Найти в Дзене
16 на 9

Как прокачать свой монтаж?

Оглавление

Бывает такое, что установил человек монтажную программу, освоил азы (как создавать проект, резать-клеить видео, накидывать титры, подставлять звук) но смонтировать что-то действительно интересное и цепляющее не получается.

Знакомо? Тогда давайте разбираться в причинах. А их, на самом деле, несколько.

1. Насмотренность

-2

Что это такое и зачем оно нужно?

Обычно можно встретить довольно расплывчатую формулировку, что это некий "визуальный опыт". Не сказать, чтобы стало понятнее, да?

Давайте на пальцах:

Наш мозг устроен так, что для любого обучения ему нужен некий массив данных.

Вспомним, например, как познают этот мир дети.

Малыш смотрит картинку, а мама говорит ему "это зайчик". Карапуз запоминает картинку, и ассоциирует её у себя в голове со словом "зайчик".

Потом он видит уже живого зайца, например в зоопарке, и мама снова говорит ему "смотри, там зайчик". И мозг мальца запоминает, что зайчик может быть не только нарисованный, но и живой. И выглядят эти два зайчика по разному, но тем не менее, и то и другое является зайчиком.

Зайчики, они разные бывают
Зайчики, они разные бывают

Потом он встретит ещё множество изображений, логотипов, видео и пр. в виде зайца. И мозг выведет некие общие черты для множества объектов класса "зайчик": небольшого размера, длинные уши, быстро бегает, ест морковку и.т.д.

То есть в голове формируется определённый образ. Которым в дальнейшем человек будет оперировать всю жизнь.

Когда таких образов накапливается много, мозг проводит между ними определённые взаимосвязи.

Например образы "волк"-"заяц"-"морковка" соединяются в прямом порядке связью "еда", а в обратном, соответственно, "угроза".

Таким образом, любой взрослый человек, у которого эти связи уже выстроены и модель мира устоялась, увидев картинку/видео где заяц гонится за волком, если не засмеётся, то как минимум улыбнётся от абсурда происходящего. Так как прекрасно понимает, что в норме всё должно быть с точностью наоборот.

То же самое можно сказать и о любом виде визуального искусства, будь то монтаж видео, дизайн или моушн-дизайн, 3D-моделирование и тому подобное.

Нашему мозгу необходима некая база данных, для того, чтобы понимать что такое хорошо и что такое плохо. Как можно делать, а как нельзя. Что привлекает внимание, а что вызывает отвращение. И чем эта база больше, тем шире возможности мозга в плане рождения новых креативных идей.

Вот наличие в мозге этой базы и называется насмотренностью.

-4

Как её получить?

Всё неимоверно просто - смотреть больше видео. Всяких разных. И хороших и плохих. Художественные фильмы, репортажи, обзоры, клипы, что угодно.

Но не просто бездумно смотреть, а пытаться анализировать: почему вот это видео мне нравится, а вот то - нет? Почему одно хочется досмотреть до конца, а от другого после 5 секунд накатывает зевота? Почему вот здесь кадр выглядит очень красиво, а вот тут сразу видно что это любительская съёмка? И так далее.

И, да - "Мне нравится это видео, потому что оно классное" - плохой ответ.

2. Знание теории композиции

-5

Практика и насмотренность несомненно важны. Но практика без теории - слепой котёнок, тычущийся носом в полотенце, в попытках отыскать сиську.

Что такое композиция, и как её правильно построить это сверхобъёмная тема. Если в комментариях к этой статье наберётся два десятка желающих вникнуть в неё глубже - сделаю цикл статей, где постараюсь раскрыть хотя бы основы.

А пока что, не вникая глубоко, приведу несколько простых правил, соблюдение которых позволит вам значительно повысить качество создаваемого вами контента:

  • В кадре должен быть "главный объект" (доминанта), вокруг которого всё строится;
  • Расфокус или наоборот наличие в кадре переднего и заднего планов делает ваш кадр более объёмным;
  • Направляющие линии должны приводить взгляд зрителя к доминанте;
  • Симметрия - одно из основных качеств, по которому у человека может возникнуть ощущение красоты и некой "системности". Может строиться как относительно доминанты, так и относительно, например, центра кадра. Посмотрите любой фильм Стэнли Кубрика - поймёте о чём речь;
  • Ритмичность - повторяющиеся объекты, рисунки, цвета создают определённый ритм внутри одного кадра. Если вы сможете увязать воедино ритмичность каждого отдельного кадра, с общей динамикой и темпоритмом всего видео, а при этом визуальный ряд ещё и подчеркнуть звуком, и не забыть передать вашему зрителю определённые смыслы, посылы и эмоции, то поздравляю - вы поняли, что такое быть режиссёром монтажа!
  • Напоследок - важное! Правило третей. Стараемся располагать ключевые объекты в кадре на пересечении линий, делящих кадр на три равные части по горизонтали и по вертикали.

Оговорюсь сразу. Съёмка и монтаж - это искусство, а не наука. И поэтому здесь нет непреложных законов. У вас в кадре может не быть доминанты, если вы например снимаете пейзажную панораму луга или реки. Доминанта-спикер в формате "говорящая голова", вызывает большее ощущение экспертности и уважения у зрителей, если находится не на линии трети, а строго по центру.

Есть ещё добрых полсотни, если не больше, исключений, и случаев когда закон можно нарушить. Но прежде чем нарушать правила, надо научиться безукоризненно их соблюдать. Это во-первых. А во-вторых, если вы решили нарушить какое-то правило, у вас должно быть чёткое понимание, зачем вы это делаете, и почему без этого именно сейчас ну вот никак нельзя обойтись. Есть и другой вариант - вас зовут Люк Бессон или Джеймс Кэмерон. Тогда вообще без вопросов - делайте что хотите.

3. Монтаж по крупности планов

Сцена из х/ф "Бриллиантовая рука" (СССР, 1969)
Сцена из х/ф "Бриллиантовая рука" (СССР, 1969)

В первом приближении, без погружения в зубодробительные пучины, он будет звучать так: кадры должны чередоваться по крупности. Общий - Крупный - Средний - Общий. Не обязательно именно в таком порядке. Но не два и более одноимённых плана подряд.

Почему так, и как это работает?

Тут опять дело в особенностях нашего мозга, а конкретно - восприятия.

Дело в том, что наш мозг любит изучать новое. Так уж сложилось в ходе эволюции, что исследовательское поведение повышало шансы биологического вида в целом, на выживание. И мозг за это получает дофамин. А дофамин ему вкусно.

И каждый раз когда картинка на экране меняется, наш мозг думает: "О! А это что-то новенькое. Такого нам ещё не показывали". И принимается внимательно изучать демонстрируемый визуал, попутно хрумкая дофамином, выданным за проявление исследовательского поведения.

А когда на экране сменяются одноимённые планы, то внимание притупляется. Ведь мозг очень ленив и не станет тратить драгоценную энергию (которой он и без того потребляет больше, чем все остальные органы) на изучение того, что ему кажется уже знакомым.

Кстати говоря, в этом же таится причина того, что многие люди подолгу зависают в ленте шортсов/рилсов, бездумно листая огромное количество коротких видео.

Тап-тап, тик-так...
Тап-тап, тик-так...

То есть мозг человека считает, что он изучает что-то новое. Хотя, на самом деле, даже если в этой ленте встретится что-то полезное, то очень вряд-ли оно будет хоть раз применено на практике. Просто "халявный" дофамин для мозга оплаченный временем носителя этого мозга.

4. Согласованность движения

Тут всё просто - если в предыдущем кадре объект съёмки двигался, к примеру, справа налево, то в следующем он не должен двигаться слева направо. Если объект кардинально меняет траекторию движения, то это должно быть показано в отдельном кадре. То есть, смена направления движения объекта, если она составляет угол более 90 градусов, должна идти через кадр-перебивку.

-8

Всё то же самое, относится и к так называемой "фазе движения". Если говорить без зауми, то можно сформулировать это как "движения объектов съёмки не должны быть рваными". Если на среднем плане у вас человек начал замахиваться молотком по гвоздю, и вы делаете склейку на общий план, то там он должен продолжить замах, а не начинать его заново.

5. Смысловая стыковка кадров

Представим следующую последовательность кадров:

1. Автомобиль стоит на пляже

-9

2. Дорога к побережью в тропических зарослях

-10

3. Общий план морского побережья

-11

4. Колесо машины, едущее по грунтовой дороге

-12

5. Автомобиль на парковке. Несколько человек грузят рюкзаки, садятся в салон, авто уезжает из кадра.

-13

Получается какая-то невнятная ерунда. Неясно, что за историю нам хотели рассказать. Кадры перемешаны, как кусочки пазла, и в единое целое не выстраиваются.

Но стоит поменять порядок кадров вот так:

1. Автомобиль на парковке. Несколько человек грузят рюкзаки, садятся в салон, авто уезжает из кадра.

2. Колесо машины, едущее по грунтовой дороге

3. Дорога к побережью в тропических зарослях

4. Автомобиль стоит на пляже

5. Общий план морского побережья

Как всё волшебным образом преображается. Теперь это связная история, о том, как люди поехали на машине к морю.

В чём секрет? В логике:

1. События упорядочены хронологически. То, что является следствием, (машина на пляже) не может идти перед причиной (машина куда-то едет).

2. В каждом кадре мы оставляем небольшие логические "мостики", по которым зритель будет переходить своим вниманием от одного кадра к другому.

То есть: В первом кадре мы заявили существование автомобиля. У него есть колёса. И одно из этих колёс мы и видим во втором кадре.

А кроме него, там (во втором кадре) заявляется дорога. И в следующем кадре она предстаёт уже "во весь рост".

Четвёртый кадр. Ехали, теперь стоим. Казалось бы, - никакой логики. Но нет.

Мы уже ранее заявляли автомобиль. И зритель уже видел, что это авто куда-то ехало. Следовательно, рано или поздно должно было приехать.

Ну и завершающий обзорный план как-бы говорит зрителю: "Вот зачем мы сюда ехали. Ты посмотри, как красиво!".

Основное правило смыслового монтажа, можно выразить так: Любое видео - это история. А у истории должен быть сюжет. У которого, как минимум, должны быть начало, развитие и конец.

Ну а если немного углубиться в драматургию, то можно вспомнить такие страшные слова как: экспозиция-завязка-развитие событий-кульминация-развязка-финал. Пожалуй расскажу про них подробнее в следующий раз - тема объёмная и одним-двумя абзацами тут не отделаться. Подпишитесь на канал, тогда точно не пропустите публикацию.

6. Свет и цвет

Тут всё достаточно просто: соседние кадры не должны сильно отличаться по уровню освещённости, или цветовой гамме.

Если вам нужно после кадра с тёмным подвалом, переместиться на ярко освещённую улицу. То лучше всего это делать через промежуточный кадр, где уровень освещённости будет плавно нарастать (герой идёт к выходу).

-14

В противном случае зрителю будет очень сильно бить по глазам. То же самое касается и цвета.

В заключение

Если вы знакомы с монтажом, чуть плотнее, чем на уровне "подрезать начало и конец", то вероятно вы заметили, что в этой статье я, по сути, пересказываю своими словами, набившие уже всем оскомину, правила монтажа по Кулешову.

Да, но куда деваться, если это база? Азбука, не освоив которую, невозможно будет не то что написать свой роман, а даже банальную подпись поставить.

Кроме того, всем интересующимся советую найти и почитать книжку Алексея Соколова "Монтаж". Там всё то же самое и многое другое объясняется доступно и с множеством иллюстраций.

Если же вам интересна тема видеомонтажа, но вам кажется, что самостоятельно вы никогда в жизни с этим не разберётесь - могу вас обрадовать.

Я обучаю видеомонтажу и основам моушн-дизайна как новичков, так и людей, уже имеющих какой-то опыт. Контакты указаны в описании канала.

Спасибо, что дочитали до конца. Не забывайте подписываться и жать палец вверх. Канал я веду недавно, и любое проявление вашего внимания сейчас - на вес золота. Если есть вопросы или возражения - пишите комментарии.

До новых встреч и удачных вам кадров!