Сегодня, 6 июня, в России праздник – день рождения нашего национального гения, Александра Сергеевича Пушкина.
В Пушкинский день хочу вспомнить одну из самых ярких экранизаций – фильм Михаила Швейцера 1979 года «Маленькие трагедии».
«Маленькие трагедии» – одна из вершин пушкинского гения.
Это произведение, как и все наследие Александра Сергеевича, всегда с нами. Так, мы, не задумываясь, употребляем в своей повседневной речи цитаты из «Маленьких трагедий»:
«Ужасный век, ужасные сердца!»,
«нет правды на земле. Но правды нет – и выше»,
«гений и злодейство — две вещи несовместные».
А еще иной раз характеризуем неуместное расточительство и веселье во время бедствий как «пир во время чумы».
В 1979 году к 180-летнему юбилею А. С. Пушкина и 150-летию «Болдинской осени» знаменитый советский режиссер Михаил Швейцер (снял такие фильмы, как «Чужая родня», «Мичман Панин», «Воскресение», «Мертвые души», «Крейцерова соната») решился на подвиг (иного слова не подберу) и взялся за экранизацию великого и очень непростого произведения.
Премьера трёхсерийного телевизионного фильма «Маленькие трагедии» прошла с 1 по 3 июля 1980 года на Центральном Телевидении СССР.
И сразу же как критики, так и зрители признали, что этот фильм – бесспорное явление в отечественном кинематографе.
Вместе с тем «Маленькие трагедии» нельзя считать буквальным переложением пушкинского шедевра. Фильм отличается от литературного первоисточника.
Вспомним, что пушкинские «Маленькие трагедии» включают в себя 4 новеллы: «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость» и «Пир во время чумы».
В сценарии же кинокартины использованы также и другие пушкинские произведения, а именно: «Сцена из Фауста», «Египетские ночи», «Гости съезжались на дачу», «На углу маленькой площади…», «Мы проводили вечер на даче…», «Гробовщик». К тому в фильме смысловой скрепой всех представленных образов выступает Импровизатор (в великолепном исполнении Сергея Юрского). Это тоже новаторство сценариста и режиссера.
Любой талантливый фильм отличает сильный актерский состав. «Маленькие трагедии» не исключение. Подбор актеров здесь не просто удачный – филигранный. Сергей Юрский, Георгий Тараторкин, Владимир Высоцкий, Наталия Белохвостикова, Александр Трофимов, Иннокентий Смоктуновский, Леонид Куравлёв, Николай Бурляев, Наталья Данилова, Лариса Удовиченко, Матлюба Алимова. И это далеко не полный перечень прекрасных актеров, занятых в фильме.
Некоторые играют сразу две роли. Например, Иннокентий Смоктуновский — Сальери и Барона, Леонид Куравлёв — гробовщика и Лепорелло.
А иные и вовсе задают тон всему фильму. Таков, прежде всего, Сергей Юрский, выступивший в роли Импровизатора. Сколько в нем испепеляющей страсти, фанатичной погруженности в неимоверно сложный и упоительный процесс творчества! Это, бесспорно, личность магнетическая и пугающая одновременно. Ведь не может, в самом деле, даже самый талантливый стихотворец выдавать на потребу публике столь гениальные экспромты….
Обычно, говоря о «Маленьких трагедиях» Михаила Швейцера, всегда уделяют особое внимание Владимиру Высоцкому. И не даром. В этом фильме он сыграл одну из лучших своих ролей.
Известно, что еще только начиная работать над фильмом, Михаил Швейцер был убежден, что Дон Гуана должен играть только Высоцкий. И никто иной. Потому что, по мнению режиссера, именно этот актер передает всецело дух пушкинского героя.
Михаил Швейцер так говорил об этом:
«И мне казалось, что все, чем владеет Высоцкий как человек, все это есть свойства пушкинского Дон Гуана. Он поэт, и он мужчина. Я имею в виду его, Высоцкого, бесстрашие и непоколебимость, умение и желание взглянуть в лицо опасности, его огромную, собранную в пружину волю человеческую, — все это в нем было. И в иные минуты или даже этапы жизни из него это являлось и направлялось, как острие шпаги».
За то, чтобы Высоцкому разрешили играть в кинокартине, Швейцер долгое время буквально вел борьбу с чиновниками из Госкино. И все же добился своего.
Роль состоялась. Да еще и какая! Жаль Владимир Семенович так и не увидел своей последней работы в законченном виде. Он посмотрел лишь фрагменты….
А ведь ему, как и предполагал режиссер, удалось показать пушкинского героя во всем его противоречии, во всей неповторимости. Его Дон Гуан – вечно неприкаянный скиталец. Влюбленный, скорее, только в поиски любви, и никакая донна Анна его, конечно, не удержит подле себя надолго. Это бесстрашный мятежник и отважный богохульник. Он идет до конца, до самоистребления. И что ему месть Командора!
Критики отмечали также и прекрасный образ донны Анны, созданный Наталией Белохвостиковой. И, правда, нельзя не заметить, как точно попала актриса и визуально, и смыслово в типаж надменной, холеной испанской аристократки, которая готова отринуть свою фальшивую благородную скорбь ради внезапно захватившей обжигающей страсти…
Кстати, по словам самой Наталии Белохвостиковой, во время съемок ее партнер, Владимир Высоцкий, написал стихотворение, посвященное донне Анне. Вот только не успел показать его актрисе. Осталась в памяти лишь фраза: «А донну Анну я называл Наташей…»…
Есть в «Маленьких трагедиях» и неожиданные актерские открытия. Например, большой удачей режиссер считал роль Мефистофеля в прологе фильма в исполнении совершенно неизвестного на тот момент Николая Кочегарова, имеющего значительное портретное сходство с самим Пушкиным. Это, бесспорно, вносило дополнительные оттенки смысла в канву киноповествования.
А еще «Маленькие трагедии» – фильм удивительной атмосферности. Что ни говорить, а декораторы, художники, костюмеры поработали на славу. Ведь согласно сюжету пришлось воссоздавать колористику различных эпох и локаций. Показать и Испанию периода расцвета, и Англию времен Великой чумы, и век 18, где жил Моцарт.
И, конечно, незабываемость придает фильму потрясающая музыка Альфреда Шнитке.
Самое же главное то, что Михаилу Швейцеру удалось передать в своем фильме душу пушкинского творения.
Анна Ахматова когда-то писала:
«быть может, ни в одном из созданий мировой поэзии грозные вопросы морали не поставлены так резко, как в „Маленьких трагедиях“ Пушкина»
Принято говорить, что «Маленькие трагедии» – это художественно-философский манифест Александра Сергеевича, его гениальное произведение о смысле жизни.
Бесспорно, «Маленькие трагедии» – это притчи о том, что нарушение нравственных законов влечет человеческую погибель. Духовную уж во всяком случае точно. И не спасают ни богатство, ни любовь, ни показное жизнелюбие.
Не правда ли, очень современно звучит?
И вот как раз фильм Михаила Швейцера об этом.
Пишите в комментариях свои мнения.