Решение возобновить дачные велопрогулки окончательно созрело у меня перед прошлыми выходными. Мысль прокатиться вдоль Оредежа, начиная от ж/д платформы 125 километр, казалась абсолютно логичной: река там разливается в большиe озёра, есть красивые пейзажные виды, кое-что из местных достопримечательностей, плюс бонусом идут несколько памятников истории. Кроме того, когда-то давным-давно - более двух десятков лет тому назад, я регулярно выбирался туда на рыбалку с надувной лодкой. Так что немалая доля ностальгии в моём стремлении посмотреть на эти места уже взглядом велотуриста тоже присутствовала.
Как в добрые старые времена, к реке я прибыл на первой идущей из Питера электричке. От 101-го километра, где я в неё загрузился вместе с великом, она шла чуть более двадцати минут. Первоначальный план был таков: перейти через железнодорожный мост и объехать разлив Оредежа - озёро Антоново и озеро Пристанское по левой стороне, далее от деревни Печково по другому берегу вернуться в точку начала движения, закольцевав таким образом маршрут.
Сойдя с платформы, я без промедления направился к мосту, буквально на ходу доставая уже приготовленный фотоаппарат.
Вид на озёра Антоново и Хвойлово в утренней дымке был потрясающим.
Пропустив встречную электричку на Питер, сразу за мостом я спустился по насыпи вниз и, через пока ещё не слишком густые заросли борщевика, направился к трассе 41A-004. По пути мне встретилась немного не вязавшаяся с окружающими видами территория комбината “Механизация”. Серьезно, по-современному оборудованная, с заасфальтированной территорией, ангарами и отдельной железнодорожной веткой.
Уже на трассе выяснилось, что борщевик у речки был только началом. Вскоре лес закончился и вдоль дороги потянулись целые поля этого ядовитого растения. Причём его заросли(почему-то особенно с левой стороны) были такие, что даже просто остановиться в поле на обычный привал не представлялось возможным.
Немного не доехав до деревни Борщово, я свернул на идущую к речке дорожку. Впереди меня ждала первая местная достопримечательность - цепочка старых пещер. Оредежские или, как их обычно называют, Борщевские пещеры образовались путём выработки кварцевого песка для нужд стекольного завода. Судя по всему, руины именно этого сооружения находятся на другом берегу реки. Поэтому пещеры на самом деле представляют собой рукотворные штольни с довольно широкими проходами и высокими потолками. И в них, кстати, так же как и в староладожских подземельях, любят зимовать некоторые виды летучих мышей.
На подходе к штольням меня встретили ознакомительные таблички и стенды, заботливо установленные на всём протяжении туристического маршрута Оредежское кольцо. Забавно, что запланированный мной трек совпал с ним один в один.
Тут же рядом располагались беседка, к сожалению, уже разломанная какими-то вандалами, и несколько деревянных помостов для установки палаток. На этом окультуренная часть маршрута закончилась. Дальше пришлось передвигаться по невнятной тропинке под высоким берегом реки, представляющим собой, ни много ни мало геологические обнажения Девонского периода. Довольно часто велосипед приходилось переносить через различные препятствия, но деваться было уже некуда.
Вход в первую пещеру, хорошо заметный издали, вблизи смотрелся солидно: частично закрытый решёткой и высотой в человеческий рост. Из песчаных недр ощутимо тянуло холодом. Да... Желающим сюда залезть надо будет одеваться потеплей.
Насколько я понял, заглянув внутрь чуть дальше прихожей, потолки тут высокие. В связи с этим у меня даже возникло невольное чувство гордости: наши-то пещеры хоть и меньше, но покруче волховских будут! Помнится, в Танечкину и, тем более, Староладожскую пещеру залезать надо было на четвереньках.
Воодушевившись увиденным, через ямы и ухабы я устремился дальше.
А вот вход во вторую штольню выглядел уже стрёмно. Прошу прощения, но другое слово подобрать сложно, потому что это было просто большое, почти отвесное отверстие в песчаном грунте под самим обрывом.
