Советская власть прилагала усилия для оседланности кочевых народов .
На Кольком полуострове для кочевников выделили место в Ловозере и было принято решение всех их туда переселить.
Кочевому народу первое время были очень непросто привыкнуть к жизни в блочном доме.
Ведь тысячами лет они привыкли кочевать и даже осев иногда на одном месте, они, время от времени, переставляли свой чум хотя бы на пару -тройку метров.
Поясняли это тем, что хотят "освежить воздух".
Саамы тонко ощущали, что мысли и чувства, которые циркулируют в одном месте, словно сгущаются, концентрируются и образуют осадок, который постепенно начинает оказывать психическое давление, вызывает нервное напряжение , что выливается в семейные ссоры и домашние трагедии.
В современной социологии есть даже термин "синдром кочевника", думаю вы с ним знакомы.
Но ведь блочный дом это не чум и его не передвинешь.
И тогда саамский поселок накрыла волна алкоголизма и самоубийств.
Дети природы не могли жить в каменных блоках, они не были к этому готовы ментально.
С саамским языком не все так просто.
Хотя он и относится к финно-угрским языкам, но в его лексике много слов индоевропейского и индоиранского происхождения.
А этимология одной трети слов непонятна вообше.
Петрозаводский профессор-лингвист Георгий Керт считает что о каком-то общем саамском языке серьёзно говорить нельзя, потому что у саам почти каждой реки или долины есть свой диалект.
Московский профессор Лукьяненко считал, что группы саамов (лесные, горные, береговые и кольские) имеют свои подгруппы и каждая из подгрупп имеет свои четко выраженный этнографические различия .
Потому он предполагал, что мы имеем дело не с одним народом (племенем), а с несколькими первобытными родами, которые жили на северных территориях на протяжении тысячелетий.
Не кириллица ни латиница не может правильно передать звуки саамского языка.
Язык саамов ближе к звукам тунды и самой природы, чем к языку человеческому.
Но на Кольском полуострове самые распространённые диалекты саамского языка это йоганьнский и кильдинский.
З. Е. Черняков в своем этнографическом труде ссылаясь на шведского этнографа Эрнста Манхеоа, считает, что саамы это потомки древнейших европейских времён эпохи палеолита, которые постепенно проникли на север и Вювосток Европы, а там встретились с племенами из Поволжья и Зауралья.
Это же подтверждают т современные генетические исследования.
Саамские духовные практики были основаны на таких понятиях как анимизм и политеизм.
В разных регионах Лапландии традиции могли различаться, но было три основных культа:
1) Поклонение дузам предков.
2) Поклонение духам, которые покровительствовали охоте и рыбной ловле.
3) Культ идолов и священных природных мест-сейдов.
Об этом подробнее расскажу в следующей части.