Благодаря превратностям судьбы подпоручик Курбас нашёл нужным рассказать о боевом пути своего бронепоезда весной-летом 1919г. Его рукопись (того же 1919 года) обнаружена и разобрана мной в ГА РФ. Даты в тексте приведены по старому стилю. С Благословения Господа продолжаем чтение о боях ВСЮР на железных дорогах во время гражданской войны. 15/28 мая 1919г. бронепоезд “Иоанн Калита” получил приказ выступить на махновский фронт.
На Махновском фронте
- Банды Махно, оперировавшие к западу от Мариупольской железной дороги, в это время [май 1919] представляли ещё внушительную силу, но держались пассивно, так что поезду приходилось вступать в бой лишь с матросским броневиком Спартак. Но вот 17 мая в тот момент, когда поезд, обстреляв со станции Колпакова [бронепоезд] Спартак, только что заставив его уйти, по телефону передают, что к станции Велико-Анадоль из леса подходят густые цепи противника. Приходилось выбирать - или оставаться на Волноваха, рискуя быть отрезанными и захваченными, или прорываться на Велико-Анадоль, так как другого пути отступления не было. Командующий поездом, капитан Федоров, выбрал последнее, и приказал двинуться в путь.”
Предыдущий очерк о зиме-весне 1919г. см. Бронепоезд “Иоанн Калита” в боях с красными. "Тикай, куда глаза глядят". 1919. Рассказ офицера
Согласно В.К.Федорову в тот день Бронепоезд состоял из (по порядку, начиная спереди): двух предохранительных платформ с починочным материалом и инструментом, одного бронированного вагона с тремя пулеметами, одной угольной платформы со снятыми щитами и поставленной на нее 6-дюймовой пушкой Кане (с двенадцатью снарядами), небронированного паровоза и одного блиндированного вагона вспомогательного поезда”.
Курбас: Уже не доезжая 2 верст до Велико-Анадоль, поезд был обстрелян противником, занявшим уже станцию и распространявшийся к северу, востоку и югу. Путь в этом месте идёт по большой выемке. Пользуясь этим преимуществом, большевики сверху в упор стреляли в поезд, который отвечал ружейным и пулемётным огнем и ручными гранатами (10 из 12 снарядов были выпущены раньше по Спартаку - О.Д.). На станционных путях большевики поставили тележку (вагонетку - О.Д.), благодаря которой шедшим передним вагон вспомогательного поезда с пулемётами сошел задним скатом с рельс и стал трястись по шпалам. Замедлить, однако, ход не было возможности, т.к. тормозная трубка была перебита одной из первых пуль. Пройдя станцию, поезд врезался в цепи и лаву противника и, разогнав банду пулеметным огнем, обратил в паническое бегство. Дойдя до будки 102, поезд был остановлен для скидывания сошедшего с рельс вагона, который уже почти разрушился. Поставив на крышу два пулемета, поезд отбивался от большевиков, которые, уже оправившись, раза два пытались наступать. Выкинув вагон, поезд пришел на станцию Еленовку, где уже все считали его погибшим. За это лихое дело поезд получил благодарность Комкора [командующего 1-го армейского корпуса - О.Д.] генерала Кутепова.
Временный успех большевиков, выразившийся в занятии станций Волноваха и Велико-Анадоль вскоре сменится полным разгромом их. Части генерала Шифнера-Маркевича (из корпуса генерала Шкуро), вышедшие им в тыл со стороны Гришино-Керменчик, разбили сильную группу махновцев и угрожали тылу Велико-Анадольской группы, которая стала поспешно отступать на запад. У станций Зачатьевская и Розовка произошли большие бои, во время которых бронепоезд, принятый красными за свой, нанес им огромные потери. В результате боёв, красные, отступавшие от Волновахи и взятые во фланг у Розовки частями ген. Шифнера-Маркевича и понеся большие потери, в значительной части сдались в плен и распылились по домам. Остатки бежали на Пологи. Дивизия ген. Шифнера-Маркевича отрывается от железной дороги, имея целью захват махновский столицы Гуляй-поле и узловой станции Пологи. Поезд в то время курсирует между Розовкой и Цареконстантиновкой, не встречая ни своих, ни противника - фронта в этом районе фактически не было. После занятия Пологи и Гуляй-поля, поезд защищает этот район от большевиков - уже не махновцев, а боевой Крымской армии, и между делом, занимает совместно с 2-м Лабинским полком станцию Верхний Токмак. 30 мая поезд был направлен на Гуляй поле, но в это время волна красных уже докатилась почти до Пологи. И вот пришлось под убийственным ружейным и артиллерийским огнем поворачивать по кругу орудие - поворачивать самим, так как железнодорожные служащие все разбежались. Зато, когда орудие было повернуто, поезд сразу развил столь энергичный огонь, что большевики дрогнули и побежали.
На 1 июня было назначено наступление на станцию Чаплино. Но в этот день поезд, совместно с лёгким [бронепоездом] Генерал Дроздовский, выйдя без поддержки кавалерии на разъезд Макаренко, под жестоким огнем отошёл на станцию Гайчур. Конная атака была отменена. На следующий день атака на станцию Чаплино увенчалась успехом, чему немало способствовал огонь Иоанна Калиты, заставившего удалиться бронепоезд противника. К тому времени материальная часть поезда успела поизноситься. Единственная - 42-линейная - пушка [на Иоанне Калите] все время давала сильную течь из компрессора." Ещё вечером 17/30 мая командир поезда Зеленецкий вернулся на Калиту с бронированным паровозом и 42-ой линейной пушкой из ремонта, а 6 дюймовое орудие отправилось, следовательно, в ремонт или снарядов для него не было.
