Я уже рассказывал о начале работы созданной в октябре 1939 года Смешанной советско-германской комиссии «об эвакуации украинского и белорусского населения с территорий бывшей Польши, отошедших в зону государственных интересов Германии, и немецкого населения с территорий бывшей Польши, отошедших в зону государственных интересов СССР». И о том, что деятельность эта никак не затрагивала еврейское население, хотя в «бывшей Польше», как известно, оно было весьма многочисленным. Однако гитлеровцы рассматривали его лишь как объект для уничтожения, а советское руководство, вопреки официально объявленному интернационалистскому курсу, не горело желанием предоставлять евреям убежище. Вопрос: почему? Попробуем с этим разобраться.
17 октября 1939 года советник германского посольства в Москве Твардовски докладывал в Берлин о позиции советских представителей комиссии, которые заявляли, что «заинтересованы в переселении только украинского и белорусского пролетариата и широких масс, а не богатеев и евреев». 21 октября 1939 года по итогам первого дня работы комиссии представители немецкой делегации сделали вывод, что «советскую делегацию не интересует судьба евреев».
В чем причина подобного подхода? Официально советская власть осуждала антисемитизм, причем делала это жестко, в крайне резкой форме. 12 января 1931 года, отвечая на вопрос «Еврейского телеграфного агентства из Америки», Сталин назвал антисемитизм «крайней формой расового шовинизма» и «наиболее опасным пережитком каннибализма». Отметив, что коммунисты, как последовательные интернационалисты, «не могут не быть непримиримыми и заклятыми врагами антисемитизма», вождь обещал карать «активных антисемитов» по законам СССР смертной казнью.
Однако за все время существования Советского Союза не было известно ни одного случая смертной казни за антисемитизм. К антисемитам традиционно относились с пониманием. Зато в эпоху борьбы с «космополитизмом» евреев казнили за то, что они евреи (разумеется, под другими предлогами).
Вместе с тем нельзя исключать, что в 1931 году Сталин высказывался достаточно искренне, другое дело, что он с легкостью менял свои подходы в зависимости от политической конъюнктуры и государственных интересов, которые определял он же. Показательно свидетельство генерала Владислава Андерса, который в августе 1941 года был освобожден из тюрьмы и стал командующим польской армии в СССР. Еврейская тема была ему небезразлична, как любому поляку и русскому, и он составил свое мнение об уровне антисемитизма в Советском Союзе: «Оказавшись на свободе, я убедился по различным рассказам и даже просто по анекдотам, как сильно антисемитизм укоренился в Советской России. Грузин Сталин манипулировал антисемитскими настроениями не хуже, чем это делал немец Плеве (В.К. Плеве, министр внутренних дел в российском правительстве в 1902-1904 гг. – авт.) при царе, а может и лучше».
Андерсу помнил, как пренебрежительно Сталин отозвался о евреях во время советско-польских переговоров в декабре 1941 года. Советский вождь и не подумал осадить поляков – премьер-министра Владислава Сикорского и самого Андерса – когда те упражнялись в антисемитских высказываниях. Заявляли, что в военном деле на евреев рассчитывать нечего и в польскую армию они вступают только чтобы «прокормиться». Со своей стороны Сталин добавил, что евреи - плохие вояки.
Андерсу было хорошо известно, что евреи, подвергавшиеся в довоенной Польше чудовищной дискриминации, в сентябре 1939 года встречали солдат Красной армии как освободителей. Тем большее удивление у этого представителя польской военно-политической элиты вызвало то, что отношение к евреям, этим вечным изгнанникам и странникам, которые не могли найти себе пристанище в мире, в стране победившего социализма оказалось не однозначно положительным.
В течение 1930-х годов оно неуклонно менялось к худшему. По мере того как руководство СССР все больше ориентировалось не на всемирную революцию, а на укрепление социалистического государства, наследника и продолжателя Российской империи, принцип интернационализма становился условным и призрачным. Одновременно усиливался антисемитизм.
Писатели Илья Ильф и Евгений Петров, заявившие в «Золотом теленке», что в Советском Союзе нет «еврейского вопроса», выдавали желаемое за действительное. Никуда этот «вопрос» не делся.
Иногда обращают внимание на ту видную роль, которую евреи сыграли в революции 1917 года и в Гражданской войне: это, дескать, способствовало подъему антисемитизма. Красная армия повиновалась еврею Троцкому, в высшем комсоставе было немало евреев, евреи заняли высшие посты во многих советских ведомствах, включая органы ВЧК/ГПУ/ОГПУ/НКВД. Красный террор, который практиковался чекистами, не прибавлял популярности самим чекистам, а, значит, и евреям, которые служили в их рядах. Коммунисты, призывавшие отречься от старого мира, безжалостно уничтожали традиционное русское общество с его древней историей и традициями. Это тоже ставилось в вину евреям.
