Австрийцы и немцы – это чистокровные германцы, которые начали разделяться, находясь еще в составе Священной Римской Империи Германской Нации 500 лет назад. За это время они получили разные религии и разные политические системы, что дало повод некоторым историкам причислять австрийцев и немцев к разным народам. Однако когда Австро-Венгерская империя развалилась после Первой Мировой войны, на ее бывшей территории почему-то образовалась Республика Германская Австрия, которая стала делать неоднократные попытки воссоединиться с самой Германией. И это вовсе не говорит о том, что к воссоединению стремились «два разных народа».
Недавно мне довелось прочитать одну статью, в которой автор пытается убедить своих читателей в том, что австрийцы – это вовсе не немцы, а немцы – это вовсе не австрийцы. То есть как бы австрийцы и немцы являются разными народами, потому и существуют два разных государства – Германия и Австрия, которые объединяться не собираются.
При этом автор не является ни немцем, ни вообще германцем и приблизительно, а где он брал свои сведения - непонятно, но понятно, зачем он эту свою публикацию вообще затеял. Ну, просто тема горячая, особенно на фоне расширения НАТО, куда Австрия до сегодня так и не вступила.
В общем, самое первое доказательство того, что немцы и австрийцы – не один народ, автор приводит такое, что, мол, сами австрийцы «здорово обижаются», когда кто-то отождествляет их с немцами.
Вот уж интересно – а кто же австрийцы по происхождению, что они должны обижаться на свое немецкое происхождение? Англичане, что ли? Или итальянцы? И если они не немцы, то почему испокон веков разговаривают на немецком языке?
Да, в Австрии, мол, даже литературный «дойч» (немецкий язык) имеет некоторые свои особенности. Причем не только в плане произношения, но и лексики, например. Ну и что? Во Франции, Италии, да и в самой Германии различия между местными диалектами местных языков еще сильнее, но никто же не станет рассказывать, что в этих странах живут какие-то разные французы, итальянцы и немцы, которые не являются общими народами.
Ну, а насчет того, что австрийцы стесняются называть себя немцами, следует поинтересоваться, а почему после Первой Мировой войны австрийская честь Австро-Венгерской империи стала называться Республикой Германская Австрия? Почему не просто – Республика Австрия, а именно Германская?
Мало того – еще во времена империи австрийские земли этого государства именовались не иначе, как Немецкая Австрия, в отличие от других земель – Венгрии, Богемии, Моравии и прочих территорий, входивших в Австро-Венгерскую империю, например, Итальянская Австрия.
В общем, сразу же после начала перемирия в ноябре 1918 года в австрийских провинциях, населенных немцами, был проведен плебисцит, на котором абсолютное большинство населения – от 98 до 99 % - высказалось за объединение с Германией. Так, уже 22 ноября Национальная ассамблея республики Германской Австрии официально провозгласила, что все немецкие районы страны подчиняются Германии.
Однако Антанта выступила против такого объединения, причем начала угрожать военным вторжением и оккупацией новой республики. Почти год существовала Германская Австрия, пока 10 сентября1919 года ее название под давлением победителей не было изменено на просто Республика Австрия. Согласно Сен-Жерменскому мирному договору, любые попытки объединения страны с Германией были запрещены. Статья 88 договора, которая иначе называется как «Запрет аншлюса», говорит о том, что независимость Австрии - это закон, и его нарушение может произойти только с согласия Совета Лиги Наций.
Мало того, пункт о запрете на объединение был и в Версальском договоре, который устанавливал мир с Германией, а потом был окончательно закреплен в 1922 году в Женевских протоколах, навязанных Австрии и Германии союзниками.
И еще - когда в марте 1931 года правительства Германии и Австрии потребовали от Великобритании и Франции разрешить германско-австрийский таможенный союз, страны-победительницы запретили его создание.
Короче, австрийцам просто было запрещено считать себя немцами, вот и всё. Именно этим и объясняется, почему Австрия, оккупированная гитлеровской армией в марте 1938 года, при проведении через месяц плебисцита практически единодушно подтвердила свое желание жить именно в Германии, а не в какой-то немощной «Австрии».
Конечно, можно сомневаться в том, что плебисцит был проведен по правилам, однако западные страны признали его результаты без всяких сомнений, и никакой критики по этому поводу не последовало. Ну, а раз не последовало критики, значит, большинство австрийских немцев и на самом деле давно мечтали о возрождении Великой Германии с Германской Австрией в ее составе.
Но вот закончилась Вторая Мировая, и победители принялись за старое. Сначала начались игры с оккупацией частей Австрии, снова отделенной от Германии, а в 1955 году появился новый запрет на воссоединение обоих стран, который был закреплен международным договором между Западом и СССР. Именно по этой причине Австрия до сих пор не вступила в НАТО, но все течет, все изменяется. Многие современные австрийцы заявляют, что они не против вступления Австрии в НАТО, но только в том случае, если запрет на объединение с остальной частью Германии будет снят.
Думается мне, что если запрет на вступление Австрии в НАТО будет отменен, то ничего не помешает этой стране снова оказаться в составе Германии. Впрочем, гадать не хочу, я не австриец, а никакого национального референдума по этому поводу среди австрийцев пока что не проводилось.
Короче, это главные соображения того, что австрийцы совершенно не считают себя отдельной нацией – они два раза стремились стать частью Германии, но оба раза по политическим мотивам это им не удавалось.
А теперь, что касается других аспектов различий между двумя германскими «народами». Известно, что Австрия – католическая страна, и это очень древнее наследие, идущее еще от XVI века, когда на территории Европы вовсю бушевала Реформация, разделившая континент на католиков и протестантов. Пруссия и основная часть Германии избавилась от опеки папы Римского, а вот южная ее часть так и осталась католической, что и предопределило разделение Священной Римской Империи Германской Нации на два разных государства – протестантскую Пруссию и империю Габсбургов-католиков.
Существовало еще большое количество немецких княжеств, которые фактически не присоединились ни к одной из сторон, но все они были протестантскими, и в 1871 году вошли в состав Второго Германского Рейха, основанного Бисмарком. В результате разгромной для Австрии войны с Пруссией незадолго до этого у Бисмарка появилась заманчивая идея присоединить к Великой Германии и Австрию, но это было проблематично и по политическим, и по экономическим, и по религиозным причинам, причем религиозные причины в те времена были доминирующими.
Но различия в религиях каких-то частей одного народа не говорит о том, что это не один народ, а два разных. Возьмем современную Ирландию, поделенную на две части по религиозным соображениям – северную протестантскую (Ольстер) и южную католическую (Дублин). Современные ирландские протестанты не хотят объединяться с независимой Ирландией именно по религиозным соображениям, но это совсем не значит, что это два разных народа. Что ирландцы-протестанты, что ирландцы-католики – это один народ, как его не разделяй.
А почему надо разъединять по религиозным признакам немцев Австрии и Германии?
Короче, и это «доказательство» - совсем не доказательство. Индусы-мусульмане и индусы-индуисты после Второй Мировой войны создали два разных государства – Индию и Пакистан, тем не менее оба эти «народа» - индусы. Но они не собираются снова объединяться, а австрийцы, как я писал выше, предприняли уже две попытки объединения со своими северными сородичами.
Также автор рассматриваемой мной статьи о различиях австрийцев и немцев приводит такой аргумент, как культурное различие. Что, мол, австрийцы – более культурные, вежливые, тонкие.
Большей чуши я никогда и нигде не читал. Конечно, в музыкальном отношении можно сравнивать «тонкого» австрийца Моцарта и «грубого» немца Вагнера, но вот куда деть типичных австрийцев Гитлера и Шварцнеггера?
Может мало кто знает, что после аншлюса в 1938 году в составе СС Третьего Рейха насчитывалось более 13% австрийцев. Много это, или мало, учитывая, что население Австрии тогда в 11 раз было меньше населения остальной Германии? Это просто сопоставимо, то есть в СС вступил такой же процент австрийцев, как и немцев, если этот процент считать от массы населения. То есть, если бы в Австрии в те годы было населения столько же, сколько и в Германии, то количество эсэсовцев немцев и австрийцев было бы одинаковым.
Вот вам и «более культурные, вежливые, тонкие» австрийцы.
Ну, что там еще?
А, вот. В самом конце своей статьи автор как бы забывает все свои аргументы исторического, религиозного, культурного и лингвистического свойства (особенно исторического и религиозного), и завершает свой труд таким заявлением:
«В общем, австрийцы - это австрийцы. Если до середины XX-го века их еще можно было с полной уверенностью назвать «самостоятельными немцами», то ныне это особый народ, пусть и говорящий на немецком языке».
Вот так. Оказывается, еще 50-70 лет назад австрийцы все же были немцами, а вот в середине XX века вдруг перестали ими быть. Из этого следует, что автор или запутался, или решил хайпануть на популярном материале. Вот именно с середины прошлого века ему и следовало бы начать изучать процессы, которые привели к сегодняшнему различию между австрийцами и немцами, и не лезть в более глубокие пласты истории.
Но в этом плане можно хоть как-то, но понять, почему современные австрийцы не хотят отождествлять себя с немцами. Это из серии «я – не я, и хата – не моя». То есть именно в середине XX века, как раз после окончания Второй Мировой войны, австрийцы захотели стать непричастными к преступлениям гитлеровцев, мол, они сами явились жертвой нацистов, несмотря даже на то, что затеявший все эти преступления на общеевропейском уровне был «чистокровным» австрийцем.
Ну, в этом плане и на самом деле австрийцев можно считать не немцами, а совсем другим народом (культурным, вежливым, тонким), который постоянно рвался в состав Великой Германии, а вот после такой позорной для Германии войны подумал – а надо ли нам присовокупляться к такой «славе»?
Вот отсюда и начинают появляться всякие сказки насчет разности северных и южных немцев, которые по всем параметрам не являются какими-то двумя народами, тем более разными.
Исходя из этой логики, разными народами можно считать папуасов-людоедов и папуасов-вегетарианцев, хотя все они живут на одном острове.
А что? Различия налицо.
ДРУГИЕ МОИ ПУБЛИКАЦИИ НА КАНАЛЕ:
Немцы и русские – родные братья по происхождению и основатели почти всех великих европейских наций