Найти в Дзене
ЭХ, ПРОКАЧУ!

«Единожды солгав…» - почему этот фильм сейчас смотрится иначе?

Режиссёр Владимир Бортко мог бы снять только «Блондинку за углом» (1984) и «Собачье сердце» (1988), чтобы оставить свой след в истории кинематографа. Однако он создал ещё целый ряд фильмов - хороших и разных. Вспомнился мне тут перестроечный сюжет «Единожды солгав…» (1987), который по прошествии лет смотрится совсем иначе. Почему?

Постеры к фильму «Единожды солгав…» (1987). Кинопоиск. ру.
Постеры к фильму «Единожды солгав…» (1987). Кинопоиск. ру.

Но обо всём по порядку! Во второй половине 1980-х многое встало с ног на голову – с экранов телевизора политики, артисты, учёные лихо развенчивали всё советское, не оставляя камня на камне. Более всех старались деятели искусств, объявляя соцреализм – убожеством, а любой нонконформизм – полётом духа и вершиной смысла.

Кадр из фильма «Единожды солгав…» (1987). Скриншот.
Кадр из фильма «Единожды солгав…» (1987). Скриншот.

То есть создавалась новая конъюнктура – на месте старой. Хочешь быть на плаву и на слуху – ругай Совок (не люблю это слово, но оно в ту пору сделалось актуальным). Бесконечно говорилось о том, что в СССР насаждался тупой, лозунговый официоз, а всё чистое, светлое и разумное нещадно давилось. Ага-ага! Цензура, Фурцева, обязательность цитат из произведений Ленина - всё припоминалось.

Кадр из фильма «Единожды солгав…» (1987). Скриншот.
Кадр из фильма «Единожды солгав…» (1987). Скриншот.

Владимир Бортко, по сути, снял такую же перестроечную вещь, как и все его тогдашние коллеги, явив судьбу некоего художника Александра Крюкова (Юрий Беляев). Он в начале 1970-х был участником так называемой Бульдозерной выставки, когда произведения бойких «неформалов», выставленные в Беляево, были сметены бульдозерами.

Кадр из фильма «Единожды солгав…» (1987). Скриншот.
Кадр из фильма «Единожды солгав…» (1987). Скриншот.

Но потом тот Крюков одумался и перековался в крепкого соцреалиста – начал писать рабочих, домны, коллективы, счастливую жизнь при развитом социализме. При этом мастер относится ко всему этому без трепета. Цинично. Он постоянно врёт, чтобы иметь кусок хлеба с маслом, да ещё и с икрой. Так сказать, продался.

Кадр из фильма «Единожды солгав…» (1987). Скриншот.
Кадр из фильма «Единожды солгав…» (1987). Скриншот.

И вот – очередной масштабный заказ – панно для провинциального дома культуры, где Крюков должен изобразить местных пролетариев-передовиков. И в конечном итоге – отказывается. Мол, надоело рисовать тех, кто ему, по сути, неинтересен. Возникают чёрно-белые флешбэки (воспоминания героя) – он пытается защищать друзей на той Бульдозерной экспозиции.

Кадр из фильма «Единожды солгав…» (1987). Скриншот.
Кадр из фильма «Единожды солгав…» (1987). Скриншот.

Кризис жанра совпадает со столь любимым тогдашними режиссёрами «кризисом среднего возраста» - запутанные отношения, где он измeняет жене (Елена Соловей), а жена измeняет ему. Юная да широкоплечая любoвница (Ирина Розанова) уходит к другому - к тому, что позвал замуж. Но эти моменты не так интересны, как бесконечные терзания художника. Почему же сейчас фильм смотрится иначе?

А это, собственно, шедевры Бульдозерной выставки. https://yavarda.ru/buldozernaiasystavka.html
А это, собственно, шедевры Бульдозерной выставки. https://yavarda.ru/buldozernaiasystavka.html

За эти годы все (или многие) поняли, что соцреализм был прекрасен и мощен, цены на советское искусство растут, выставки собирают толпы, тогда как вся нонконформистская тема наконец-то очистилась от шелухи, представ тем, чем она и была всегда – унылой и претенциозной мазнёй. И Крюков, пишущий пролетариев, кажется нам более честным, нежели якобы-прозревший.

Постер к фильму «Единожды солгав…» (1987). Кино.Театр.ру.
Постер к фильму «Единожды солгав…» (1987). Кино.Театр.ру.

Он создавал нечто реальное, свежее, интересное, а не какую-то высоколобую (якобы) ахинею. Поэтому у Бортко вышло не совсем то, что задумывалось изначально – мы смотрим на «переосмысляющего» Крюкова даже не как на ошибающегося, но как на пытающегося вписаться в перестроечный угар и потому вспоминающего, как по младости рисовал модненькие абстракции да боролся с Системой, без которой он ...ничто.

Zina KorZina (c)

  • Перестроечное кино: