Публикация представляет собой этнографический очерк о цыганах, их появлении в Европе и гонениях, которым они на этом континенте подвергались. И только в СССР цыган наконец-то оценили по достоинству и признали в них полноценных членов прогрессивного общества. Очерк взят из старого советского журнала «Вестник знаний» за 1931 год и принадлежит перу расстрелянного в сталинские времена профессора антропологии Евгения Генриховича Либмана.
Цыгане – народ особенный. Я прочитал про них много материалов, в том числе даже на страницах художественной литературы, и даже посмотрел немало фильмов. Но информация во всех этих источниках была неофициальная, то есть, степень ее объективности зависела от личности автора того или иного источника. И вот именно из-за этого история цыган и такая цветистая, и часто вообще непонятно, как к ним относиться.
Но вот недавно я наконец-то отыскал в старом сталинском журнале за 1931 год самую правдивую информацию про цыган, да еще с картинками, правда, черно-белыми, но тем не менее. Очерк так и назывался – «Цыгане», что предопределяло получение его читателями самой объективной информации по интересующему их вопросу.
Да, информация и на самом деле получилась объективная – ну разве могли быть не объективными советские ученые-этнографы во времена Сталина? Если бы они писали неправду для советского народа в ту эпоху, их быстро бы постигла народная кара, именно поэтому я и считаю, что при Сталине вся информация была правдивая, и даже больше.
Правда, занимаясь биографией автора этого очерка – профессора антропологии Евгения Генриховича Либмана, я обнаружил, что в 1936 году он все же был арестован, а в 1937-м – расстрелян. Официальное обвинение – за антисоветскую пропаганду. Я очень удивился – какую антисоветскую пропаганду может осуществлять ученый-антрополог, занимающийся не политикой, а происхождением народов?
Неувязка какая-то.
Короче, стал я искать другие подробности о Е. Г. Либмане, но ничего не нашел, даже фотографии. Известно только, что расстрелян он был в Карелии, в печально известном расстрельном полигоне Сандормох. И больше ничего об авторе очерка «Цыгане» не обнаружилось, если не считать небольшого списка его научных публикаций, среди которых есть такие: «Распределение групп крови среди великорусов», 1928 г., «К вопросу о серологических расах в Средней Азии», 1931 г. и «Родственные связи некоторых турецких народов Средней Азии по изоагглютинационым свойствам крови», 1931 г.
Так что не только о цыганах писал автор предлагаемого мной очерка, но и о многих других народах СССР, и потому вдвойне непонятно, за что этот советский ученый пострадал. Где народы СССР, а где – политика и пропаганда?
В общем, давайте почитаем старый советский труд о цыганах и попытаемся понять – где тут в нем скрыта антисоветская пропаганда. К сожалению, остальных трудов Е. Г. Либмана я пока что не отыскал, но я над этим работаю, и как только отыщу, то тоже выложу их на своем канале.
Журнал «Вестник знания», №4, 1931 г.
Ц Ы Г А Н Е
Автор: Е. Либман
Цыгане принадлежат к малоизученным народностям. Это многочисленное племя, в значительной степени еще кочевое, рассеяно во всех частях света.
Таборы цыган можно встретить на вершинах Гималайского хребта и в низменных степях Бразилии, в центральной Африке и под Москвой, в предместьях Парижа и Самарканда.
Народ этот до сих пор представляет много загадочного и невыясненного.
О происхождении цыган и их родственных связях с другими народами долго существовали самые фантастические представления. В настоящее время индийское происхождение цыган доказано наукой с полной достоверностью. В Европе цыгане появляются в конце средних веков.
Европа, окутанная дымом тлеющих костров святой инквизиции, недружелюбно принимает непрошенных пришельцев. Монахи и феодалы угрозой и обманом, крестом и мечом безуспешно пытаются прикрепить к земле и обратить в рабство свободолюбивых кочевников.
Государства издают специальные законы, направленные к закрепощению цыган.
В классической стране средневекового мракобесия, - в Испании, - в 1499 году потребовали от цыган, под страхом изгнания и конфискации скота и имущества, в течение 60 дней переменить кочевнический образ жизни на оседлый.
Непрекращающиеся насилия и гонения государства и церкви только еще больше способствуют изоляции цыган от окружающих народов и сохранению верности обычаям кочевников.
Кому удалось избегнуть пыток инквизиции и истребления в Испании, те переселились в более гостеприимные страны. Но и там ненадолго их оставляют в покое.
Католическая церковь, силой обратившая цыган в христианство, не довольствуется только одним формальным приобщением их к святой вере. Монахам-тунеядцам нужны дешевые рабочие руки для обработки своих обширных монастырских земель, только этим и объясняется погоня за цыганами представителей церкви. От цыган требуют невозможного - перестать быть цыганами. Так, во Франции в начале XVII века им строжайше запрещается именоваться цыганами и употреблять свой родной язык. В преследовании цыган с Францией небезуспешно соперничает Пруссия.
Так, например, в 1725 году Фридрих-Вильгельм I приказал просто-напросто вешать каждого цыгана старше 18 лет, который вступит в прусские владения. Жестокие административные преследования гонят цыган из одной страны в другую.
Своеобразный хозяйственный уклад кочевников способствует расчленению этого племени на множество мелких групп, получающих различные названия от окружающих их народов.
Цыгане сами называют себя «ром» (человек), но у разных народов они известны под различными названиями. Так, во Франции их называют богемцами, B Англии - джипси, в Венгрии - фараонов народ и т. д. Последнее прозвище связано с именем Египта, за выходцев из которого они сами себя выдавали при первом своем появлении в Европе.
Окруженные презрением и бесправием, цыгане замыкаются в тесном семейном кругу своего табора, поддерживая оживленную связь с соседними таборами. Непрекращающиеся административные преследования заставляют их прибегать к особой конспирации для сношения с своими единоплеменниками. Они выработали сложную систему условных знаков и обозначений, посредством которых извещают отдельные таборы о различного рода внутренних и внешних событиях своей многострадальной жизни. Эти знаки составляют одну из замечательнейших особенностей кочующих цыган.
У каждого табора имеется свой знак, причем каждый из сочленов его может присоединить к этому знаку еще и свою личную примету.
Язык кочевнических знаков крайне сложен. Для выражения его употребляются всевозможные старые тряпки, камни, сучья, черепки разбитой посуды, кости животных, камни и сучья, украшенные зарубками и пучками соломы.
У цыган имеется и свой телеграф, посредством которого они оповещают своих сородичей обо всем необходимом. Телеграфным проводом служат проселочные дороги, лентой - земля.
Если условные знаки цыган покрыты коровьим пометом, это обозначает: «нас преследуют, остерегайтесь».
Укрепленная около условного знака ветка бузины извещает о болезни; и чем больше на ветви бутонов, тем тяжелее и опаснее болезнь. В случае перелома ноги, ветка бузины слегка надламывается, при переломе руки ветви перевязываются и т. д. Березовые ветви обозначают тюремное заключение, которому подвергнуты сочлены данного табора. Куски кожи и меха, прикрепленные камнем или хворостом к земле, означают предложение ускорить встречу таборов. Место встречи указывается так: город обозначается квадратом, деревня кругом. Начерченный крест означает, что в данном районе нельзя рассчитывать на пропитание. Наоборот, двойной круг указывает на легковерность и щедрость окружающего населения.
Прибавление в семействе обозначается ивовыми ветвями; при рождении мальчика ветка обвязывается красной тряпкой, а при рождении девочки - белой. B отличие от мальчиков, которых обыкновенно предоставляют самим себе, девочки окружены вниманием и нежной заботой родителей вплоть до самого замужества.
Внимание, уделяемое девочкам, находится в связи с пережитками матриархата, следы которого до сего времени еще сохраняются у некоторых из цыганских родов. Например, среди трансильванских цыган находим типичные следы матриархата: при вступлении в брак мужчина совершенно разрывает со своим родом и переходит в дом жены, от которой получает определенный хозяйственный надел.
Нередко женщина содержит всю свою семью.
Характернейшей особенностью цыган, без различия района кочевания, являются совершенно тождественные способы добывания средств к существованию. От берегов Инда до Испании, в Туркестане, Персии, Турции, Египте, в странах Европы и Америки они занимаются одними и теми же ремеслами. Котельщики, лудильщики, коновалы, ловкие барышники лошадьми, дрессировщики медведей, обезьян и попугаев, музыканты и фокусники, предсказатели будущего, отыскиватели краденых вещей, нередко и воры - таковы их наиболее типичные профессии при бродячей жизни.
Цыгане обладают незаурядной музыкальной и поэтической одаренностью. Созданный ими жанр, полный чувства трогательной нежности, проникнутый жгучей любовью к вольной жизни, свободный от предрассудков цивилизованных народов, цинично теперь опошлен в ресторанах и увеселительных заведениях Западной Европы.
