Вообще-то, правильный перевод, «On the beach» – именно, «На берегу». Но, на самом деле, это не так и важно. Так вот, есть два фильма, которые носят это название. Фильм 1959-го года, и фильм 2000-го. По какой-то странной причине, после того, как я прочитал роман Невилла Шюта, я нашёл только фильм 1959-го. Сейчас я прочитал про фильм 2000-го года, и, в принципе, за исключением некоторых моментов (например, ноутбука, солнечных батарей и некоторых порядков в Австралии под конец), большой разницы со старым фильмом и текстом романа там нет. Ну и, понятное дело, что агрессор там уже совершенно другой. Если в романе и старом фильме всё началось с Ближнего Востока, где для провокации использовались советские самолёты, то в фильме от 2000-го года, решили всё свалить на Китай. Мол, они решили использовать ядерное оружие, чтобы Тайвань вернуть. Хотя, как мне кажется, использовать ЯО, чтобы что-то вернуть – ну, такая себе идея. Но, это, понятно дело, только моё мнение…
Рассказывать я всё же буду больше о старом фильме, так как смотрел я его. И он, как мне показалось, вышел более точным, относительно романа. И, как вы сами понимаете, пересматривать старый фильм, равно, как и смотреть «новый», меня что-то не особенно тянет. Как и книга, эти фильмы оставляют такое чувство безысходности, что дальше просто некуда. А, учитывая, что у меня и так не всё хорошо в жизни… В общем, можно понять, что всё это добром не кончится…
Итак, Австралия. Страна, которая находится в Южном полушарии, страна, про которую было немало шуток. На момент, описанный в романе и показанный в фильме, шутить уже как-то не хочется – произошла ядерная война, и… остального мира больше нет. То, что по Австралии ничего не прилетело – не чудо. Просто некуда там стрелять было – ну, в самом деле, кому нужна Австралия? Там просто не было никаких важных целей… И вот, значит, они живут, отлично понимая, что никакого особенно хорошего будущего, у них и нет. Например, в Австралии всё как-то не особенно хорошо с нефтью. В романе говорилось о том, что нефти на территории страны вовсе нет, хотя, насколько мне известно, она там есть, но очень мало. В общем, всё очень и очень нехорошо…
А тут ещё прибывает американская субмарина, а потом и тот сигнал из Северного полушария, который даёт надежду на то, что где-то там и уровень радиации не такой высокий, и жизнь ещё может сохраниться... В общем, потом был тот самый поход в США и всё остальное. Я не буду пересказывать сюжет романа и фильма, потому что, те, кто его знают, знают и так, что там вообще было, и чем всё закончилось. Те же, кто не читал и не смотрел – может, захотят это сделать, так что зачем портить им впечатления?
Я хотел бы сказать вот о чём. В фильме нет ни дорогих эффектов, ни сцен самой войны. Ни одного взрыва, ни чего-то ещё. Тем не менее, он оставляет такое же гнетущее состояние, как и наш «Письма мёртвого человека». И вот про эти вещи, мне и хотелось бы поговорить, на самом деле…
Смотрите, главное в фильме то, как показана атмосфера безысходности. Как смогли показать то, что никакого «завтра» у этих людей уже не будет. Как смогли показать, по сути, крах цивилизации. Помните «Безумного Макса», самый первый фильм? Когда с виду всё «более-менее», но понятно, что в мире что-то случилось? Так вот, просто режиссёр Джордж Миллер решил показать «разруху» другими методами – через нарушения закона, безнаказанность банд и тому подобные вещи. И, в принципе, этот метод работал – но, он не давал такого ощущения безысходности, какая получилась в этом фильме. Просто, у Миллера смысл был в том, что «даже, если цивилизация рухнет, люди выживут», а вот тут… Тут выживать уже не получится… И это очень хорошо показано там, где люди понимают, что радиация всё равно придёт в Австралию. И через те или иные поступки людей, создатели романа и фильма смогли очень хорошо это показать…
Можно поговорить о том, как командир субмарины, отлично понимая, что его семьи больше нет, ищет «Кузнечик» для дочки. «Кузнечик» – это такое приспособление, чтобы прыгать, у нас почти неизвестное, но популярное в США. Или его же попытки ухаживать за Мойрой… Опять же, командир женат, он понимает, что его семьи больше нет – но уверен, что эти ухаживания, это… оскорбление для его жены.
И всё остальное, что показано в фильме… Знаете, вот тут мне хотелось бы поговорить о том, как безысходность была показана в «Письмах». Там для создания атмосферы хватило сцен в бомбоубежище и редких выходов на поверхность. И то, если посмотреть на то, что там происходит, то можно понять, что «жизнь продолжается». Это и «чёрный рынок», и активность военных, и то, что все должны добраться до центрального бункера, который потом будет закрыт на какое-то время. То, есть, какое-то время, люди ещё проживут, а потом и уровень радиации снизится, и выйти будет можно. Наверное…
В «На берегу» же, были использованы иные методы. Просто информация о том, что «радиация идёт». И всё. И понятно, что люди обречены. Что жить осталось немного – речь, если мне не изменяет память, шла о шести месяцах. А потом – всё, никто уже не выживет, и эвакуироваться просто некуда. И даже вариант с «построить убежища» – не сработает, так как не получится сделать убежища такой автономности, да ещё и для такого большого количества человек. Так что – финал будет один и для всех. И да, люди стараются жить так, как будто ничего такого не будет, но подсознательно они все прекрасно всё понимают… И вот именно это и создаёт ту самую атмосферу конца и безысходности…
На самом деле, сильнее «На берегу», только британские «Нити», но я не думаю, что смогу пересмотреть их – даже ради статьи. Хотя, если разобрать действия правительства, поговорить о том, что и как там было применено и какие были последствия… Может, и получится, но я не уверен.
Но, давайте вернёмся к нашему фильму «На берегу». Если про «Письма» можно сказать, что это просто очень страшный фильм – потому, что для того же Ларсена, для детей, что с ним остались, никакой надежды больше нет – ну, в самом деле, куда пошли эти дети под конец фильма? Что их ждёт впереди, кроме медленного конца? Смогут ли они выйти из заражённой зоны? Знают ли они, куда именно им идти? А вот «На берегу», это фильм о том, что вообще ничего нет и не будет. Уже ни для кого – потому, что высокий уровень радиации просто уничтожит на Земле всё живое. Если мне не изменяет память, были применены особые бомбы. Может, и кобальтовые, как это было показано в другом фильме, «Доктор Стренджлав»… Так что, главное, что показывает этот фильм – это именно безысходность. То, что больше уже ничего не будет. Вообще ни для кого… Вообще, стоит, конечно, показать этот фильм… некоторым политикам, по обе стороны океана… А то, такое ощущение, забывать начали…