Найти в Дзене

И живет он в лагерях © Часть II

и поехали мы, во мраке южного зимнего вечера, непосредственно на полигон. Вспоминать военное дело настоящим образом.

  • А начиналось все вот так

Это был не просто полигон – это был Полигон! С большой буквы.

Этакий продуманный механизм для обеспечения изучения военного дела настоящим образом ©.

И для размещения прибывших это самое военное дело вспоминать.

Сам масштаб, размах сотворённого силой военного разума впечатлял уже от самого въезда на Объект.

Никаких тебе старых добрых военных палаток универсальных санитарно-барачных типа УСБ-56 уже не было.

Такие вот они были раньше на полигонах. Может, и сейчас где  то есть. Фото из открытых источников
Такие вот они были раньше на полигонах. Может, и сейчас где то есть. Фото из открытых источников

На замену им пришли почти капитальные сооружения, внутри которых было можно запросто разместить роту полного состава.

А так  они выглядели  вначале. Все как положено и наглядная агитация тоже присутствует
А так они выглядели вначале. Все как положено и наглядная агитация тоже присутствует

Правда, на момент нашего прибытия наглядной агитации около палаток уже не было – ни к чему она взрослым дядькам оказалась.

А так  они выглядели, когда мы приехали. Фото из  архива автора
А так они выглядели, когда мы приехали. Фото из архива автора

Внутреннее убранство тоже порадовало – старые добрые армейские двухъярусные…

Фото из  архива автора
Фото из архива автора

Но это нам в первый заезд повезло. Как потом оказалось, такими кроватями оказались оборудованы только палатки первой линии. Это куда приезжающих начальников водят обычно.

На второй линии все было несколько проще –

Фото из  архива автора
Фото из архива автора

Так вот мы размещались во втором заезде на Полигон, через год, но это сущие мелочи по сравнению с тем, в каких условиях приходилось жить и ДО и ПОСЛЕ. Приспособились и в этот раз…

Чай после ужина – дело святое. Фото из архива автора
Чай после ужина – дело святое. Фото из архива автора

Хотя какие нить лесенки можно было бы сделать - дядьки в возрасте все таки прибывают на этот Полигон. Но с другой стороны, это тоже правильно: захочешь спать – залезешь, выживает сильнейший. И засыпает тоже.

Тот еще квест. Фото из  архива автора
Тот еще квест. Фото из архива автора

Засыпать на голодный желудок в армии не принято, а приехали мы ровно к ужину, поэтому клич «Братцы, айда на ужин!» был принят на Ура! И выполнен моментально.

Месторасположение столовой было определено еще в момент выгрузки из машины, опыт все-таки не пропьёшь, поэтому искать её не пришлось.

Столовая оказалась очень даже ничего. Это те, кто в Армии, особенно в Советской, не служил – могут жалом водить недовольно, а нам то было с чем сравнивать:

Столовая на Учебном центре Пограничного училища. Фото из архива автора
Столовая на Учебном центре Пограничного училища. Фото из архива автора

Очень даже приемлемо все оказалось – нормальное светлое помещение, столики на шесть человек и еще со скатертями. И не скажешь, что на полигоне.

Та самая столовая. При желании легко трансформируется в актовый зал. Фото из открытых источников
Та самая столовая. При желании легко трансформируется в актовый зал. Фото из открытых источников

Сама кормежка тоже оказалась вполне на уровне. Кто не вкушал в своё время небритую свинину или не к ночи будь помянутый приснопамятный бигус, тот может и быть недовольным, а нам все нормально зашло.

Вполне приемлемо. Фото из архива автора
Вполне приемлемо. Фото из архива автора

Отстояли очередь на раздачу, взяли культурно подносики, тёти-поварихи наложили на них то, чего положено и вперед, поедать свою вкусную и здоровую пищу норму довольствия по общевойсковому пайку №1.

Правда, утром на завтраке напрягло присутствие у места выдачи еды военного полицейского, но ребус разрешился быстро: он просто смотрел, чтобы никто не брал две пайки масла.
Процесс получения масла в современной Армии основан уже на самообслуживании, но ещё не самосознании.

