Всем здравствуйте! И сегодня мы продолжим начатое вчера исследование пассажирского железнодорожного сообщения из Красноярска. В этой статье поговорим про поезда с очень длинными маршрутами, на преодоление которых у них уходило более 24 часов. Вчерашнюю же статью можно почитать по ссылке ниже:
Итак, начнем как обычно в таких публикациях с 1961 года. Самым дальним был поезд из Красноярска до Ленинграда № 91/92. Время в пути до города на Неве составляло 90 часов 22 минуты. Причем шел поезд через Курган. До Москвы по разным дням недели ходил № 7 со временем в пути около 73 часов. А вот ежедневно был поезд № 47, но у него время в пути было чуть более 80 часов. Оба шли через Свердловск на Ярославль. А по понедельникам, средам, пятницам и воскресеньям ходил поезд № 53 сообщением Красноярск - Ташкент. Маршрут в те годы у него было классический для многих поездов в Среднюю Азию из Восточной Сибири - через Барнаул на Алма-Ату и далее на Ташкент. Там время в пути было 78 часов 13 минут. И, наконец, был поезд по уже открытому западному участку БАМа сообщением Красноярск - Лена (г. Усть-Кут). Время в пути у него было 40 часов 04 минуты. Кстати, к 100-летию БАМа открыли новый вокзал на станции Лена. Выглядит вот так:
Старый вроде бы тоже сохранили:
Теперь переносимся в конец 60-х годов. 1969 год. И здесь налицо существенное развитие именно дальнего сообщения. Причем появился поезд, который был в пути более 100 часов. А это уже мегауровень. Это был поезд Красноярск - Симферополь № 175/176 - 105 часов 48 минут. Ходил он летом по нечетным дням. Маршрут пролегал через Саратов, Волгоград, Краснодар, Керчь, то есть через переправу. Вот только время прибытия в Симферополь у него было не совсем удобным - 22:18. Как там добираться до курортов Южного берега Крыма? Теоретически всё возможно, конечно, но в большинстве случаев это, видимо, только такси.
Следующий на очереди Красноярск-Адлер. Время в пути поезда № 109 (причем он был круглогодичный судя по справочнику) - 97 часов 15 минут. Ну и в Адлер он прибывал достаточно удобно - в 12:05. Кстати, маршрут в Адлер отличался от маршрута в Симферополь: Новосибирск, Челябинск, Самара, Пенза, Георгиу-Деж, Ростов-на-Дону.
Время в пути до Ленинграда - ровно 78,5 часов. Прибытие на конечную станцию достаточно раннее - 04:10. В Ташкент время в пути сократили до 70 часов 06 минут. 63 и 70 часов соответственно ходили медленный и быстрый поезд в Москву. Быстрый уже № 11/12. Ну да про скорость "Енисея" на канале уже была отдельная статья.
Ну и, наконец, сохранившийся Красноярск-Лена. Уже по плотине Братской ГЭС. Время в пути 34 часа 52 минуты.
А вот в 1980 году с Адлерским вообще происходит какая-то катастрофа. И 97 часов превращаются в 114 часов 42 минуты для поезда № 573. Причем тем же маршрутом. Почти 5 суток в дороге и прибытие в 03:02. Как-то не очень, конечно. Это стало даже дольше, чем у симферопольского - 113 часов 22 минуты.
В Москву теперь тоже дольше. Причем один поезд продолжал ходить на Ярославский вокзал - 69 часов 59 минут, а вот второй перенаправили через Казань на Казанский. Время в пути 75 часов 20 минут.
А вот дальше интересно. Серьезнейшее развитие получает среднеазиатское направление. Кроме уже знакомого нам поезда Красноярск - Ташкент № 199 (71:16 в пути), появляются поезда еще на Алма-Ату № 357 (49:18 в пути) и Фрунзе (по дням с алма-атинским) (62:11). Ну и, наконец, поезд на станцию Лена был в пути 35 часов 11 минут. Кстати, а Вы знаете, что раньше станция в Усолье-Сибирском называлась Ангара. Теперь вот обидно: Лена есть, Енисей есть, Обь есть, Селенга есть, даже Ингода есть, а вот Ангары нет. Вообще, на мой взгляд, есть станции в честь 80 процентов крупных рек. А то иболее. А Вы еще знаете крупную реку, рядом с которой есть железная дорога, а вот железнодорожной станции с ТОЧНО таким же названием нет?
Очередные изменения пришли к концу 80-х гг. Два поезда со временем в пути более 100 часов оставались:
- Адлер - 106:50 (а время прибытия теперь 15:37) - ну получше стало, конечно;
- Анапа - 103:50.
А вот поезда в Крым через переправу больше нет.
Поезда в Москву теперь приходили оба на Казанский вокзал. Время в пути от 64,5 часов до почти 73 часов. Сохранились и три поезда в столицы среднеазиатских республик. А вот дальше интересно. Помните поезд Красноярск - Лена и его время в пути - 35:11. Так вот теперь вместо него теперь Красноярск-Северобайкальск, то есть намного дальше (1138 и 1481 км соответственно). А вот время в пути 34:50 - на 21 минуту меньше.
В 1995 году из Красноярска стало аж три поезда с маршрутом, занимавшим более 100 часов:
- Симферополь - 109:29;
- Адлер - 104:26;
- Анапа - 102:15.
Всё те же два поезда на Москву и оба опять-таки на Казанский вокзал. Причем между ними интересная разница - ровно 7 часов: 64:34 и 71:34. Из среднеазиатских пропал ташкентский, а вот На Алма=-Ату и Бишкек поезда сохранялись. Время в пути увеличилось на 3-4 часа. Ну оно и понятно - граница, паспортный контроль. А до Северобайкальска всё также менее 35 часов, пусть и всего на 5 минут. Но скорость северобайкальского совсем будет поражать в 2004 году. Там было даже быстрее 30 часов - 29:51. Поезда из Красноярска вообще отличались скоростью в нулевых, видимо. Например, в 100 часов с большим запасом теперь укладывался Красноярск-Симферополь. И это опять-таки с пограничным контролем - 95:16. Аналогично у Адлера и Анапы - 94,5 и 96 часов соответственно.
В Москву - снова на Ярославский вокзал. И время у двух поездов 60 и 64 часа, И кстати, именно в 2004 году нашел-таки я поезд Красноярск-Новосибирск. Как я его вчера пропустил?! Время в пути у № 83 - 12 часов 02 минуты. А еще одна новинка - Красноярск - Горький № 101. Время в пути 56 часов 23 минуты.
А вместо поездов на Алма-Ату и Бишкек, снова возвращается Красноярск-Ташкент. Время в пути аж 84 часа 25 минут. Но в целом начало 2000-х гг. вполне благоприятное, с точки зрения широты охвата городов прямым железнодорожным сообщением.
Ну а теперь давайте посмотрим, что там осталось в 2024 году. По БАМу теперь даже не до Северобайкальска, а аж до Нерюнгри. Поезд № 376 со временем в пути около 62 часов. Другой поезд и по другому расписанию следует до Тынды. Время в пути около 53 часов.
Направление на море по-прежнему закрывают поезда на Адлер (около 98 часов) и Анапу (около 91-96 часов). Ну и пусть не каждый день, но все-таки есть поезд Красноярск - Москва. Причем с достаточно хорошим хором до Москвы - 61 час. Вокзал - Ярославский, но не через Ярославль, а через Нижний Новгород, Ковров и Владимир. № 291. А вот в Среднюю Азию больше ничего, как и в Симферополь.
И вот теперь еще одна новация канала. С подачи одного из моих постоянных читателей, я решил посмотреть, а в какие города миллионники можно доехать из миллионника Красноярска на поезде без пересадок. Вот взгляните на карту. На ней 16 кружков. 1 - голубой - это собственно Красноярск. 13 зеленых - это те города, с которыми есть прямо железнодорожное сообщение. И два - красных.Санкт-Петербург и Воронеж. С учетом того, что раньше в Ленинград ходил даже отдельный поезд, теперь должно быть обидно.
Вот такая история получилась с длинными маршрутами из Красноярска. Спасибо, что следите за каналом! До встречи!
P.S. Все статьи про поезда доступны во подборке по ссылке ниже: