Говорить и спорить о древних шумерах можно до бесконечности – чересчур интересная и дискуссионная тема. Однако тем и прекрасна ранняя история Древней Месопотамии. что она рассказана достаточно подробно самими древними обитателями этих мест благодаря расшифрованной клинописи – древней письменности одной из первых человеческих цивилизаций.
Письменность, безусловно – главная наработка древних шумеров. Она отделила «безмолвные» Тёмные века от абсолютно новой эры, где каждый, кто владел знанием правильного начертания символов, при помощи глиняных табличек и барельефов мог рассказать о себе или свершениях великих людей заинтересованным потомкам. Более того, Древняя Месопотамия столь древняя земля, что даже последующая Вавилонская цивилизация уже имела музеи в крупных городах – для того, чтобы жители первых столетий нашей эры могли взглянуть на результаты труда своих (уже тогда) древних предшественников из IV – III тысячелетия до нашей эры.
Сегодня мы поговорим о родоначальниках всей человеческой цивилизации – о древних шумерах, которые преодолели сложный путь от полудиких племён до городов-государств, объединённых под одной властью. И, несмотря на завоевание аккадскими правителями, переход в вавилонский этнос и присутствие в качестве отдельного региона во многих державах и империях «отголоски» древних шумеров всё ещё встречаются в современных народах Ирана и Ирака.
«Черноголовые» шумеры
Собственное название «шумеры» переводится как «черноголовые» - по преобладающему цвету волос. Позже, это название, как и подавляющее большинство наработок шумерской культуры и науки, переняли аккадцы, признававшие в покорённом народе интеллектуальное и нравственное главенство.
О том, как появились шумеры в Междуречье Тигра и Евфрата можно только гадать – мало генетического материала и археологических находок, что сложилось в очень известный «тупик» теорий исторической науки, которому есть особое название – «шумерская проблема». Единственное, что установили современные учёные – это то, что шумеры, скорее всего откуда-то пришли на территорию Нижней Месопотамии, слились с местным населением и переняли у местного населения (!) зачатки языка, письменности и ведения сельского хозяйства.
«Черноголовые» - это название не нужно трактовать дословно. Со временем оно стало менять смысл и стало обозначать что-то вроде «[настоящие] люди». То есть те люди, которые своими цивилизационными достижениями обособились от огромного «тёмного» родоплеменного общества другого мира. Это и объясняет, что аккадцы, несмотря на внешние отличия, совершенно не отказались от чести называться «черноголовыми» - так, они «официально» причислялись к подданным древней и развитой цивилизации.
Впервые, о шумерах, современной науке стало известно в середине XIX века. Именно тогда исследователи уже расшифрованной вавилоно-ассирийской клинописи обратили внимание на некоторые странные места в тексте, которые никак не подвергались переводу. Поначалу, многие учёные (например, Ж. Галеви), выдвигали суждения, что имеет место быть тайная жреческая письменность. Но потом было установлено, что надписи сделаны на несемитском, неизвестном ранее языке.
Вавилоняне так называли своих первопредков: «аккадцы», «вавилонские скифы» и «халдеи». Но в 1898 году, когда исследователями в этой области был накоплен достаточно большой объём знаний, авторитетный эксперт – Юлиус Опперт решил, что корректнее называть первое население Древней Месопотамии именно шумерами. Хотя бы потому, что титул вавилонских царей ещё долгое время включал в себя приставку «царь Шумера и Аккада». И, с учётом того, что на то время уже проглядывалась роль аккадцев в истории Междуречья (они не были первыми на этой территории), исконное население этих мест решили называть именно в варианте Опперта.
Археологическое вскрытие шумерской культуры произошло в самом конце 1870-х, благодаря раскопкам Эрнеста де Сарзека возле города Гирсу. «Вскрытие» было самым удачным – найденные двуязычные словари между вавилонским и шумерским языком позволили произвести быструю и эффективную дешифровку ранее нечитаемых тестов. Однако о массовом переводе корректнее всего говорить в контексте наработок Пёбеля и Даймеля, которые в 1923 и 1924 году выпустили свои труды по шумерской грамматике, сделав древние тексты по-настоящему читаемыми.
В это же время археологические изыскания приносили одну сенсацию за другой. Один за другим на свет снова появлялись важнейшие города древней цивилизации, встречающиеся в расшифрованных текстах – Киш, Урук, Ур и другие. Причём уже тогда было произведено принципиальное отделение аккадцев от шумеров – первых признали коренным населением Верхней Месопотамии, которые только потом сыграли свою роль, превратившись в Аккадское царство.
Эти же открытия позволили разобраться в шумерской мифологии. И представлениям «черноголовых» о самых себе и о мире следует посвятить отдельный раздел этой статьи.
Мифы древних шумеров
Мифы шумеров тем более важны, потому что раскрывают секреты возникновения государственности и во время возникновения династии Киша «переплетаются» с реальностью.
Шумеры верили, что боги вылепили людей из глины, по своему образу и подобию. Сотворили для того, чтобы люди своей жизнью служили тем или иными божествам и насыщали своей верой и энергией.
Сами Шумеры считали, что «лепка» была произведена в местной «земле обетованной» - долине Дильмун, которая, согласно местным поверьям, располагалась за морем на Юге. Причём первые люди не знали старости, болезней и смерти. И даже животные в этой долине мирно сосуществовали друг с другом, не предпринимая попытки нападения.
Современные учёные считают, что Дильмун имел все признаки архетипичного Рая, так хорошо описанного в первых текстах Библии. Причём удалось выявить реальное место существования Дильмуна – система островов Бахрейнского архипелага, откуда в Междуречье вполне себе могли приплыть первые шумеры.
Что интересно: согласно местным поверьям, прибыв в Месопотамию человечество «опустилось» до полудикого образа жизни. И только владыка подземных вод – «небольшой» бог Энки сжалился над полуразумной паствой и приобщил «заблудших овец» к благам цивилизации.
Тогда, при пособничестве культового героя Энки и начали появляться первые города. Причём первый город – город Эреду, посвящённый богу, который снизошёл до общения с представителями человечества.
Именно в город Эреда, согласно монументальному шумерскому труду – «Царскому списку», была спущена «царственность» с самого неба. Именно поэтому, согласно местным поверьям, правители были осенены «небесной силой и властью» и были полноправными представителями богов на грешной земле.
Вызывает вопрос время правления первого царя – Алулима (переводится как «олень-самец»). Согласно «Царственному списку» он правил никак не меньше 2,8 тысяч лет. Причём стал первым легендарным царём «до Потопа», который также фигурирует в древних текстах. Именно поэтому, как ни крути, библейские сюжеты во многом повторяют представления шумеров о строении Мироздания и о некогда свершавшихся глобальных катаклизмах.
Все «допотоповые» цари правили очень долгое время. Причём царская власть переходила из города в город – Шуруппак, Сиппар, Ларак, Бад-тибир и другие.
Последний допотопный царь – Зиусудра – правитель Шуруппака (некоторые учёные предполагают, что этот царь является прототипом Ноя). Именно он (!) построил ковчег по подсказке того же бога Энки и смог с животными и семьёй пережить глобальный катаклизм, ниспосланный богами в наказание человечеству за самовольство и отступление от своей главной цели – служить верховным правителям «неба и земли».
От мифов к реальности
После потопа новыми правителями Междуречья стали представители I династии Киша. Якобы, за узакониванием своей власти первый представитель династии - Этана «летал на небеса» на спине гигантского орла и получил не только право стать главным над всем человечеством, но и «траву рождения» - семена для засева земли после катаклизма.
Насколько это соответствовало реальности? Современные исследователи считают, что столь серьёзный литературно-исторический труд, как «Царственный список» был создан только для того, чтобы показать «божественную преемственность» III династии Ура, которая главенствовала над Междуречьем в XXII – XXI веках до нашей эры. Это мнение опирается на тот факт, что до указанного времени, в более ранних литературных источниках мифы присутствуют разрозненно и не складываются в одну «канву». И тут, когда к власти, путём завоеваний, пришла могущественная III династия Ура, как по мановению волшебной палочки возникает «общелитературный» труд, который распространяется на все прочие территории.
Удобно, не правда ли?
Но, судя по тому, что сейчас находят археологи в Бахрейне, многие легенды имеют своё реальное отражение в объективной реальности. И тот же легендарный Дильмун действительно мог являться местом «зачатия» шумерской цивилизации. Более того, нахождение и раскопки города Эреду действительно позволили установить тот факт, что он является древнейшим в Месопотамии. Так что, вопрос о том, что в шумерских мифах считать выдумкой, а что – реальностью, по-прежнему является дискуссионным!
Свои «отголоски» есть и у древнего «Потопа» - отражение в мифах древних наводнений, которые когда-то действительно «заходили» в такие города, как Киш и Ур. Были ли наводнения столь глобальными, как то описывают мифы? Древнему человеку реальная картина могла показаться намного масштабнее, чем было на самом деле. Да и все составители древних текстов любили преувеличивать абсолютно всего, чего касалась рука – численности армий, сроков жизни, серьёзности свершившихся событий и катаклизмов.
Иными словами, в самой ранней шумерской литературе, в мифах этой чудесной страны действительно можно видеть неявные отголоски «больших» событий. Но восстановить эти события со всей точностью не представляется возможным. Поэтому версия об «удобной литературе» для III династии Ура является самой основной и адекватной.
Древнейшие находки в Древней Месопотамии
Древнейшие археологические находки, относящиеся к шумерской цивилизации, были найдены на территории Нижней Месопотамии и относятся к периоду с VI по V тысячелетие до нашей эры.
