Найти тему
В кино с Варварой

Почему Высоцкий спел романс Вертинского в фильме «Место встречи изменить нельзя»?

Фильм «Место встречи изменить нельзя» – признанный шедевр. Можно найти в нем множество эпизодов, которыми не перестаешь восхищаться и хочется их пересматривать.

Один из таких – момент, когда Жеглов, импозантный, в милицейском кителе, вдруг присаживается к пианино и поет романс Александра Вертинского «Лиловый негр».

Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя»
Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя»

Лично у меня, как, наверное, и у многих, всегда возникал вопрос:

а почему знаменитый актер-бард в фильме поет этот декадансный романс, посвященный, кстати, легендарной Вере Холодной, а вовсе не собственную песню?

Оказывается, действительно, Владимир Семенович хотел исполнить в фильме «Место встречи изменить нельзя» свои произведения. Даже написал специально песню для кинокартины, и называлась она «Баллада о детстве».

Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя»
Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя»

Но, несмотря на дружбу, режиссер «Места встречи…» Станислав Говорухин отказал в этом Высоцкому. Аргументировал тем, что поющий свои песни Высоцкий, в кадре или за кадром, мог разрушить с таким трудом создаваемую в фильме атмосферу послевоенного времени, а также испортить образ Жеглова.

А вот Вертинский – другое дело. Спеть его как раз и предложил Говорухин.

Вначале Высоцкий отказался, но потом воодушевился. И исполнил песню Вертинского. Бесподобно, со своими неповторимыми интонациями. С тонкой иронией, вроде бы пренебрежительно вставляя в слова песни прозаические замечания.

Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя»
Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя»

И самое интересное, исполнив "Лилового негра", Высоцкий усложнил образ Жеглова, прибавил противоречивых красок своему персонажу.

Ведь если вдуматься, все же умение играть на пианино и знание Вертинского несколько не вяжется с образом жесткого, категоричного и принципиального советского сыщика послевоенных лет. И более того, зритель невольно может пофантазировать о биографии Жеглова: а точно ли он родом из пролетариев, а, может, его прошлое подернуто флером некоей загадки?

Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя»
Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя»

Между прочим, обращение к творчеству Вертинского у Владимира Семеновича было вовсе не случайным. Его отец сам иногда любил спеть что-нибудь из Вертинского, аккомпанируя себе на фортепиано. Позже артист вспоминал, что, исполняя романс знаменитого шансонье в фильме, он пытался изобразить своего отца.

Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя»
Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя»

Также давнишние поклонники Высоцкого утверждали, что некоторые песни Александра Вертинского он включал в свой концертный репертуар.

А вы, дорогие читатели, что думаете об этом?

Фото из открытых источников интернет.

Фотоколлаж авторский.