Найти в Дзене
Типовые решения

Чертаново. Назад в будущее

Оглавление

В середине 20-го века сложился тренд на ограничение полета фантазий архитекторов. После постановления "Об устранении излишеств в проектировании и строительстве" застройка советских городов из помпезных сталинских построек перешла в типовые спальные районы, которыми с завидной скоростью обрастали наши города. Практически все проекты стали подгонять под определенные рамки, не давая зодчим в полном объеме воплотить в жизнь их задумки. От того и ценны те редкие случаи, когда архитекторам либо давали какие-то поблажки, либо удавалось создать какой-то уникальный проект, не заходя за рамки дозволенного.

Вспоминая о таких проектах вполне возможно вам в голову придет именно образ сине-белых домов микрорайона Северное Чертаново, которым удалось не только выйти за рамки типового строительства, но и даже опередить свое время, ведь для Советского Союза это был поистине уникальный проект.

В данной статье мы подробно рассмотрим не только микрорайон Северное Чертаново, но и другие примеры архитектуры 20-го века, находящиеся в условной черте района Чертаново, который поистине можно считать одним из самых богатых на эксперименты спальных районов Москвы.

Микрорайон Северное Чертаново
Микрорайон Северное Чертаново

Немного о Чертанове

На самом деле такого района как "Чертаново" в Москве нет. Официально существует 3 отдельные друг от друга территориальные единицы - Чертаново Северное, Чертаново Центральное и Чертаново Южное. Однако в этой статье мы будем рассматривать данные территории как единое целое - Чертаново. Границами рассматриваемой территории будут служить Битцевский лес на западе, Павелецкая и Курская железные дороги на востоке, МКАД на юге и Балаклавский проспект на севере.

Считается, что поселения на месте деревни Чертаново появились еще в 15 веке, но никаких документов, подтверждающих это, нет. Первое упоминание о деревне происходит в мае 1654 года, в расписании пунктов сбора Большого полка, который должен был пойти на Смоленск. В расписании пишется, чтоб воины собирались в деревне Дьяковской, Заборье, Беляева, Котлякове, Сабурове, Шипилове и Чертанове. Так как в переписи 1646 года Чертаново не упоминается, можно сказать, что деревня появилась между 1646 и 1654 годами. А начиная с 1678 года местность постоянно упоминается в различных источниках. 

Существует несколько теорий происхождения названия деревни Чертаново. По одной из них деревня получила название по реке, которая была разделительной чертой имений Узкое и Коньково. Разделительная черта упоминается и в других версиях. Возможно местность получило название по засечной черте - оборонительной линии южных границ Москвы. В 18 веке же здесь пролегала черта личных владений Екатерины II, что тоже могло повлиять на название, однако в те времена деревня уже существовала. Одно известно точно - на данный момент установить конкретные корни топонима невозможно. 

Основным занятием здесь было огородничество, хлебопашество и скотоводство, однако особое место в жизни сельчан занимало садоводство. До сих пор тут можно найти яблони, сохранившиеся еще с 18 века. Однако после открытия курской железной дороги и преобразования серпуховской дороги в шоссе, конкуренция на рынке фруктов начала резко расти, с юга доставлять товары стало гораздо легче, что привело к упадку садоводства в Чертанове. 

После войны чертановские хозяйства столкнулись с большим неурожаем, совхозы уже не выдерживали конкуренцию со своими южными товарищами. В 1960 году после строительства МКАД Чертаново становится частью столицы и про выращивание культур тут забывают окончательно - местность становится полигоном для массовой застройки.

Деревня Чертаново на карте 1968 года
Деревня Чертаново на карте 1968 года

Застройка - типовая и не очень

С 1968 года в Чертаново началась интенсивная застройка домами массовых панельных серий. Самыми первыми были застроены территории возле Сумского проезда. К 1971 году основная масса ныне существующих домов была уже построена. Всего за 3 года Чертаново приобрело тот облик, который оно имеет и по сей день. В последующие годы производилась лишь локальная застройка освобождающихся от промзон территорий. 