Шумерской прослойке предшествовала убейдская культура. И ещё долго вещи и оружие древних «аборигенов» переплетается с культурными слоями шумер – всё время, пока шёл процесс ассимиляции местных племён пришлым народом.
Судя по всему, представители убейдской культуры были очень развитыми племенами «по всем параметрам». К примеру, ещё в середине XX века известный исследователь «шумерской проблемы» - Б. Ландсбергер установил, что от аборигенов шумеры унаследовали не только топонимы и гидронимы, но и некоторые научно-технические наработки, а также «составные части» протописьменности.
К большому сожалению, что-то больше сказать о предшественниках шумеров трудно – убейдское общество чересчур давно существовало на планете Земля. Да и на его «костях» взросло чересчур много цивилизаций – они буквально «втоптали» археологическое наследие в землю, превратив его в пыль ещё на рубеже античной и нашей эры.
Урукский период
Название «Урукский период» - примерно середина IV века до нашей эры, связано с доминацией города Урук. Собственно, примерно в это время как сам Урук, так и ряд древнейших шумерских городов только появляются на карте Месопотамию.
Урукский период прекрасен – усложняется хозяйство, социальные роли, система управления. Храмы становятся монументальнее. Расцветает торговля, обмен, гончарное дело. Но самое главное – зачинается и получает своё развитие сложное искусство – создание барельефов, картин, архитектурных изысков, статуй, стел, памятников, украшений и прочих составляющих частей особого шумерского мира – мира невиданной (доселе) красоты и роскоши.
Пиктографическое письмо – предшественница клинописи, начинает идти в этом направлении, где-то упрощаясь, где-то систематизируясь, где-то упрощаясь.
Период Джемдет-Наср
С конца IV по начало III тысячелетия до нашей эры цивилизация продолжает формироваться. Начинается территориальное деление на «номы» - прообраз будущих городов-государств. На карте уже присутствуют такие города, как Телль-Укайр, Лагаш, Киш, Ур, Урук, Акшак, Дарак, Адаб, Абу-Салабих, Эшнунна, Сиппар и Джемдет-Наср. Последний город, указанный в списке и задал «тон» эпохе, так как захватил «пальму» первенства в культурном и технологическом развитии.
В этот момент времени административную роль фактически выполняли религиозные учреждения: здесь концентрировались глиняные таблички, проходило обучение, заключались договора и соглашения. Первый документооборот и письменное скрепление обязательств породило расширение межрегиональных связей.
Ирригационные сети также получили своё развитие, равно как и многие ремёсла. Появляются первые простейшие механизмы.
Развитие культуры доходит до такой точки, что начинают появляться первые изображения местных вождей и жрецов. Причём кое-где уже можно разглядеть персональные черты.
Совершаются первые походы в соседние страны и территории. Особенно страдает горный Элам. Это привело к тому, что на территории Шумера появляется особый иероглиф для обозначения раба, который дословно читается как «чужак, человек гор».
Скорее всего, именно в этот период возникают первые династии правителей. И, как считают учёные, именно эти правители могли стать прообразами «допотопных» царей.
В этот же период, согласно археологическим раскопкам, происходит глобальное наводнение. Это привело к изменениям в материальной культуре того времени.
Раннединастический период
С XXVIII по XXIV век до нашей эры проходил раннединастический период.
В это время завершилась урбанизация территорий, города-государства вступили в пору расцвета и «обзавелись» не только царской властью, но и обособленной элитой, своим регулярным войском, уникальной и развитой культурой.
В это время роль главного культового центра переходит к городу Ниппуру. Именно там возводится главный храм бога Энлиля – Экур. На севере, на аккадской территории выделяется город Киш – отправная точка будущей аккадской экспансии и перекраивания существующих порядков. В это время аккадцы – всего лишь одно из полудиких племён, в зоне распространения власти некоторых северных городов-государств.
Несмотря на явное отставание в развитии, аккадцы считались полноправными жителями Шумера и так же звались «черноголовые». Полными дикарями, в представлении представителей первой цивилизации, являлись «люди гор», которые вели практически первобытный образ жизни.
В раннединастический период усиливается борьба между городами-государствами. Но именно аккадцы, постепенно захватившие власть на севере Месопотамии, предприняли наиболее эффективные шаги к будущему объединению. Там же, фигурально выражаясь, и появился первый настоящий царь, под властью которого находилось несколько городов.
Основатель I династии Киша – легендарный Этан, о котором было написано ранее. Представители этой династии постепенно, город за городом, принуждали правителей «присягать одной короне».
К этому времени относится древнейшая надпись из Месопотамии. Она восхваляет военные успехи кишского правителя – Энмебарагеса.