Знаменитый композитор Ф. Лист с высокой похвалой отзывался о цыганском искусстве.
«Эта музыка, - писал, Лист, - привлекает слушателей свободой и богатством ритмов, их обилием и гибкостью, каких не найти нигде в такой степени. Они разнообразятся до бесконечности. Они своеобразны, полны огня, гибкости, увлечения, колебания, поэзии и фантастических капризов, то жгучи, как любовное признание, то томительны - и т. д».
Цыгане - жертва исторической несправедливости окружающих народов. Свыше 200 лет назад они, вероятнее всего через Румынию, проникли в европейскую часть СССР. Их печальная история показала, что суровыми мерами законодательного и административного порядка, правильнее сказать произвола, нельзя добиться трудового перевоспитания вольных кочевников. Чем сильнее давит на них административный пресс, тем с большим упорством они отстаивают свои обычаи и привычки.
На каждом шагу встречая западни и рогатки, расставленные самодержавным режимом, всячески препятствовавшим им войти в трудовую жизнь, цыгане принуждены были добывать себе пропитание нищенством, гаданием, увеселением праздных посетителей ресторанов и кабаков, тем самым навлекая на себя неприязненное отношение трудовых слоев населения.
Революция, коренным образом изменившая общественный строй страны, раскрепостившая угнетаемые до тех пор национальные меньшинства, открыла широкую дорогу к возрождению цыган на основе вхождения их полноправными гражданами в единый трудовой союз народов СССР.
Легенда о якобы «врожденной» порочности цыган, неисправимых лентяев, не способных и не желающих работать, опрокинута жизнью! Обращение Всероссийского союза цыган к цыганскому населению РСФСР, призывающее к добровольному переходу от бродяжничества к трудовой жизни, к сельскому хозяйству и производительному труду, имеет свое действие. В Смоленском районе образовался сельскохозяйственный поселок. Из разных районов Союза поступают многочисленные запросы цыган о содействии им для перехода к земледельческому труду.
Цыгане изменяют свой быт на глазах истории. Переход от бродяжничества на трудовые рельсы представляет собой акт крупнейшего значения в истории цыганского народа.
Впервые за всю историю своего существования цыгане получают свободный доступ к образованию.
Молодое поколение обучается в трудовых школах и, по отзыву авторитетного специалиста, хорошо усваивает культуру и учение, отличается сообразительностью, и может вполне стать в уровень с остальными народностями.
Группой учителей цыганских школ составлен первый цыганский букварь, в основу которого положен русский алфавит с небольшими изменениями.
Центросовнацменом НКП издается журнал «Романы Зоря», печатающийся на цыганском языке русским шрифтом, обеспеченный литературными силами самих цыган.
От цыган РСФСР не отстают и сородичи их джуги в далеком Узбекистане. Летом 1930 года нам привелось провести несколько дней в самом тесном общении с ними.
Изрядная часть наших цыган теперь работает в производстве «Туркшелк», бок-о-бок с местными рабочими узбеками, таджиками, бухарскими евреями и другими народностями разноплеменного Туркестана, вызывая вполне понятное изумление со стороны окружающего населения. Еще совсем недавно парии, гонимые и всеми презираемые, превратились в промышленных рабочих и заняли заслуженное место в рядах исторически прогрессивного класса.
Они убедились на опыте, что только в труде можно найти освобождение от позорной «цыганщины». В настоящее время на предложение погадать они дают негодующий ответ: «Мы теперь не гадаем, мы работаем!».
Опыт национальной политики СССР, реализованный в отношении «неисправимых» цыган, есть не что иное, как частный случай, служащий, однако, выражением более общего положения, еще раз наглядно убеждающего в том, что ни один из существующих народов не имеет врожденных особенностей плохих или хороших. Социальная жизнь народа определяется и направляется не законами наследственности, а тем, какое место данный народ занимает в производственном процессе.
На примере цыган мы еще раз наглядно убеждаемся в этом.
КОНЕЦ ОЧЕРКА.
ДРУГИЕ МОИ ПУБЛИКАЦИИ НА КАНАЛЕ:
Тайна происхождения тюрков до сих пор не раскрыта, как, впрочем, и тайна происхождения славян
Почему австрийцы и немцы - это один народ, а не два разных. Ряд доводов, объясняющих это утверждение
Почему в США бомжам платят по 1500 долларов в месяц, а в России никто никому платить не собирается?