Фильм «Место встречи изменить нельзя» – признанный шедевр. Можно найти в нем множество эпизодов, которыми не перестаешь восхищаться и хочется их пересматривать.
Один из таких – момент, когда Жеглов, импозантный, в милицейском кителе, вдруг присаживается к пианино и поет романс Александра Вертинского «Лиловый негр».
Лично у меня, как, наверное, и у многих, всегда возникал вопрос:
а почему знаменитый актер-бард в фильме поет этот декадансный романс, посвященный, кстати, легендарной Вере Холодной, а вовсе не собственную песню?
Оказывается, действительно, Владимир Семенович хотел исполнить в фильме «Место встречи изменить нельзя» свои произведения. Даже написал специально песню для кинокартины, и называлась она «Баллада о детстве».
Но, несмотря на дружбу, режиссер «Места встречи…» Станислав Говорухин отказал в этом Высоцкому. Аргументировал тем, что поющий свои песни Высоцкий, в кадре или за кадром, мог разрушить с таким трудом создаваемую в фильме атмосферу послевоенного времени, а также испортить образ Жеглова.
А вот Вертинский – другое дело. Спеть его как раз и предложил Говорухин.
Вначале Высоцкий отказался, но потом воодушевился. И исполнил песню Вертинского. Бесподобно, со своими неповторимыми интонациями. С тонкой иронией, вроде бы пренебрежительно вставляя в слова песни прозаические замечания.
И самое интересное, исполнив "Лилового негра", Высоцкий усложнил образ Жеглова, прибавил противоречивых красок своему персонажу.
Ведь если вдуматься, все же умение играть на пианино и знание Вертинского несколько не вяжется с образом жесткого, категоричного и принципиального советского сыщика послевоенных лет. И более того, зритель невольно может пофантазировать о биографии Жеглова: а точно ли он родом из пролетариев, а, может, его прошлое подернуто флером некоей загадки?
Между прочим, обращение к творчеству Вертинского у Владимира Семеновича было вовсе не случайным. Его отец сам иногда любил спеть что-нибудь из Вертинского, аккомпанируя себе на фортепиано. Позже артист вспоминал, что, исполняя романс знаменитого шансонье в фильме, он пытался изобразить своего отца.
Также давнишние поклонники Высоцкого утверждали, что некоторые песни Александра Вертинского он включал в свой концертный репертуар.
А вы, дорогие читатели, что думаете об этом?
Фото из открытых источников интернет.
Фотоколлаж авторский.