Найти в Дзене
Гид по Риму Светлана Синица

Магия зеркал в живописи

Зеркало, как отражение людского тщеславия в живописи.

Вы когда-нибудь задумывались, что означало для человека появление зеркала. Возможность взглянуть на себя, посмотреть самому себе в глаза...

Начиная с XVI века было много дискуссий о сверхъестественной и злой силе зеркал, способных открывать будущее, вызывать умерших или даже просто связывать далеких людей. Популярные верования приписывают зеркалу способность материализовать прошлое и будущее.

Некоторые элементы этих верований пережили столетия, если много лет спустя мы находим в народных сказках говорящее волшебное зеркало, с тщеславными и кровожадными королевами и ведьмами в придачу.

Дьявольский смысл зеркала свойственен не только сакральному миру. Например, последователи Джироламо Савонаролы, среди других предметов, также кидали в костер зеркала во Флоренции (Костер тщеславия) во время празднования Масленичного вторника 7 февраля 1497 года.

Ян Дер ван Страт, «Аллегория Тщеславия, Скромности и Смерти» 1569 г.
Ян Дер ван Страт, «Аллегория Тщеславия, Скромности и Смерти» 1569 г.

Эта работа под названием «Тщеславие, скромность, смерть» принадлежит фламандскому художнику Яну Ван дер Стрэту (известному как Джованни Страдано или Страданус

Зеркало играет центральную роль в картине, являясь символом неизбежности смерти. Скелет, держащий его, является олицетворением Смерти, которая уравнивает всех людей, независимо от их богатства или положения.


В XVII веке появляется интерес к таким изобразительным жанрам, таких как портрет, жанровая сцена , натюрморт.

Питер Клас, Натюрморт аллегорией тщеславия с автопортретом, 1628 г.
Питер Клас, Натюрморт аллегорией тщеславия с автопортретом, 1628 г.

Характерные элементы этих композиций — череп (memento mori), погасшая свеча и молчание музыкальных инструментов, песочные часы или часы, мыльные пузыри, символ шаткости жизни и земных благ; сломанный цветок или гнилой плод — эмблемы краткости жизни и ее быстрого увядания. Нередко среди этих композиций можно встретить также зеркало или отражающую сферу.

Саймон Луттичуйс – Туалетный столик с черепом, 1645 г.
Саймон Луттичуйс – Туалетный столик с черепом, 1645 г.

Голландцем являлся Ян Минсе Моленар, автор этой «Аллегории тщеславия», в которой присутствует череп, музыкальные инструменты и зеркало.

Ян Минсе Моленар, Аллегория тщеславия, 1633 г.
Ян Минсе Моленар, Аллегория тщеславия, 1633 г.

Зеркало может выступать отправной точкой для размышления о бренности земных вещей.

Караваджо, Обращение Магдалины (около 1599 г.)
Караваджо, Обращение Магдалины (около 1599 г.)

Жорж де Латур — французский художник, представитель барокко. На картине он изображает Марию Магдалину в полутемной комнате. Женщина сидит возле низкого шкафа, на котором стоит зеркало, ее лицо видно лишь на четверть; ее длинные волосы распущены, а руки безмятежно сложены на черепе, лежащем на ее ногах, в позе спокойной фамильярности. Ее взгляд устремлен к зеркалу, отражающему на нее свет горящей свечи.

Жорж де Латур, Кающаяся Магдалина (или Магдалина в зеркале), между 1639 и 1643 годами
Жорж де Латур, Кающаяся Магдалина (или Магдалина в зеркале), между 1639 и 1643 годами

За зеркалом густая ночная тень, придающая сцене атмосферу таинственной торжественности. В напоминание о ныне презираемой прошлой жизни, до обращения, на столе и на земле разбросаны забытые драгоценности.

Эта работа, выполненна другим французским художником в стиле барокко, Трофимом Биго, где присутствуют все элементы, относящиеся к теме memento mori (помни о смерти).

Трофим Биго, Аллегория тщеславия, Галерея Палаццо Барберини в Риме
Трофим Биго, Аллегория тщеславия, Галерея Палаццо Барберини в Риме

Из итальянского XVII века выделю мрачные работы Якопо Лигоцци и художника генуэзского происхождения Бернардо Строцци.

Якопо Лигоцци, Memento Mori. Натюрморт
Якопо Лигоцци, Memento Mori. Натюрморт

Если вы задаетесь вопрос, почему такой ужас в натюрморте, то можно вспомнить, что XVII век (в Риме, точно) время, когда владельцу картины и художнику важно именно ОШЕЛОМИТЬ зрителя, буквально заставить его замереть с открытым ртом. Поэтому каждый старался это сделать, как мог !

Бернардо Строцци дает оригинальную интерпретацию vanitas (тщеславия) с юмором. Он изображает не красивую женщину в расцвете сил, а старуху, которая, не осознавая своего старения, и ослепленная тщеславием, смотрит на себя в зеркало, которое безжалостно показывает реальность, которую она отказывается видеть.

Бернардо Строцци, Старая кокетка, 1635 г.
Бернардо Строцци, Старая кокетка, 1635 г.

Выражение лица служанки, пытающейся украсить прическу госпожи перышком, насмешливо и иронично. Некоторые предметы на туалетном столике отсылают к теме тщеславия: драгоценная серебряная ваза с ручкой в ​​форме гарпии, веер, флакон духов, некоторые украшения. Роза, отраженная в зеркале, указывает на мимолетность жизни, увядание плоти. Цветы апельсина, обычный атрибут невесты, вероятно, указывают на то, что женщина все еще ищет мужа.

В конце XIX века создается изображение американского художника и иллюстратора Чарльза Аллана Гилберта.

Рисунок является оптической иллюзией, и представляет собой изображение женщины, любующейся собой в зеркало, которая, если смотреть издалека, принимает форму человеческого черепа.

Чарльз Аллан Гилберт, «Все суета»
Чарльз Аллан Гилберт, «Все суета»

А вы что увидели в первый момент женщину или череп?

Подписывайтесь на мой канал, я рассказываю про Рим и Италию в целом.

Светлана Синица гид по Риму

Полезные статьи про Рим и путешествия по Италии на моем сайте

#магия #живопись #старость #зеркало