, сушу, обезжириваю и затем крашу.

Работал наждачкой три дня - уж очень твердая эта грунтовка с аэросилом. Срезать горбы мне здорово помогла цикля, сделанная из шпателя - навёл на лезвии заусенец твердым стальным бруском (импровизированным мусатом). Циклей горб срезать быстрее, чем сошлифовывать наждачкой и на выходе получается стружка, а не пыль.

При промывке обнаружил на корпусе несколько небольших мест (5-6 шт), которые не смачивались: вода с них сходила или собиралась каплями. Но если совсем немного потереть губкой, то смачиваемость появлялась. И это похоже на водорастворимую аминную плёнку (жир или воск удалить водой было бы сложнее).

А ещё...

Пришло запоздалое понимание, что без лодочного прицепа мне не справиться. Ещё каких-то 8 лет назад я в одиночку затащил в дом отопительный котёл, а уж заправленный кислородный баллон и вовсе был обыденной ношей. Но после травмы (минувшей зимой) маленькая лодочка в 100 кг представляется совершенно нереальным грузом даже с крепким помощником. Мои планы годовой давности в стиле: "закинул лодку на газель, довез до реки и скинул в воду" следует признать юношескими фантазиями. Так же как и возможность перетащить лодку по суше "на руках" минуя водные преграды. Так что прицеп - дело решённое.

И надо прорубать ворота в кирпичной стене сарайчика - через дверь лодку не вытащить.

Итог за период

  • Время: 10 часов
  • Деньги: 10953 руб (эпоксидная краска)

Всего за проект (лодка, паруса, рангоут)

  • Время: 857 часов
  • Деньги: 104412 руб

Следующая статья: Окрашиваю днище и борта лодки

Авто
5,66 млн интересуются