В ранние годы основным типом зданий были девятиэтажки серии П-57, они в большом количестве были построены по Сумскому проезду. Тем не менее позднее лидерство по количеству построенных домов перехватила серия П-49, эти девятиэтажки можно встретить практически в любой части Чертанова. Помимо этих двух серий выделяются также дома П-44, И-209А, 1-515 и П-68.

Но и среди типовой застройки есть свои необычные представители, и я сейчас не о Северном Чертаново, о котором вы могли подумать. По адресу Чертановская улица 65 располагается необычный представитель серии И-521а. Его особенность заключается в том, что центральная часть дома развернута в другую сторону относительно основного фасада. Этот дом был построен в 1986 году по индивидуальному проекту. Дом имеет монолитное ядро жесткости, что и позволило развернуть его центральную часть. В доме 25 этажей и 170 квартир. Часто это сооружение называют первым панельным небоскребом, а в народе дом позвали “трансформером”. Таких “трансформеров” в Москве всего несколько. Один в Хорошево-Мневниках и три на Ленинском Проспекте недалеко от метро Тропарево. И то данные проекты подверглись сильному упражнению, поэтому экземпляр на Чертановской можно считать единственны в своем роде. 

Дом по адресу Чертановская 65
Дом по адресу Чертановская 65

Микрорайон будущего

Ну и конечно говоря о Чертаново и уж тем более о его застройке нельзя не сказать о визитной карточке этого района - микрорайоне Северное Чертаново. 

Северное Чертаново это, наверное, самый амбициозный проект 70-х. В 1971 году был принят новый генеральный план Москвы, в котором говорилось, что город должен стать образцовым коммунистическим городом. В то время главным архитектором Москвы был Михаил Посохин. Именно ему принадлежит идея создания идеального района будущего. К тому же, в 1975 году Москва была выбрана местом проведения Олимпиады 1980 года, что придало еще большего стимула, ведь планировалось, что в образцовый район будут водить иностранцев и показывать, как вскоре будет жить советский человек.

Строительство началось также в 1975 году, а завершилось только в 1983.
Район площадью 77 гектаров был рассчитан на проживание 22 тысяч человек. Автомобильное движение было перенесено под землю, а вся наземная территория микрорайона была предоставлена пешеходу. Проезд к домам был разрешен только такси и различным экстренным службам. Была также сделана подземная парковка, что для тех лет было самым настоящим ноу хау. Район был оснащен всей необходимой инфраструктурой: магазины, рестораны и развлекательные заведения, три обычных детских сада и два детских сада-интерната, школы, а также спортивный центр, соединенный подземным туннелем с одной из школ. 

Макет проекта микрорайона Северное Чертаново
Макет проекта микрорайона Северное Чертаново

В подъездах домов были обустроены места для велосипедов и колясок, у каждого жильца была своя отдельная ячейка для писем и посылок. Предоставлялись самые разные планировки квартир, которые могли быть двух и даже трехуровневые. В квартирах предусмотрен вакуумный сбор мусора, которого нигде в стране до этого не было. 

Планировалось, что подобные микрорайоны будут строится по всей стране в больших количествах, но сложность в строительстве и эксплуатации внесли в это свои коррективы и за пределами Чертанова был построен лишь один подобный дом - Чазовский дом в Крылатском, но о нем как-нибудь в другой раз.
Таким образом Северное Чертаново стало одним из уникальнейших мест не только Москвы, но и всей России, а также ярчайшим представителем советского модернизма. 

Эксперименты модернизма

Вообще советский модернизм смог неплохо устроится в Чертаново. Строительный бум в этой местности приходится на 70-е, самый пик эры модернизма, поэтому данный стиль смог найти свое пристанище и в этом районе.

Лежачий небоскреб

Помимо микрорайона Северное Чертаново в районе присутствуют и другие уникальные сооружения той эпохи. Одним из них является так называемый “лежачий небоскреб” - научно-исследовательский центр электронной вычислительной техники. Это самое длинное здание Москвы, оно тянется вдоль Варшавского шоссе на 735 метро, чтобы его проехать, необходимо преодолеть 3 автобусные остановки. 