Несмотря на явное возвеличивание и рост силы северного Киша, на юге аналогичный процесс возвышения, пусть и в более скромном масштабе, проходил город Ур. Однако первая южная династия появилась в соседнем городе Уруке. Первые известные правители – Лугальбанда и Энмеркар.
Согласно записям известно, что южные правители установили торгово-дипломатические связи с некой страной Араттой. Но местонахождение этой страны только предстоит открыть современным археологам и учёным.
В это же время царь города Урук – Гильгамеш, нанёс поражение аккадскому царю Киша – Аггу. Это говорит о том, что Север и Юг только вкатывались в череду беспрестанных войн за единоличное могущество.
К слову, в научных трудах раннединастический период делится на этапы. И события, указанные выше по тексту маркируются для краткости пометкой «РД I».
«РД II» и «РД III»
Первая часть раннединастического периода оканчивается победой Гильгамеша, началом доминации южного государства и возведение «победной стены» в Уруке. Но если верить «Царскому списку», радость в Уруке длилась недолго – правители Ура нанесли поражение своим соседям и стали новым центром царской власти в Южной Месопотамии.
«РД III» - бесконечная череда войн за гегемонию. Но именно династия Ура была сильнее прочих, о чём говорят могущественные захоронения элит и правителей.
Правитель Месанепад достиг наивысшей точки развития, в годы своей жизни – примерно с 2563 по 2524 год до нашей эры. Именно он, первым, присоединил к своему титулу «Царь Ура» почётную приставку - «и Киша», что ознаменовало объединение двух территорий, враждующих веками. Но радость была не долгой – в этот же век I династия Ура потерпела поражение от правителя Лагаша – Эанатума. Это привело к «отпаданию» старых территорий и переходу «пальмы первенства» в силе в указанный город.
Лагаш, убрав давнего противника «с шахматной доски», начал борьбу за плодородную равнину Гуэден с городом-государством Умма. Эанатум и здесь выходит победителем, в честь своей победы, установив так называемую «Стелу коршунов». Позже, Киш был также покорён этим плодотворным правителем ранее малозначительного города.
Скорее всего, после смерти Эанатума, Лагаш быстро лишился всех своих завоеваний. Между тем, в Уруке начала возвышаться II царская династия. И город быстро возвращал себе прежние владения вернув Ур и ряд других крупных городов.
Правитель II урской династии - Лугалькингенешдуд смог подчинить себе Аккад, который, благодаря влиянию Киша, смог «спаяться» из нескольких городов-государств в цельное государство. Но политическая нестабильность увеличивалась – города-государства ещё «не привыкли» жить под одним началом, так как соответствующий опыт по крупицам только накапливался в истории человечества.
Всё это привело к созданию первой конфедерации – когда правители разных городов Шумера, сохраняя самостоятельность, всё-таки признавали старшинство одного из правителей. И первым «первым среди равных» стал правитель города Умма – Лугальзагеси, который жил на белом свете с 2336 по 2311 год до нашей эры.
Конфедерация снова нанесла поражение Кишу и Лагашу. Причём Лагаш поплатился за желание сохранить полную самостоятельность, за что и был стёрт почти до основания.
В качестве заключения: Аккадское царство
Но едва перестали дымиться развалины Лагаша, как Аккадское царство, накопив силы, нанесло поражение шумерским городам. Правитель Саргон Древний совершил то, чего не смог сделать никто из предшествующих правителей – создал первое устойчивое централизованное государство в Месопотамии.
Несмотря на незрелость политических институтов, Аккадское царство обладало ярко-выраженными чертами восточной деспотии. Да – Аккадское царство постоянно сотрясали восстания и мятежи (некоторые – удачные, которые даровали тому или иному городу независимость на долгие годы). Да, оно неоднократно стояло на грани полного распада. Да, аккадцами была перенята практически вся шумерская культура, технологии и даже часть языка.
Однако Аккадское царство держалось. Более того, со временем шумерский язык стал только языком документов, а местные жители, в разговорной речи, стали использовать разные диалекты аккадского языка.
Свершилось то, что не случалось ранее, но будет часто случаться впредь: один народ занял территории другого народа и постепенно ассимилировал местное население.
Говорит ли это о полном окончании истории шумеров? Нет – они стали неотъемлемой частью прочих стран. В том числе, в качестве «крупной части генома» и сейчас присутствуют на территории Ирака и Ирана. Однако после длительного правления Аккадского царства разговор не может быть предметным – он может идти, скорее, об общей истории Месопотамии, нежели о древних шумерах. И об общей истории Месопотамии вы можете узнать в ЭТОЙ статье на канале «Серьёзная история».
С уважением, Иван Вологдин.
Подписывайтесь на канал «Серьёзная история», ставьте лайки и пишите комментарии – этим вы очень помогаете в продвижении проекта, над которым мы работаем каждый день.