Найти в Дзене

ЕГЭ: лучший экзамен?

Оглавление

Единый государственный экзамен – это, пожалуй, одна из самых обсуждаемых тем в образовании. Об эффективность ЕГЭ как способа проверки знаний сломано немало копий. Для одних выпускников он является билетом в будущее, а для других – источником стресса и сомнений. Давайте взвесим все «за» и «против».

История ЕГЭ

Единая система государственной аттестации выпускников российских школ появилась в 2001 году в виде эксперимента, а окончательно утверждена была в 2009 году. Единый экзамен для всей страны преследовал две основные цели: стандартизировать проверку знаний выпускников и исключить коррупционную составляющую при поступлении в вуз.

После введения ЕГЭ большинство вузов оценивают абитуриентов именно по результатам этого экзамена, однако некоторые направления подготовки предусматривают и проведение дополнительных испытаний на базе вуза, например, конкурса творческих работ или эссе.

Мнения разделились

С того самого момента, как ЕГЭ вошел в жизнь российских школьников, в обществе сформировались полярные мнения о результатах такой формы аттестации и ее влиянии на качество образования.

Из года в год информационное пространство сотрясают скандалы, связанные с проведением ЕГЭ: нервные срывы, ужесточение проверки школьников при входе на экзамен, некорректно сформулированные задания.

Кажется, что ЕГЭ ругают со всех сторон – школьники, родители, сами учителя. Но вот что интересно: позитивнее всего к ЕГЭ относятся выпускники вузов, которые поступили по результатам этого экзамена. Конечно, они тоже не скрывают недостатков, с которыми им пришлось столкнуться, но видят и ряд достоинств такой формы проверки знаний.

В защиту ЕГЭ

Так что же можно сказать в защиту Единого государственного экзамена? Давайте попробуем найти светлые стороны.

Выравнивание региональных различий

Исторически школьники из Москвы, Санкт-Петербурга и других городов-миллионников оказывались в привилегированном положении при поступлении в главные университеты страны. Сказывалось то, что они могли готовиться к вступительным экзаменам у преподавателей этих вузов, которые хорошо понимали, что будет оцениваться. Да и согласитесь, сесть на метро и доехать до университета, чтобы сдать экзамен, легче, чем ехать сутки на поезде с той же целью.

Предотвращение коррупции

Одна из основных заявленных целей ЕГЭ – снижение уровня коррупции при поступлении в вузы. Независимая от университетов и институтов форма оценки знаний должна исключить возможность «договоренностей» и взяток при поступлении.

Больше вузов – больше возможностей

Поскольку больше не нужно готовиться к каждому вступительному испытанию, можно попробовать свои силы в поступлении в несколько вузов сразу. С 2023 года абитуриенты могут одновременно подавать документы в 5 учебных заведений, на 5 направлений в каждом.

Единые критерии оценки

Конечно, полностью исключить человеческий фактор при проверке экзаменационных работ невозможно, но уровень объективности все же заметно вырос с введением единых критериев оценки. Важно еще помнить, что благодаря известным заранее критериям оценки школьники лучше представляют, чего им ожидать на экзамене.

Ложка дегтя (или две)

Критика обрушилась на Единый государственный экзамен со всех сторон с момента его введения в качестве общероссийской формы аттестации. Сложно не признать, что значительная ее часть была вполне заслуженной.

Недостатки ЕГЭ вот уже второе десятилетие обсуждаются в телепередачах, на страницах газет и журналов, в социальных сетях. Что-то за время существования экзамена удалось подкорректировать или вовсе исправить, а какие-то проблемы сохраняются до сих пор. Разберем их подробно.

Плохой результат – крушение надежд?

О важности ЕГЭ школьники узнают едва ли не с первого класса: об этом твердят и родители, и учителя. Неудивительно, что к 11 классу накопившийся стресс и ужас перед предстоящим экзаменом могут привести к эмоциональному истощению, а иногда и попросту нервному срыву. Давление, которое некоторые родители и учителя оказывают на школьников, выходит за рамки разумного. Конечно, ЕГЭ важен, но он не определяет всю дальнейшую жизнь человека.

Все работают на ЕГЭ

Не все учителя придерживаются такой линии поведения, но нередки ситуации, когда два последних года в школе посвящены исключительно подготовке к экзамену. А если ученик не планирует сдавать данный предмет, то можно не переживать о том, получит ли он предусмотренные программой знания, ведь никто это не проверит.

Здравствуй, репетитор

Родители старшеклассников заранее готовятся платить за дополнительную подготовку к экзаменам. Перейти минимальный порог можно и без дорогостоящей помощи репетитора, но вот высоких результатов в этом случае добиться сложнее. Такая ситуация складывается вовсе не из-за небрежного отношения учителей к своей работе, а по ряду объективных причин.

Во-первых, даже в классах старшей школы довольно много учеников, поэтому уделить внимание каждому, определить пробелы в знаниях и заполнить их одному учителю просто не под силу.

Во-вторых, в одном классе учатся дети с очень разным уровнем подготовки и способностями, так что придумать универсальную программу, которая эффективно готовила бы к экзамену всех, очень непросто.

Так что же получается в сухом остатке: стал ли ЕГЭ гениальным инструментом проверки школьных знаний или привел к повальной деградации молодого поколения? Наверное, каждый решает для себя, какие аргументы имеют больший вес.