Архитектором здания был Всеволод Воскресенский. В 1963 году он отправился в США и был поражен видом Манхэттена. Он хотел воплотить подобное и в Москве, но гостиница Интурист, его предыдущий проект, был ограничен 27 этажами, чтобы не затмевать Кремль. Впоследствии ему все же удалось построить небоскреб, только лежачий. Здание возводилось с 1968 по 1970 год. Помимо его длинной части, планировалась также и центральная часть, которая должна была достигать 300 метров в высоту, но этим планам не было суждено сбыться. Само здание является неким заслоном, оно закрывает обширную промышленную зону от жилых домов.

Чертановский треугольник

Проезжая мимо Чертаново по МКАДу нельзя не заметить большое здание треугольной формы - это станция технического обслуживания Жигули. Данное сооружение - результат программы автомобилизации Советского Союза. Личный автомобиль, пусть не массово, но все же стал появляться у советского человека, следовательно нужна была и инфраструктура. Станция технического обслуживания Жигули строилась на протяжении 10 лет с 1967 по 1977 год.

Вид на здание с высоты
Вид на здание с высоты

Главным архитектором проекта был Леонид Павлов. Архитектор учился во ВХУТЕМАСе, поэтому неудивительно, что при строительстве он вдохновлялся работами Малевича, что можно отследить в выбранных архитектором формах. В треугольной башне располагался выставочный зал, все остальное пространство занимала ремонтная мастерская - поистине гигантский комплекс, который должен был обслуживать всю столицу, однако не смог. Детали в мастерскую поступали редко и часто были бракованными, а о свободной покупке автомобиля в советские годы уже и речи быть не может.

Сейчас здание наполовину заброшено - в основании продолжают работу различные мастерские, а вот треугольный выставочный зал абсолютно опустел.

Частичка Болгарии в Чертаново

Неожиданно в Чертаново появился центр промышленности республики Болгария, который также был построен по всем законам модернизма. По своей сути это уникальная организация, аналогов которой в Москве нет.

Здание было построено в 1985 году советскими и болгарскими архитекторами на закате эпохи модернизма. Сам центр занимается продажей болгарской промышленной техники, а также обучением ее эксплуатации и поддержанием в рабочем состоянии. 

Хоть постройка и не выделяется своей красотой среди всех остальных, она достойна упоминания за счет своего необычного назначения.

Отголоски Олимпиады

Следы московской Олимпиады видны и тут, в Чертаново. В 1977 году в период подготовки к Олимпиаде было начато строительство конно спортивного комплекса “Битца”.

Главным архитектором проекта стал Лев Дюбек, также приложивший свою руку и к микрорайону Северное Чертаново, поэтому мы можем увидеть некоторые схожести в облике данных сооружений. Строительство завершилось в 1980 году и комплекс смог успешно принять соревнования по конным видам спорта.

В настоящее время КСК “Битца” продолжает свою работу и выращивает уже новое поколение спортсменов. 

Чертаново подземное

Влияние модернизма можно отследить и в станциях метро, расположенных в этом районе. В Чертаново находится 6 станций московского метрополитена - 5 на Серпуховско-Тимирязевской линии: Чертановская, Южная, Пражская, Улица Академика Янгеля и Аннино, и 1 на Бутовской линии: Лесопарковая.

Чертановская

Безусловно Чертановская - самая выразительная из них, а возможно и на всей серой линии. Открыта она была 8 ноября 1983 года, а главным архитектором выступала Нина Алешина. Изначально планировалось, что станция будет иметь совершенно обычный типовой проект, но по итогу мы получили совершенно необычное оформление, отсылающее нас к архитектуре станций “Автозаводская” и “Кропоткинская”, но в то же время и диктующее свои совершенно новые уставы. Основная идея станции - строительство новой Москвы, этой тематике посвящена мозаика в наземном вестибюле, а также вставки на путевых стенах станции.

Пражская

Еще одной интересной станцией в районе является “Пражская”. Ее особенность в том, что она является самой тихой станцией московского метрополитена. Она строилась с привлечением чешских инженеров и была спроектирована в стиле пражского метро, отчего и получила свое название, открылась станция 6 ноября 1985 года.

Благодаря использованию специальных шумопоглощающих материалов инженерам удалось снизить шум при прибытии поезда. На стене в вестибюле изображен вид на Прагу, в переходе расположена скульптура олицетворяющую реку Влтаву, а около одного из входов установлен памятник чешскому и советскому космонавту.