Чуть выше – гнёзда ласточек-береговушек. На склонах тут и там растут грибы: подберёзовики, сыроежки и так далее.
Третья пещера тоже оказалась, можно сказать, лазом в песчаном склоне. Причём, чтобы добраться до неё, пришлось перелезать через старое поваленное дерево. Справа над входом кто-то в избытке чувств выцарапал надпись "Я тебя люблю". Искренне надеюсь, что та или тот, кому адресовалось признание, не остался внутри :)
И только вход в четвёртую пещеру снова выглядел вполне пристойно. Говорят, что где-то рядом были и другие залазы под землю, но со временем они осыпались.
После пещер извилистая тропинка вывела меня на небольшой пляж, за которым уже начиналась проселочная дорога.
Комфортно устроившись на высоком холме и восстановив силы - спецлаз с великом наперевес дался мне непросто, я наметил дальнейший план действий.
Впрочем, он не претерпел существенных изменений: следующей интересующей меня точкой на карте была усадьба Дашковых рядом с деревней Надбелье. Потом - остатки старого кургана и городище, датированное IX веком.
У населённого пункта Бутково трасса уходила направо, но я съехал с неё на почти прямой, неплохо укатанный проселок. Судя по одичавшим яблоням и ряду других признаков, это была старая дорога, идущая непосредственно к усадьбе. Кстати, со слов жителей деревни, ее название произошло от давнего местного промысла: отбеливать валенки.
Одним из владельцев усадьбы был Павел Яковлевич Дашков - действительный статский советник и крупный предприниматель. В Надбелье ему принадлежал лесопильный завод. Кроме того, он владел четырьмя пароходами, которые плавали по Оредежу и Луге и выходили в Финский залив.
Сейчас усадьба Дашковых производит довольно тяжёлое впечатление. Господский дом ещё стоит, потихоньку разваливаясь. Неплохо сохранились водонапорная башня и каретная.
Людская и прочие строения почти или до фундамента разрушены. Вид бывшая усадьба имеет абсолютно заброшенный. Тем не менее, когда я начал бродить с фотоаппаратом среди развалин, один мужчина из местных ненавязчиво поинтересовался у меня: один ли я тут, и нет ли у меня злого умысла. При этом он тут же пояснил, что приезжие туристы, к сожалению, ведут себя по-разному. Кто-то может без лишних церемоний и входную дверь выломать... В процессе завязавшегося общения у меня получилось его разговорить на предмет интересной информации краеведческого характера. Кроме того, сам факт, что я прикатил сюда со стопервого километра, внушил ему ко мне некоторое уважение. Выяснилось, что при советской власти здесь всё было в полном порядке: местный колхоз взял над усадьбой шефство. Рядом построили здание не то больницы, не то столовой - cейчас заброшенное, оно всё равно очень хорошо сохранилось. Были коровники - ныне тоже заросшие борщевиком. Cловом, до наступления "святых девяностых" здесь кипела жизнь. Во время оккупации, продлившейся до конца января 1944 года, немцы хотели взорвать водонапорную башню, но, к счастью, не успели. Однако то, что не cмогли сделать фашисты, частично завершили мародёры: когда началась перестройка и сопутствующий ей беспередел, огромный железный бак башни порезали на металл.
Распрощавшись с имением, я приступил к поискам кургана, находившего где-то неподалёку. Искать его было весьма затруднительно из-за всё тех же борщевичных зарослей, заполонивших всю округу. Я, будучи в шортах, даже не смог спуститься к речке. На счёт кургана случайно повстречавшиеся люди сообщили мне, что он будет хорошо заметен по ходу движения справа от трассы. И действительно я увидел что-то похожее и даже сфотографировал, но как потом выяснилось, меня случайно пустили по ложному следу.
Курган в деревне Надбелье является местной достопримечательностью, но, если верить интернету, находится ближе к Бутково недалеко от реки. Во время всё той же оккупации его целенаправленно раскапывали специалисты из организации Анненербе("Наследие предков"). С ними активно сотрудничал новгородский археолог Василий Пономарев. Что именно нашли в кургане гитлеровцы доподлинно неизвестно, потому что все находки были вывезены ими в Германию.
В общем, полураскопанный курган я так и не нашёл, но во время распросов местного населения преимущественно пенсионного возраста(молодёжь все-таки не очень интересуется историей родных мест) вызнал кое-что интересное. Например, в деревне Моровино одна из женщин мне рассказала, что на другом берегу Оредежа между Щупоголово и Горынями были курганы, но их раскопали ещё в 60-е годы. Страна поднималась из руин: восстанавливалось сельское хозяйство, шла мелиорация и активное освоение земель. Поэтому вполне возможно, что где-то на периферии в окрестных лесах ещё можно найти что-то уцелевшее.
Далее я направился к древнему славянскому городищу, существовавшему по утверждениям историков ещё до прихода Рюрика и огороженному cохранившимся до наших дней земляным валом. Место, где оно располагалось, я нашёл исключительно благодаря карте, потому что, к сожалению, смотреть там было не на что. Ничего похожего на классическую картину раскопок. Только пара старых шурфов в перелеске и иногда попадающиеся вешки и таблички с надписью "Ведутся изыскания". Ну, и конечно заросли вездесущего борщевика.
Снова оказавшись на дороге, я как-то резко почувствовал, что уже порядком подустал. Всё-таки безрезультатная беготня взад-вперёд здорово утомляет. Поэтому дальше решил ехать c минимумом остановок.
Единственное место, где мне захотелось сделать короткий привал, был выход к Пристанскому озеру у деревни Бережок. Красивый пейзаж, в который отлично вписались бы курганы на высоком берегу. Очень может быть, что когда-то они там и были.
Вернувшись на трассу 41A-004, я перехал мост через речушку Тесова, а потом и через Рыденку, попутно бросив взгляд на раскинувшееся справа Фролевское озеро.
За мостом через речку Оредеж под колесами велосипеда сквозь раскатанный машинами грунт стала пробиваться неплохо сохранившаяся старая мощёная дорога. Cудя по карте, она идёт в сторону Чолово, но главной транспортной артерией в этих местах является широкая, хорошо укатанная грунтовка, тянущаяся через Милодеж и Бор.
Между тем, ближе к вечеру погода начала портиться. Жара спала и горизонт заволокло тучами.
После того, как за лесом стало темным-темно и где-то - пока ещё далеко, начали сверкать молнии, мне подумалось, что на 125 километр ехать все же не стоит. Поскольку других вариантов в общем-то не было, я развернулся в обратную сторону, решив возвращаться домой из Чолово. Как выяснилось немного позже, это было правильное решение. Поэтому, стараясь из всех сил успеть на электричку, я погнал велосипед почти как Барыкин в песне из моей юности, без всяких мыслей о букетах. Хотя в обычной обстановке можно было бы и остановиться. Дорога шла вдоль Оредежа и после деревни Милодеж лиственный лес уступил место живописным сосновым борам.
Время шло и сверху стало потихоньку накрапывать, но громадная туча обходила меня стороной. В Чолово я приехал, можно сказать, сухим, и с удивлением обнаружил мокрый асфальт с лужами в глубоких приямках. Получается, что дождь здесь всё-таки был.
На электричку я успел, как говорят спортсмены, на волевых: минут за десять до её прибытия. За время короткого перегона до 101 километра кондуктор даже успела продать мне билеты. И тут, уже при сходе с платформы, меня наконец накрыл давно ожидаемый ливень. Впрочем, поскольку до дома оставалось ехать самое большее минут десять, это уже не считалось :) Поэтому очень скоро я уже пил чай на веранде под успокаивающий стук дождя по крыше и прокручивал в голове ленту картинок и впечатлений, оставшихся в памяти. Места у нас безусловно красивые и покататься есть где. Пара возможных маршрутов нарисовались у меня в голове уже на обратном пути. Так что при наличии желания и свободного времени остается только привязаться к карте, ну и к текущему прогнозу погоды, конечно... :)