Я, честно, не понимаю этого хайпа вокруг искусственного интеллекта. Как будто у нас с естественным интеллектом все понятно и проблем нет.
Вопрос «Поработят ли нас нейросети?» звучит для меня странно. Например, на смену плугу пришел трактор. Но вряд ли для крестьян стоял вопрос «Поработит ли нас трактор?» и «Будет ли восстание бульдозеров?». Дело не в тракторах, а в людях, которые оперативно сориентировались и научились на них работать.
Автор: Анастасия Кириллова — эксперт кафедры «Коучинг» Академии социальных технологий, сертифицированный коуч, трекер, фасилитатор.
Так же и с нейросетями. Вот уже который год этот шум, но что по факту? Картинками из Шедеврума уже никого не удивить. Но людей, которые используют нейросети и получают выхлоп для бизнеса, по-прежнему единицы. Потому что написать пятиэтажный промпт — это отдельная работа и ее надо отдельно осваивать.
Но мало этого — надо все равно шарить в теме, иначе нейросеть такого нагенерит, что мало не покажется. И без экспертизы опознать это будет не так легко, как шесть пальцев на картинке из Кандинского.
Получается, что нейросеть — это просто инструмент. И можно его использовать, чтобы повышать свою эффективность, а можно, чтобы повышать отупение. Выбор за каждым отдельным человеком. И единственная опасность от ИИ — это излишне на него полагаться.
На этом бы и все, если бы не несколько интересных тем, которые подсветились совсем недавно.
Во-первых, нейросеть научилась распознавать эмоции. Но у нее самой-то эмоций нет, у нее море информации и алгоритмы. Теперь получается, что машина распознает и общается с нами лучше, чем мы сами общаемся друг с другом. И мы — хотим или нет — откликаемся на такое взаимодействие, опять же в силу своей эмоциональности. Вот тут уже открывается пространство для исследования. Как нам это вообще? Какое наше к этому отношение?
Дальше, образ Юрия Никулина был воссоздан в фильме «Манюня, приключения в Москве». И семья его едва ли не оправдывается, убеждает, что ничего такого в этом нет, они дали на это разрешение.
Дальше, попалась мне тут на глаза запись кинохроники с Сергеем Есениным. Первая реакция: «Ну конечно! Где Сергей Есенин и где кинохроника». Да и видео странные — кадры по 5 секунд с повторяющимися неестественными движениями. Ну понятно же, что нейросеть.
Но дело вот в чем: кинохроники на тот момент уже, оказывается, действительно существовали. А видео это оказалось в сети в 2016 году. Были уже тогда визуальные нейросети с такими возможностями? А я не знаю. Вот правда, не знаю. И реальная эта кинохроника или нет, тоже.
Что же ждет нас дальше? Не верить глазам своим? Сомневаться в подлинности всего, что нельзя потрогать руками? Кто угодно сейчас может создать чей угодно аватар, обучить его и сделать абсолютно любое видео, как настоящее. Это стоит 3 000 рублей. Как нам перспективы, которые открываются за этим?
Эти три момента подсказывают, что действительно, не все так просто с нейросетями. Только опасаться стоит не их, а самих себя.
И что учиться работать с искусственными интеллектом надо, конечно. Но только параллельно развивая естественный интеллект и эмоциональный интеллект. А еще сверяться с этикой, своей личной и общества в целом, развивать осознанность, связь с собой и критическое мышление.