Улица Академика Янгеля и Аннино

Чем дальше мы отъезжаем от центра столицы, тем оформление станций становится все современнее. Так, проехав один перегон от Пражской мы попадаем на Улицу Академика Янгеля, последнюю станцию, открытую в 20 веке.

Она была запущена 31 августа 2000 года. Архитектура станции еще следует заветам советского модернизма, о чем говорит нам бетонный свод и характерные выемки для освещения в нем, но уже ощущается переход к совершенно новому стилю. Изюминкой станции было ее освещение, использовались натриевые лампы, которые давали ярко выраженный оранжевый цвет, но совсем недавно они были заменены на лампы с белым светом. 

Зал станции "Улица Академика Янгеля"
Зал станции "Улица Академика Янгеля"

Следующая станция Аннино была открыта 12 декабря 2001 года. Она уже ощущается совершенно по другому, тут чувствуется атмосфера нулевых: блестящий мрамор, серость и своды - основные составляющие в архитектуре станций московского метрополитена той эпохи, именно это мы увидим на Арбатско-Покровской линии несколькими годами позже. Эта станция ознаменовала уход от модернизма и переход к совершенно другой архитектуре.

Зал станции "Аннино"
Зал станции "Аннино"

После распада

В 90-е Чертаново если и застраивалось чем-то, то это были проекты либо начатые еще в советское время, либо типовые. По-настоящему что-то уникальное начали строить только в 00-е года. Одним из таких стал жилой комплекс "Авеню 77", сумевший даже стать одним из новых символов Чертаново, но достоин ли он этого?

"Авеню 77" был построен в 2011 году на фундаменте, который предназначался для торгового центра, запланированного еще в советские годы. Жилой комплекс представляет из себя 41 этажное здание (одно из самых высоких жилых зданий в столице) в котором аж 1518 квартир. Можно представить, какое огромное количество людей живет в этом доме.

"Авеню 77" во время строительства
"Авеню 77" во время строительства

Архитектурно сооружение пытается повторить внешний вид советских домов микрорайона Северное Чертаново, однако делает это разве что своей окраской. Комплекс, конечно, выглядит монструозно, нависая над всем Северным Чертаново как огромная цитадель. Многие признают это здание неудачным как раз за его габариты, однако проект уже построен, вряд ли получится его просто взять и снести, возможно только переосмыслить то, что уже существует.

Другой интересный пример необычной современной архитектуры находится на улице Красного Маяка, недалеко от центра промышленности республики Болгария. Ближе к концу улицы расположены небольшие коттеджи. Это представители серии БОД-1. Это панельные домики, предназначенные специально для многодетных семей и созданные из конструкций ДСК-1. Однако широкого распространения они не получили. В Чертаново они были построены в 2009 году, такие же дома также есть в районах Южное Бутово, Косино-Ухтомском, а также Зеленограде. 

Тяга к гигантизму, по видимому, была основным трендом 10-х. На месте вещевого рынка, возникшего возле метро пражская в 90-х годах, в 2015 строится поистине громадный торговый центр "Columbus". Торговая площадь этой махины - 140 000 м², что делает этот торговый комплекс одним из самых крупных в Москве.

Архитекторами проекта было бюро из Нидерландов, которое хотело сделать акцент на досуговую и развлекательную составляющую, включая кинотеатр на 15 экранов (второй по величине в России), каток и детскую зону.

В 2015 году "Columbus" был включен в десятку лучших торговых центров Европы, что, конечно же, достойно, однако с точки зрения архитектуры данный торговый центр такой же спорный как и вышеупомянутый "Авеню 77". В основном торговый центр критикуют за его размеры, а также аляповатую окраску.

Вот мы и добрались до наших дней, где балом правят многоэтажные прямоугольники ПИКа, которые уже во всю обживаются на месте промзон Красного Строителя и даже пытаются откусить кусок от Битцевского леса.

Чертаново - действительно уникальная местность, настоящий полигон модернизма и типового строительства, где архитекторы не боялись воплощать в жизнь свои радикальные идеи, многие из которых и по сей день остаются уникальными для нашего города и целой страны.