Найти тему

Успение Богородицы: современная Греческая иконография

"У нас так не рисуют" - с этими словами Илья, мой "соратник по мозаичному делу", показывал мне фото росписи храма в Греции. Это было в далеком 2009 году, в начале творческого пути.

Меня зовут Юлия. Сегодня я хочу рассказать о работе Косырева Ильи совместно с ним мы создаем мозаичные иконы и художественные панно. В проектах он обычно занимается отрисовкой и созданием картонов –полноразмерных цветных рисунков под мозаику.

Косырев Илья и Казурова Юлия
Косырев Илья и Казурова Юлия

После окончания монументального отделения Суриковского института Илья был принят в творческую мастерскую Е.Н. Максимова, так в творческих вузах называют аспирантуру. Евгений Николаевич предложил ему поехать в Грецию, чтобы помочь местному архитектору Димитрису Талаганису завершить роспись домовой церкви. Иконография и сюжеты уже были утверждены и они отличались от привычных нам.

Так чем же современная греческая иконография Успения Богородицы отличается от привычных нам канонов, и почему это заставляет задуматься о глубине и многогранности религиозного искусства?

Каноны и новаторство: когда традиции встречаются с индивидуальностью

На иконе Успения Богородицы, можно насчитать множество сюжетов, которые принято изображать:

  • Ангелы, приносящие апостолов к одру Богородицы, символизирующие ее "успение" как божественный замысел.
  • Богородица на престоле.
  • Царь и пророк Давид, напоминающие о царском происхождении Богородицы и ее статусе "царицы небесной".
  • Апостол Петр, совершающий каждение телу Усопшей, символизирующий духовное поклонение.
  • Овальный нимб и чины ангелов вокруг Христа, символизирующие славу Божию.
  • Христос, являющийся как "Царь славы", чтобы взять душу Богородицы на небо.
  • Младенец на руках у Христа, символизирующий возвращение Богородицы к Сыну, ее переход в небесную жизнь.
  • Святители Дионисий Ареопагит, Косма Маиумский и Иоанн Дамаскин, творцы богослужебных текстов, посвященных празднику Успения, которые подчеркивают важность песнопений в понимании этого события.
  • Люди вокруг одра Богородицы.
  • Апостолы
  • Иерусалимские женщины, символизирующие боль и скорбь, но одновременно веру в воскресение.
  • Богородица на престоле славы, возносящаяся в горний Иерусалим, символизирующая не просто смерть, а вознесение к Сыну, ее становление "царицей небесной".
  • Багряный цвет ткани, покрывающей ложе Богородицы, - традиционный атрибут власти, подчеркивающий царское достоинство Пресвятой Девы и ее вознесение к небесной славе.
  • Иудейский священник Афония, попытавшийся опрокинуть гроб Пресвятой Богородицы во время шествия в Гефсиманию.
  • Ангел с мечом символизирующий неверие в Богородицу и ее божественную миссию, но в то же время подчеркивающий ее защиту ангелами и то, что ее успение - воля Божья.

То есть получается сложная многофигурная композиция.

Взято с сайта https://foma.ru/ikonografiya-uspeniya-bozhej-materi.html
Взято с сайта https://foma.ru/ikonografiya-uspeniya-bozhej-materi.html

Однако, в греческом храме, где работал Илья, иконография Успения Богородицы оказалась другой.

Греция, храм Константина и Елены
Греция, храм Константина и Елены

На росписи были изображены:

  • Богородица.
  • Апостолы окружающие ее.

В чем же причина такого отличия?

Ответ кроется в другом понимании культуры . Для греческих прихожан этого храма было важно подчеркнуть не столько сюжетные линии, сколько саму суть события - Успение Богородицы. В этом случае решили сконцентрировать внимание на образе Богородицы в окружении скорбящих апостолов, чьи лица отражают глубокую печаль и смирение перед волей Божьей. И места для росписи как и во многих местных храмах было не много.

Димитрис Талаганис был автором проекта и знаменщиком, он распределял общие черты композиции согласовывал с духовенством и Заказчиками каноничность образов.

А Илья делал то, что он умеет делать, очень хорошо, рисовал и создавал образы каждому персонажу. В данном случае когда он приехал композиция и основные параметры были уже начаты на плоскости. Чтобы посмотреть как изменялась роспись листайте галерею

Иконографические решения: от канона к свободе творчества

Такой подход заставляет задуматься о том, что иконография - это живой язык, который развивается и меняется в зависимости от времени, места и индивидуальности художника и Заказчика.

В греческом случае мы видим не просто отход от канона, а глубокое понимание традиции, которое позволило художнику создать свой собственный образ, сохранив при этом глубокий духовный смысл события.

Влияние иконографии на восприятие

Греческая иконография Успения Богородицы, хотя и отличается от привычной нам, является отличным примером того, как можно передать духовный смысл события через художественный образ.

Этот пример учит нас быть открытыми к новым иконографическим решениям и видеть в каждой иконе не просто канон, а духовное послание, которое может тронуть наши сердца и наполнить их светом веры.

Как вам такой иконографический прием, напишите в комментариях?

Согласна, что греческая икона Успения Богородицы впечатляет своей лаконичностью. Но, уменьшение количества персонажей до минимума может сделать изображение слишком символичным, потеряв часть глубины и образности. В искусстве важно найти баланс.
Я думаю, что в каждом случае важно учитывать контекст и цель творческого замысла. Если икона предназначена для конкретного храма или места, то нужно внимательно отнестись к традициям и ожиданиям прихожан.
В своих работах мы всегда ищем золотую середину, и обязательно все этапы согласовываем с Заказчиком. Потому что в духовных вещах очень важно для кого это создается и соответвие канонам, а не "я художник, я так вижу".

Чтобы получить консультацию и сделать заказ пишите мне личное сообщение Telegram.

Также можно заказать расчет проекта на сайте

Подписывайтесь на мой Telegram-канал, чтобы не пропустить новые публикации о мозаике.