Курбас: 4 июня самый скорбный день в жизни поезда. В тот день поезд потерял двух сослуживцев, которых пришлось бросить на муку большевикам, будучи не в состоянии ничем им помочь. Поезд вышел к Малый Токмак на разведку. Не обнаружив у взорванного моста ни своих, ни красных, командир поезда в сопровождении поручика Уварова и нескольких телефонистов переправился через мост. Пройдя несколько сот шагов, они были внезапно обстреляны пулемётным огнем и стали отходить. Кадет Варзарь был сразу ранен в живот. Вольноопределяющийся Дьяков пытался его вынести, но был схвачен большевиками и впоследствии найден замученным. Поручик Уваров уже у моста был ранен в ногу, его едва смогли вынести. Орудие в самый острый момент отказалось работать - вытекла жидкость компрессора. А в это время [бронепоезд] Спартак уже показался из-за поворота и открыл огонь. Пришлось уходить с тяжёлым чувством, что оставляем двоих сослуживцев на растерзание звероподобному врагу.
После перевооружения
После этого тяжёлого эпизода поезд стоял несколько дней в Пологах без материальной части, после этого был получен приказ идти в Тихорецкую, где получил новые английские 5» (дюймовые) пушки и оттуда направиться на Царицын (Волгоград - О.Д.), атака которого была на очереди дня. Получив орудия поезд проследовал на ст. Ремонтную, где был задержан в резерве.
Царицын таким образом был взят без поезда (17/30 июня), которому пришлось уже после взятия города, приехать туда и увидеть радость освобождённых жителей. В Царицыне поезд принял участие в блестящем параде войскам в присутствии генерала Деникина, произвел учебную стрельбу из новых орудий, давшую блестящие результаты и стоял на пристани, охраняя Волгу: ожидалась попытка астраханской группы большевиков прорваться через Царицын к своим. 27 июня поезд был востребован под Харьков, и 4 июля уже вступил в бой на Полтавском направлении.
Здесь пришлось поезду встретиться со своими старыми соратниками - самурцами, которые успешно наступали вдоль железной дороги на Полтаву; но большевики, распространяясь по большому лесу, тянущемуся к югу от нее, парировал выходом во фланг и тыл наше наступление. Масса пехоты, артиллерия, 3 бронепоезда давали врагу надежду отогнать нас к Харькову, за один день обладания которым было, по словам пленных, Троцким обещано каждому красноармейцу по 100 рублей. Здесь под станциями Коломак и Искровка бронепоезду пришлось вынести жестокий артиллерийский бой, жертвой которого 7 июля пали подпоручик Кафтунов, участник Корниловского похода и кадет Качеровский - в то время, когда перевязывали раненого предыдущим снарядом вольноопределяющегося Романько. Однако орудие, хотя вся платформа была в крови, огня не прекращало и станция Коломак была занята нами. Жестокие бои под Искровкой, где противник, пополнившись, своими частями наступал с фронта и флангов, окончились для него кровавой неудачей. А когда в тыл красным зашли терцы, они стали уходить, оставив Полтаву. Но в это время поезд работал уже на Богодуховском направлении, где действовал тоже весьма удачно.
На Московском направлении
Наконец, 17 июля получен был приказ о переходе в Белгород, то есть на важнейшее московское направление, где сражается на Белгород-Сумской и Северо-Донецкой [жел.] дорогах, а после на Курской линии". Согласно книге А.А.Власова " В это время боевая часть тяжёлого бронепоезда «Иоанн Калита» состояла из одной бронеплощадки с 42-линейным орудием на колёсном лафете, двух бронеплощадок с 6-дюймовыми морскими орудиями и одной пулемётной площадки с 6 пулемётами". Возможно, не с двумя 6 "", а с одним 5-дюймовой и одним 6-дюймовой орудием.
Курбас: Поезд с успехом участвует в закритическом наступлении на станцию Готня совместно с 2-м Корниловский полком и во взятии станции Юсупово, после чего был назначен содействовать наступлению на Курском направлении. Наступление началось блестящим ударом у Прохоровки. С утра 1 августа поезд, исправив путь у разъезда Беленихино, прошел на станции Прохоровка, занятую бронепоездом Офицер, и отогнав огнем красный бронепоезд Черноморец, совместно с Офицером произвел лихой набег на станцию Ржава, за 25 верст от своей пехоты, и имея позади себя многочисленные силы противника.
Зайдя в посадку за разъездом Ельников, поезд остался для охраны пути Офицеру, который тем временем прошел на Ржаву, где захватил состав с боевыми запасами. В посадке поезд отбил наступление роты красных на железной дороге с целью порчи пути, после чего оставив вспомогательный поезд с пулемётами двинулся на Ржаву. Так как однако занятие Ржавы не входило в задание на этот день, то поезда вернулись назад, причем Калита шел последним. По пути пришлось идти по пристрелянному мосту, который был под артиллерийским и пулемётным огнем. Здесь разорвался состав вспомогательного поезда Офицера и Калите пришлось под сильным огнем медленным ходом вытаскивать вагоны на большом подъёме. 3 августа поезд с 1 Корниловский полком окончательно занял ст. Ржаву.
Очерк включен в Подборку Гражданская война блога Друг Истории.
В настоящее время поезд продолжает действовать на Курском направлении. Командир, офицеры и команда бодро смотрят в будущее и надеются оправдать высокую честь, выпавшую им на долю - работу на большой Московской дороге. Подпор. Курб[ас]?
Признателен за лайки и подписку) Душин Олег ©, Друг Истории №287, следите за анонсами публикаций - и на Tелеграмм канал Друг Истории