В 1922 году по этому поводу высказался Максим Горький, который поделился своими мыслями с еврейским писателем Шоломом Ашем. Запись этой беседы была опубликована в нью-йоркских газетах «Форвертс» и «Дер Тор». Ее тут же перевели в НКИД. Кое-что процитируем:
«Русский писатель, “русская совесть”, говорил о растущем антисемитизме в России и без предисловий заявил, что главным образом повинны в этом антисемитизме те безответственные еврейские мальчики, которые служат у советского правительства в качестве комиссаров и которые имеют бесстыдную бестактность осквернить религиозные святыни русского народа.
…Они превратили церкви и кинематографы в читальни. Они не считаются с чувствами народа.
…Русский человек, как и русский мужик – хитер, скрытен. Он вам улыбнется, сделает дружескую мину, но глубоко в сердце он никогда не забудет, что еврей осквернил его святыни.
…Как это они не понимают, что этим они возбуждают против евреев русский народ навсегда?
…То же самое было, когда происходили реквизиции в деревнях. И тогда на беду выпало то, что еврейские комиссарчики реквизировали у крестьян хлеб. Не одна искра ядовитого огня запала благодаря этому в душу невежественной русской массы и не один, может быть, огонь погрома возгорелся от этой искры.
…Русский мужик бросит вину небольшой группы комиссарчиков на весь еврейский народ без разбору.
…Растущий антисемитизм в России – одно из новых несчастий, падающих на много испытавшую голову русского еврея…».
Горький постоянно оговаривался, не желая окончательно испортить отношения с советским руководством, в котором до конца 1930-х годов еврейская прослойка была весьма заметна. Он постоянно подчеркивал: во всем виноваты не высокопоставленные чиновники-евреи, а «мальчишки», те самые «комиссарчики». В действительности русского мужика, о котором пекся знаменитый писатель, раздражали не только низовые исполнители, но и люди, принимавшие решения.
Однако это была далеко не единственная и не основная причина роста антисемитизма в Советском Союзе. Слишком глубокие корни он пустил в обществе, слишком долго использовался правящими кругами для манипулирования массами – чтобы в кризисных ситуациях направлять протестные настроения в «правильное» русло. В СССР антисемитизм сохранялся и в 1920-е, и в 1930-е годы. Когда Сталин взялся за коллективизацию сельского хозяйства, что привело к уничтожению крестьянства, евреям нередко доставалось больше других. Особенно на Украине, где голод, прямое следствие политики коммунистического режима, лютовал с особенной силой.
В 1930 году Литвинов, возглавивший тогда Наркоминдел, получил письмо от группы евреев, сельских жителей Украины. Там, как и на юге России, антисемитизм был особенно силен, и во все эпохи евреи расплачивались за всё. Свое послание они подписали «дети Якова», то есть дети праотца Яакова бен Ицхака, еврейского праведника и пророка. Люди к тому времени стали учеными, знали, что подписаться своими именами – легчайший способ оказаться в Соловках или в местах похуже.
Литвинов сообщил о полученном письме в Управление делами Совета народных комиссаров (СНК), изложив его содержание своими словами:
«Суть письма заключается в следующем.
Начиная с 1795 г. (тогда произошел Третий раздел Польши, и подавляющее большинство польских евреев превратились в подданных российского царя – авт.) и вплоть до окончания Гражданской войны евреи переносили нечеловеческие страдания и невзгоды: погромы, убийства и т.д. Эти гонения усилились при Николае II в связи с тем, что еврейская молодежь принимала активное участие в революционном движении. Наконец, евреи дождались советской власти, когда они стали полноправными гражданами. Первые годы во время гражданской войны евреи пострадали больше всех. По окончании гражданской войны мы думали, что нашим страданиям пришел конец. В действительности же наши мучения и страдания не прекращаются и по сей день. На местах в советах сидит еще много людей, которые устраивали погромы, убивали нас и насиловали наших матерей и дочерей. Евреям при проклятом царизме нельзя было ничем, кроме торговли заниматься. Торговля у нас мелкая, грошёвая, у многих из нас маленькие домишки. И вот всех нас лишили гражданства, всё отбирают и выбрасывают на улицу. Главное, нам хлеба не продают, и наши дети обречены на голодную смерть. Наша просьба, дайте нам возможность честно заработать кусок хлеба. Возвратите нам наши жилища, т.к. мы сейчас ютимся на улицах, в подвалах. Пусть возвратят нам отобранный скарб, наше постельное и носильное белье и одежду. Пусть возвратят в школы выгнанных оттуда наших детей, которые в будущем принесут пользу советскому государству. Пусть освободят из тюрем невинно-заключенных наших братьев».
Эти несчастные, конечно, знали, что Литвинов еврей. Надеялись, что он поможет соплеменникам, и просили о встрече. Зря надеялись, зря просили. Нарком уведомил СНК: «Я, конечно, принимать их не буду, но счел нужным довести письмо до вашего сведения».
Скоро выложу продолжение
А статьи о начале работы советско-германской Смешанной комиссии по эвакуации здесь
И подписывайтесь на мой канал