— Привет, Катя! Как дела?
— Привет, Андрей! Ой, знаешь, у меня тут такая ситуация на работе возникла, прямо не знаю, что делать. Вчера начальник попросил подготовить отчёт, погода стала хуже...
— Катя, извини, что перебиваю, но у меня всего 5 минут. Можешь коротко сказать, в чем проблема?
— Ах, да, конечно! В общем, не успеваю сдать отчёт вовремя.
Знакомая ситуация, правда? Мы часто сталкиваемся с тем, что люди не могут сразу перейти к сути разговора. Вместо того чтобы сказать главное, они начинают издалека, с предыстории, с деталей, которые не имеют прямого отношения к делу. Почему так происходит?
Возможно, виноваты школьные сочинения?
Давайте вспомним наши школьные годы. Помните эти задания: «Напишите сочинение на тему... Объём — не менее двух страниц»? И вот мы сидели, ломая голову над тем, как растянуть свою мысль на положенное количество строк. Мы учились «лить воду», добавлять ненужные детали, повторяться , лишь бы набрать нужный объем.
Но зачем нас этому учили? Казалось бы, умение четко и кратко выражать свои мысли — важнейший навык. Однако современная действительность говорит о другом: «Краткость — сестра таланта». И не только таланта, но и успешного взаимодействия со всеми. Умение быстро донести суть становится бесценным.
Но чему учат в школах? «Красиво писать». Учителя, воспитанные на классике, любят длинные описания природы. Целая страница про закат? Отлично!
Вот только в действительности это пригождается редко. Представьте поэтичное описание заката в отчете о ремонте дорог. Восторг начальства гарантирован! Но вряд ли такой, какого вы ожидали.
— Привет, начальник! Вот мой отчет о состоянии дорожного покрытия.
— Хм... Петров, а почему здесь три страницы о том, как солнце садится за горизонт?
— Ну как же, это же важная часть наблюдений! Я описал, как золотые лучи заходящего солнца подчеркивают каждую трещину в асфальте…
— Петров, вы уволены.
И помните: если вы не можете объяснить что-то просто, возможно, вы сами этого не понимаете. Или вы просто пытаетесь продать что-то ненужное.
Может, пора пересмотреть подход к обучению в школах? Чтобы дети писали не только длинные сочинения, но и учились выделять главное. Давайте научим детей формулировать мысли кратко, аргументировать по существу и при этом писать развёрнутые тексты, когда они необходимы.
Такие навыки пригодятся им во взрослой жизни гораздо больше, чем умение растягивать мысль на заданное количество страниц. И кто знает, может быть, мы наконец-то дождемся инструкций по применению, которые можно понять с первого раза?