Использовали ли вы или ваши клиенты чат-ботов психологической помощи?
Искусственный интеллект (ИИ) упрощает жизнь, а в некоторых моментах заменяет целую профессию.Мои клиенты уже нередко сами находят программы, помогающие им справляться с заданиями, ведением дневника или запечатлеваем эмоций.
Я решила попробовать пройти несколько типовых ботов психологической помощи, чтобы понять, могут ли они хоть как-то помочь человеку, у которого нет денег на профессионального психолога.
Я протестировала несколько популярных программ, чтобы выяснить, могут ли они действительно помочь.
Сами чат боты оказались разными. В первый обзор я выделила персонализированные боты - это боты, которые помогают вести диалог с поддержкой, как с реальным человеком.
В следующей статье дам обзор другого типа ботов - с экстренной самопомощью и техниками.
1. Чат-бот «Лея»: поддержка или иллюзия?
«Лея» – один из тех ботов, который ведет диалог так, будто вы общаетесь с живым человеком. Он предлагает выбрать психологический подход. Я остановилась на КПТ (когнитивно-поведенческая терапия), как самое частое на слуху у клиента.
Под скрытым текстом более детальный запрос и комментарии о том, как проходила работа бота.
[p]Проблема: Пропал секс с мужем.
[p]Лея по алгоритму КПТ попросила прояснить, что значит «пропал», поблагодарила меня, что поделилась такой деликатной проблемой. Бот увел в рациональность и конкретику: когда стало проявляться, рассказать подробности. Наконец, вышли на пик беспокойства кейса: что вызывает у меня наибольшее беспокойство?
Ответила так, как мог бы ответить клиент: что мы расстанемся или что так будет до нашей смерти
На этом бот завис, попросил подождать и выдал список по шагам, как мне надо решать проблему:
Бот попросил уточнить детали проблемы – в данном случае отсутствие секса с мужем, и создал план действий.
На этой прекрасной ноте бот предложил за небольшую плату оплатить эту работу, которая и будет проходить в формате переписки.
Мои выводы:Кажется, что от такой системы больше хотелось эмоциональной поддержки, техники проясняющей тревогу.
Бот не спросил о большей конкретики, точно не уведет меня в тему близости с мужем, не решит тревогу в семейной системе, т.к. отсутствие секса - это всего лишь симптом проблем в отношениях: разбираться надо глубже.
Интересен его вывод, с чем конкретно надо работать в формате списка - частично похоже на первую установочную сессию, дающую понять, а чем это собственно мы будем заниматься, и почему не за 1 сессию.
2. Чат-бот «Ася»: можно ли доверять ИИ?
Бот Ася любезно предупредил, что бесплатной будет только 1 консультация. Хорошо, берем. Из плюсов, полезных для меня - бот предложил использовать аудио сообщения. Поговорим с ним про ситуацию расставания с парнем.
[p]Рассталась с парнем.
[p]
Может потому, что в боте не было выбора подхода, он не повел в рационализацию сразу, а все-таки присоединился к чувствам. Понравилось, что дает понятие нормальности, предложил инструменты и обращение за помощью.
Взяла быка за рога, и выдала ответ «не помогает». Бот тут же предложил консультацию психолога, но еще присоединился, спросил, может я хочу просто выговориться, он побудет со мной в этот момент.
Хороший ход, вызывает доверие.
Я увела его в «хочу выговориться» и «мне все надоело»
Дальше предоставил мне место выговориться. Из плюсов, он всегда задает вопросы, которые поддерживают диалог.
Дальше развивать мысль не стала, т.к. У меня нет реально накипевшего. И что важно, клиенту без видения эмоциональных реакций человека также может надоесть читать текст.
Выводы: Сама стратегия общения мне понравилась, несмотря на то, что видны повторяющиеся алгоритмы. Есть слова поддержки - это главное.
Возникает искусственность поддержки, когда понимаешь, что их пишет робот. Программа постоянно повторяет, что «это нормально» и что она знает, «это кажется сложным, но все пройдет».
Кажется, он может поддержать человека
3. «Дневничок»: помощь в трудную минуту?
Бот без имени, «Дневничок», сразу предложил дыхательные упражнения, чтобы справиться с тревогой, если у меня сложности в моменте. Вдруг я рыдаю и от безысходности включила его.
Он задавал вопросы о ситуации и поддерживал меня в процессе обсуждения проблемы. Несмотря на это, бот не смог в полной мере разобраться с глубинными аспектами проблемы и часто сбивался на поверхностные темы.
[p]Ситуация: сложный период в жизни, смена работы, столкнулась с изменой мужа.
Попросил рассказать о себе и о ситуации
Легенда: Мне 33, замужем, сложный период в жизни, смена работы, столкнулась с изменой мужа.
Бот присоединился к чувствам моей героини, посочувствовал
[p]Также эмпатично продолжает поддерживать дальше, приводит к вопросу, что мне помогало с похожим справляться раньше.
Честно пишу, что таких моментов не было. Что особенно тяжело ночью, когда вижу мужа. Кажется, что этот человек {муж} думает о другой, а не обо мне.
Бот постоянно присоединялся, подкидывал вопросы к развитию выражения чувств или к тому, что же я конкретно хочу.
Из минусов, простой человек обычно не очень понимает, что он хочет. И если тема скачет, то бот ведется на это и меняет тему.
Вопросы на прямой мой запрос он написал относительно хорошо. На подумать - хватит.
Когда наша беседа ушла дальше, он предложил его оплатить. Дальше я с выдуманной ситуацией не пошла, но мне в целом понравилось
Вывод: Внимание не устает, появляются вопросы к размышлению. Как крайний вариант я бы рекомендовала для первого контакта. Дальше без оплаты не пройти.
Итог: Чат-боты могут быть полезны в качестве временной поддержки и ориентации на начальных этапах, но они не заменят полноценную терапию с психологом. Ведут к оплате (что логично). Являются "входной точкой" в терапию.
Такие программы могут быть полезны как вынужденный инструмент, но не способны дать ту глубину и эмоциональное участие, которое предоставляет живая работа с профессионалом, где есть реальные чувства и альянс с психологом.
Многое в терапии идет от интерпретаций взаимодействия между участниками.
Например, психолог проявил удивление (хотя по факту просто задал доп. вопрос), а клиент воспринял это как небезопасность, т.к. почувствовал стыд. Именно со специалистом можно дальше шагнуть в эти чувства, выйти на что-то более глубокое и именно за счет этого продвинуться дальше. С ботом это технически не возможно.
Также терапевт часто служит "опорной точкой", когда своих сил нет заглянуть глубже или возникает сопротивление изменениям, как базовая защита. Этот дополнительный ресурс возникает только в контакте с человеком, а не с роботом.
Коллеги, что вы думаете о применении чат-ботов в психологии, когда у клиента нет возможности обратиться за профессиональной помощью? Давайте обсудим это!
Порекомендуйте психологические приложения, которые может использовать клиент в своей работе с вами.
Автор: Зыкова Анастасия
Психолог, Индивидуальный супружеский
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru