Надоело вечное нытьё о том, как у нас всё плохо с грамотностью. Мол, дети не знают падежей, путают -тся и -ться, а уж про жи-ши и говорить нечего. И кого все обвиняют?
Правильно, учителей!
Ребята, да вы чего? Учителя сейчас — это последние, кого следует винить в том, что Вася из пятого «Б» не может отличить деепричастие от причастия. Напротив, им памятник поставить надо.
На днях общаюсь я с Марией Ивановной, учительницей русского языка и литературы. Строгая, но справедливая. И тут выдаёт такое, что я чуть со стула не упал!
Вот прямая цитата, без купюр: «Безграмотности в России нет. Но родители сами виноваты, что дети не читают. С такими условиями непонятно, как они усваивают русский. Но среди выпускников 11-х классов много тех, кто пишет грамотно. В основном родители всё на репетиторов перекладывают, весь домашний процесс.
Чем больше я размышлял, тем лучше понимал: а ведь она права. Зацепила фраза про репетиторов. Сейчас как? Ребёнок получил тройку —всё, паника, срочно ищем наставника! А самим заниматься с чадом —это же время, силы, нервы. Проще заплатить и свалить всю ответственность на другого.
Через несколько дней ко мне пришло понимание и я решил написать отдельную статью. Вспомнил случаи из редакторской практики, из работы со студентами.
Приготовьтесь, будет жарко.
Давайте начистоту: кто на самом деле виноват в том, что дети не знают русский язык? Родители! Да-да, именно вы, дорогие мамы и папы (ну, не все, конечно, но многие). И вот почему.
Во-первых, где ваша любовь к языку? Где ваше «ах, какой прекрасный, могучий русский язык»? Нет её! Вместо этого — вечные стоны о том, как всё сложно и непонятно. А дети подобное слышат и думают: «Ага, значит, и мне стараться не надо». Браво, вы только что убили мотивацию своего ребёнка! Дети копируют поведение родителей.
Мама-грамматик
Представьте картину: сидит мама в соцсетях, строчит комментарии. Орфография — обнять и плакать. И тут подходит её сын-третьеклассник:
— Мам, а как пишется «извините»? Через «и» или «е»?
— Ой, сынок, не морочь мне голову! Как хочешь, так и пиши. Главное, чтобы поняли.
— Но учительница говорит…
— А, эта ваша учительница! Вечно они придираются. Пиши как знаешь, потом спишешь у кого-нибудь.
Занавес. Аплодисменты! Потом мы удивляемся, почему дети пишут с ошибками. Да потому что им с пелёнок внушают: «Всё равно как. Главное, чтобы в школе отстали!»
Во-вторых, книги. Серьёзно, когда вы в последний раз читали что-то, кроме постов в соцсетях? А ваши дети видели вас с книгой в руках? С бумажной. Нет? Тогда откуда у них возьмётся любовь к чтению? Из воздуха? Из школьной программы?
Кстати, о ней родимой.
Да, система образования не идеальна. Но давайте будем честными: она никогда не была совершенной, даже в советское время. И что, теперь всё бросить и сдаться? Нет уж! Если вы видите, что в школе чего-то не хватает, то восполняйте пробел сами. Читайте с детьми, обсуждайте прочитанное, делайте интересным процесс в первую очередь для ребёнка, не для себя!
Используйте технологии. Есть множество полезных образовательных приложений. Почему бы не превратить обучение в игру?
Почему, в конце концов, не перестать зацикливаться на оценках? Они буквально выкорчёвывают весь интерес к учёбе, познанию нового. Получило ваше чадо тройку — и ладно! В жизни таких оценок уже не будет.
«Читайте классиков». Это не поможет, господа
О да, великая русская литература! Пушкин, Толстой, Достоевский... Прекрасно, но, ребята, на дворе XXI век! Вы действительно думаете, что подросток будет в восторге от описания дубов в «Войне и мире»? Он заснёт на третьей странице! Русская литература прекрасна, но во многом устарела. Да, она помогает зрительно запомнить, как пишутся слова. Но как классика XIX столетия поможет улучшить грамотность у современных детей?
Вы забываете — писались эти произведения не для современных подростков, а для представителей своей эпохи. Интересно, как бы отреагировал Фёдор Михайлович, если бы узнал, что его историю про несчастную старушку смакуют в школах? Я четыре раза с удовольствием перечитывал этот роман раз в 10 лет и всегда понимал по-новому. Наше культурное достояние, но для взрослых.
И вы видели, как классические произведения подаются в школе? Это же кошмар! Обсуждать идеи, характеры персонажей? Не-е, мы заставляем детей учить даты, пересказывать сюжет и зазубривать монолог Кулигина из пьесы «Гроза» Островского. А потом удивляемся, почему они не любят читать.
Папа и классика
А вот вам другая обобщённая сценка. Отец безуспешно пытается приобщить сына к чтению:
— Сынок, ну-ка бросай свой телефон, садись, почитай «Герой нашего времени»
— Пап, но мне неинтересно…
— Как это неинтересно? Это же классика. Я в твоём возрасте...
— Да, но сейчас другое время. Может, что-нибудь современное? Я Гарри Поттера смотрел, но слышал, что книга есть.
— Современное? Ха! Вот эти ваши современные писаки ничего путного сочинить не могут. Какой ещё Гарри Поттер? Вот Лермонтов — это да. Садись и читай, тебе говорят.
И что мы имеем в итоге? Правильно, ребёнка, который на дух не переносит чтение. Потому что в его голове чтение = скука смертная. Браво!
Критикуешь — предлагай
Один из множества примеров, как можно хотя бы пробудить интерес.
— Пап, а зачем нужно читать книги? У нас в классе Петя говорит, что это пустая трата времени.
— Ох, сынок, давай-ка я тебе кое-что покажу. Помнишь, как ты недавно собирал конструктор? Представь, что книги — такой же конструктор, только для твоего мозга. Каждая прочитанная книга — новая деталька. И чем больше ты читаешь, тем богаче становится твой «мозговой конструктор». А теперь подумай: кто сможет построить более крутую штуковину: ты с кучей деталей или Петя с парой кубиков?
— Ого… Я, конечно!
— Вот именно. Так что, может, почитаем вместе что-нибудь интересное?
Теперь о молодёжи. Они гораздо грамотнее, чем вы думаете! Да-да, те самые подростки, студенты, которых вы обвиняете в уничтожении русского языка. Они прекрасно чувствуют, когда уместно использовать англицизм, а в какой ситуации лучше обойтись русским словом. Они создают новый язык, живой и развивающийся. И это нормально!
Вы когда-нибудь читали переписку современных студентов? Нет, не те картинки с поздравлениями, которые вам пересылают в Вотсапе, а реальную переписку? Они пишут грамотно! Да, используют сленг, иногда сокращают слова. Но они поступают так осознанно, а не потому, что безграмотные и желают «разрушить русский язык».
Так что довольно обвинять всех подряд в «уничтожении великого и могучего», он жив и замечательно себя чувствует. Развивается, меняется, впитывает новые слова и выражения. И это здорово!
Напоследок история из жизни, которая меня просто убила. Стою я как-то в очереди в книжном. Передо мной мама с дочкой лет десяти. Девочка просит купить книгу, но зарубежную, то есть просто в переводе на русский. А мама ей:
— Зачем тебе эти книжки? Вот выучишь английский, будешь читать в оригинале. Переводы — совсем не то.
Я чуть не рассмеялся вслух. Ребёнок ХОЧЕТ читать, а ему отказывают, потому что «не в оригинале». Да какая разница, в оригинале или нет? Главное — у ребёнка есть неподдельное желание читать!
Вот такие пироги. После такого мы удивляемся, почему у нас дети не читают? Да потому что мы сами отталкиваем их! Своим равнодушием, своими «я давно не читаю», своими «а зачем это нужно».
А вы что думаете по этому поводу? Поделитесь в комментариях.