Во время второго захода на Полигон, через год, для внесения интриги в процесс получения пищи нам добавили квест «Вас на довольствие не поставили».

Заехали мы на Полигон в пятницу вечером, продовольственная служба в части уже отправилась на заслуженные выходные и никаких аттестатов на нас не оформляли.
И до понедельника, сказали нам, мы на довольствии не стоим.

Оп-па-паньки! – вечер перестал быть томным ©.

Но настоящий военный найдет выход из любого положения и нам любезно было предложено приходить следующие два дня на приём пищи после всех, пообещав, что готовят еды много и хватит на всех. Наверное…

Щаззз, разогнались… Не на тех нарвались, мы первые стали приходить. И как ни странно, всем всего хватало – и новеньким и стареньким. Голодными никто из столовой не уходил.

  • Только вот вопрос, за счет каких таких пяти хлебов и двух рыб внутренних резервов произошло сие нематериальное чудо и куда потом дели две сутодачи на …..цать человек за прошедшие выходные (в понедельник то все равно поставили на довольствие, но ведь с пятницы же) – вопрос остался риторическим.

Но это уже вопрос к главному волшебнику интенданту - однофамильцу автора «Мастера и Маргариты», проживающему ныне в Москве, по адресу улица Лефортовский вал, дом 5.

Военные были бы не военными, если бы в данной ситуации не задали закономерный вопрос – «Если мы два следующих дня не стоим на довольствии, то и на занятия нас ходить нельзя?».
На что им ответили такие же военные, резонно заметив, что отсутствие постановки на довольствие не освобождает от обязанности присутствия на занятиях!

Армия, родная Армия, воистину ты непобедимая и легендарная!

В первый раз после ужина нас всех собрали в штабную палатку, где сначала довели правила поведения и распорядок дня на Полигоне.

Сразу предупредили – мобильные телефоны низзя, ибо это есть предпосылка к выдаче военной тайны

Чисто иллюстративно, ничего личного и предвзятого
Чисто иллюстративно, ничего личного и предвзятого

Правда, и сигнала там нет, кроме пары-тройки совсем секретных мест.

Но это проблема только для тех, кто без гаджета даже до ветра не ходит.

Сcaть против ветра не советую никому © Позывной Вихрь

Поскольку в самом начале формирования БАРС-ов контракты подписывали на ППЛС, а не в военкоматах, как потом, то в той же штабной палатке нас всех сфотографировали на Удостоверения Добровольца и записали (еще раз) все наши анкетные данные, включая личные номера/номера жетонов.

  • И тут начался очередной квест: «Назовите Ваш личный номер»

Дело в том, что в эпоху СССР личные номера и, соответственно, жетоны с ними были только у офицеров. Одна буква и шесть цифр. И они, эти самые личные номера, являлись и являются пожизненными. И не меняются никогда.

Жетон  с личным номером периода СССР. Открытые источники
Жетон с личным номером периода СССР. Открытые источники

В современной же Российской Армии личные номера жетонами есть у всех. Но там ДВЕ буквы и те же шесть цифр, что понимаемо с учетом необходимого количества комбинаций на весь личный состав.

Жетон современной РА. Открытые источники
Жетон современной РА. Открытые источники

Нас, кадровых, при отправке, в военкомате сразу предупредили – менять личный номер не надо, получится неразбериха и двойной учет.

Однако система электронного учета военнослужащих запрограммирована именно на две буквы в номере и при внесении туда однобуквенного – просто отказывалась его видеть.

Поэтому волей-неволей пришлось получать второй жетон/номер и так под ним заводиться в систему.

А ведь можно было решить вопрос намного проще -

Ставили бы, например, в окошко системы первой буквой литеру «Х» – Харизматичный, Хороший, Хрен (старый) наконец. А дальше –штатный номер. И все.

И система бы не зависала в недоумении, и компетентным товарищам сразу было бы видно – человек перед ними заслуженный, ветеран Куликовской битвы или там Ледового побоища, к примеру.

Ладно, и этот квест мы удачно прошли и отправились баиньки – завтра нас ждет любимое армейское развлечение – утренний развод

Продолжение истории здесь

Будем жить!