Найти в Дзене
Лариса Чебатуркина

«Молчание -золото»? или «Мой Осип Мандельштам»

Как бы вы оценили молчание? Золото ли?

Или оно - ощущение, что перестаёшь верить в могущество слова? В соответствие его сути? А может вам начинает казаться, что молчание обещает куда больше, чем звучащая речь? И это не мимолётная утрата веры в слово, это ясное, понимание, что слово - разящее оружие. Может ранить, может убить. И того, к кому оно обращено, и того, кто его в данный момент использует.

«Мне хочется онеметь!»- кричал двадцатилетний Мандельштам, но уже знал, что это невозможно:

А в небе танцует золото –
Приказывает мне петь…
(«Я вздрагиваю от холода...», 1912 г.)

Что это невозможно, хорошо понимал и хромой греческий раб, придумавший язык, названный его именем. Вынужденный молчать, он, тем не менее, отказаться от слова в пользу молчания всё же не смог. Молчание воспринималось и тогда, и до сих пор как наказание:

Господи! каким молчанием бываю я наказан! шарю в темноте, пустоте, слепоте и звука шороха не слышу. Вот уж доказательство, что ничего-то вокруг нет. Когда тебя — нет. Поиски вне тебя — тщетны. Мир невидим в твое отсутствие. (А. Битов, «Пушкинский дом», написан в 1964—1971 годах, опубликован в 1987 году.)

Молчание в литературе, и тем более в поэзии, нонсенс. Ведь основная цель автора – высказаться, окончательно и полнее выразить свою мысль. Донести её читателю, другу, находящемуся по ту сторону страницы, даже когда лукавя, призываешь :

Ни о чём не надо говорить,
Ничему не следует учить,
И печальна так и хороша
Тёмная звериная душа:
Ничему не хочет научить,
Не умеет вовсе говорить
И плывёт дельфином молодым
По седым пучинам мировым («Ни о чем не нужно говорить…», 1909 г.)

Это уже, скорее, не молчание, равносильное слову «тишина", а молчание вслух. Очень хар`актерным для этой темы является стихотворение «Silentium» (1910 г.).

-2

Ничего не напоминает? Конечно же, у Ф.И. Тютчева есть одноимённое стихотворение, только с восклицательным знаком на конце. Напомню вам его :

«Silentium !»
Молчи, скрывайся и таи
И чувства, и мечты свои —
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи, —
Любуйся ими — и молчи.
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймёт ли он, чем ты живёшь?
Мысль изреченная есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи, —
Питайся ими — и молчи.
Лишь жить в себе самом умей —
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи, —
Внимай их пенью — и молчи!..
(Ф.И.Тютчев, примерно 1830 г)

Безумно красивое, волшебное, безумно личное, абсолютно интровертное стихотворение. Добрый совет - не обрушивать на людей свои откровения в попытке поделиться чувствами, мыслями : человек не достигнет цели, всё испортит и опошлит, если не обладает даром словотворчества, тактом, мудростью.

Сравним это стихотворение с мандельштамовским.

«Silentium.»
Она ещё не родилась,
Она и музыка, и слово,
И потому всего живого
Ненарушаемая связь.
Спокойно дышат моря груди,
Но, как безумный, светел день,
И пены бледная сирень
В черно-лазуревом сосуде.
Да обретут мои уста
Первоначальную немоту —
Как кристаллическую ноту,
Что от рождения чиста!
Останься пеной, Афродита,
И, слово, в музыку вернись,
И, сердце, сердца устыдись,
С первоосновой жизни слито!
1910 г.

Ну, во-первых, обращают на себя внимание знаки препинания.

У Тютчева после «Silentium» поставлен восклицательный знак, а у Мандельштама стоит точка, что превращает «молчи» в «молчание»; иными словами, Мандельштам в ответ на призыв молчать действительно умолкает.

https://proza.ru/2005/03/14-227

Но главное отличие, конечно же, в направлении взгляда : у Тютчева во внутрь себя, у Мандельштама во Вселенную.

Человек имеет в глубине себя «первооснову жизни», изначальное божественное чувство бытия*. В этом чувстве таинственно присутствует «всего живого ненарушаемая связь». Оно настолько прекрасно и самодостаточно в своём совершенстве, что рождение из его лона мысли, слова или образа пусть даже такого прекрасного как Афродита (или "Венера" Боттичелли) нарушает его чудесную гармонию, внося разделение на объект и субъект, музыку и слово ... Поэтому, желая сохранить в себе это драгоценное чувство, исполненное красоты, гармонии и любви, поэт в восторге восклицает:
Останься пеной, Афродита,
И слово в музыку вернись,
И сердце сердца устыдись,
С первоосновой жизни слито!

https://proza.ru/2022/05/15/1470

Я хочу обратить ваше внимание, что эта философская тема волновала почти юного ещё Мандельштама. Своей жизнью, творчеством он отвечал и ответил на вопрос, поставленный в заглавии. В конце жизни извечная мука словоискателей («мысль изреченная есть ложь») не привела его к немоте, он достойно продолжил философскую и политическую лирику Тютчева. Интересно, что он не стал его продолжателем в любовной лирике. Руку Мандельштама толкали к перу не женские образы, а тайны мироздания, спор с веком, Россия, великие соплеменники, собственная душа как частица Вселенской души. Всё написанное им было ему дорого, строки стихотворения «Сохрани мою речь…» воспринимаются нами, читателями, как завещание поэта:

Сохрани мою речь навсегда
За привкус несчастья и дыма
За смолу кругового терпения
За совестный дёготь труда
Как вода в новгородских колодцах
Должна быть черна и сладима
Чтобы в ней к Рождеству
Отразилась семью плавниками звезда
И за это, отец мой, мой друг и помощник мой грубый,
Я — непризнанный брат, отщепенец в народной семье,—
Обещаю построить такие дремучие срубы,
Чтобы в них татарва опускала князей на бадье.
Лишь бы только любили меня эти мерзлые плахи —
Как нацелясь на смерть городки зашибают в саду,—
Я за это всю жизнь прохожу хоть в железной рубахе
И для казни петровской в лесу топорище найду. (1931)
-3

P.S. вчера, закончила статью, ещё одним стихотворением "Сохрани", сегодня - правлю и оставляю его себе как драгоценность , с которой не хочу расставаться, потому что соглашусь с юным Осей : молчание в некоторых случаях, на самом деле, золото.