Найти тему
Кавычки-ёлочки

«Безграмотности в России нет. Родители сами виноваты»: сказала мне учитель. Я с ней согласен

Оглавление

Надоело вечное нытьё о том, как у нас всё плохо с грамотностью. Мол, дети не знают падежей, путают -тся и -ться, а уж про жи-ши и говорить нечего. И кого все обвиняют?

Правильно, учителей!

Ребята, да вы чего? Учителя сейчас — это последние, кого следует винить в том, что Вася из пятого «Б» не может отличить деепричастие от причастия. Напротив, им памятник поставить надо.

Советский букварь Горецкого, по которому училось не одно поколение детей
Советский букварь Горецкого, по которому училось не одно поколение детей

На днях общаюсь я с Марией Ивановной, учительницей русского языка и литературы. Строгая, но справедливая. И тут выдаёт такое, что я чуть со стула не упал!

Вот прямая цитата, без купюр: «Безграмотности в России нет. Но родители сами виноваты, что дети не читают. С такими условиями непонятно, как они усваивают русский. Но среди выпускников 11-х классов много тех, кто пишет грамотно. В основном родители всё на репетиторов перекладывают, весь домашний процесс.

Чем больше я размышлял, тем лучше понимал: а ведь она права. Зацепила фраза про репетиторов. Сейчас как? Ребёнок получил тройку —всё, паника, срочно ищем наставника! А самим заниматься с чадом —это же время, силы, нервы. Проще заплатить и свалить всю ответственность на другого.

Через несколько дней ко мне пришло понимание и я решил написать отдельную статью. Вспомнил случаи из редакторской практики, из работы со студентами.

Приготовьтесь, будет жарко.

Давайте начистоту: кто на самом деле виноват в том, что дети не знают русский язык? Родители! Да-да, именно вы, дорогие мамы и папы (ну, не все, конечно, но многие). И вот почему.

Во-первых, где ваша любовь к языку? Где ваше «ах, какой прекрасный, могучий русский язык»? Нет её! Вместо этого — вечные стоны о том, как всё сложно и непонятно. А дети подобное слышат и думают: «Ага, значит, и мне стараться не надо». Браво, вы только что убили мотивацию своего ребёнка! Дети копируют поведение родителей.

Мама-грамматик

Представьте картину: сидит мама в соцсетях, строчит комментарии. Орфография — обнять и плакать. И тут подходит её сын-третьеклассник:

— Мам, а как пишется «извините»? Через «и» или «е»?
— Ой, сынок, не морочь мне голову! Как хочешь, так и пиши. Главное, чтобы поняли.
— Но учительница говорит…
— А, эта ваша учительница! Вечно они придираются. Пиши как знаешь, потом спишешь у кого-нибудь.

Занавес. Аплодисменты! Потом мы удивляемся, почему дети пишут с ошибками. Да потому что им с пелёнок внушают: «Всё равно как. Главное, чтобы в школе отстали!»

Во-вторых, книги. Серьёзно, когда вы в последний раз читали что-то, кроме постов в соцсетях? А ваши дети видели вас с книгой в руках? С бумажной. Нет? Тогда откуда у них возьмётся любовь к чтению? Из воздуха? Из школьной программы?

Кстати, о ней родимой.

Да, система образования не идеальна. Но давайте будем честными: она никогда не была совершенной, даже в советское время. И что, теперь всё бросить и сдаться? Нет уж! Если вы видите, что в школе чего-то не хватает, то восполняйте пробел сами. Читайте с детьми, обсуждайте прочитанное, делайте интересным процесс в первую очередь для ребёнка, не для себя!

Используйте технологии. Есть множество полезных образовательных приложений. Почему бы не превратить обучение в игру?

-2

Почему, в конце концов, не перестать зацикливаться на оценках? Они буквально выкорчёвывают весь интерес к учёбе, познанию нового. Получило ваше чадо тройку — и ладно! В жизни таких оценок уже не будет.

«Читайте классиков». Это не поможет, господа

О да, великая русская литература! Пушкин, Толстой, Достоевский... Прекрасно, но, ребята, на дворе XXI век! Вы действительно думаете, что подросток будет в восторге от описания дубов в «Войне и мире»? Он заснёт на третьей странице! Русская литература прекрасна, но во многом устарела. Да, она помогает зрительно запомнить, как пишутся слова. Но как классика XIX столетия поможет улучшить грамотность у современных детей?

Вы забываете — писались эти произведения не для современных подростков, а для представителей своей эпохи. Интересно, как бы отреагировал Фёдор Михайлович, если бы узнал, что его историю про несчастную старушку смакуют в школах? Я четыре раза с удовольствием перечитывал этот роман раз в 10 лет и всегда понимал по-новому. Наше культурное достояние, но для взрослых.

И вы видели, как классические произведения подаются в школе? Это же кошмар! Обсуждать идеи, характеры персонажей? Не-е, мы заставляем детей учить даты, пересказывать сюжет и зазубривать монолог Кулигина из пьесы «Гроза» Островского. А потом удивляемся, почему они не любят читать.

Папа и классика

А вот вам другая обобщённая сценка. Отец безуспешно пытается приобщить сына к чтению:

— Сынок, ну-ка бросай свой телефон, садись, почитай «Герой нашего времени»
— Пап, но мне неинтересно…
— Как это неинтересно? Это же классика. Я в твоём возрасте...
— Да, но сейчас другое время. Может, что-нибудь современное? Я Гарри Поттера смотрел, но слышал, что книга есть.
— Современное? Ха! Вот эти ваши современные писаки ничего путного сочинить не могут. Какой ещё Гарри Поттер? Вот Лермонтов — это да. Садись и читай, тебе говорят.

И что мы имеем в итоге? Правильно, ребёнка, который на дух не переносит чтение. Потому что в его голове чтение = скука смертная. Браво!

Критикуешь — предлагай

Почему в советское время родители находили время, чтобы почитать с детьми? Куда всё это делось? Сейчас намного больше возможностей, чтобы заинтересовать ребёнка, но мы их не используем.
Почему в советское время родители находили время, чтобы почитать с детьми? Куда всё это делось? Сейчас намного больше возможностей, чтобы заинтересовать ребёнка, но мы их не используем.

Один из множества примеров, как можно хотя бы пробудить интерес.

— Пап, а зачем нужно читать книги? У нас в классе Петя говорит, что это пустая трата времени.
— Ох, сынок, давай-ка я тебе кое-что покажу. Помнишь, как ты недавно собирал конструктор? Представь, что книги — такой же конструктор, только для твоего мозга. Каждая прочитанная книга — новая деталька. И чем больше ты читаешь, тем богаче становится твой «мозговой конструктор». А теперь подумай: кто сможет построить более крутую штуковину: ты с кучей деталей или Петя с парой кубиков?
— Ого… Я, конечно!
— Вот именно. Так что, может, почитаем вместе что-нибудь интересное?

Теперь о молодёжи. Они гораздо грамотнее, чем вы думаете! Да-да, те самые подростки, студенты, которых вы обвиняете в уничтожении русского языка. Они прекрасно чувствуют, когда уместно использовать англицизм, а в какой ситуации лучше обойтись русским словом. Они создают новый язык, живой и развивающийся. И это нормально!

Вы когда-нибудь читали переписку современных студентов? Нет, не те картинки с поздравлениями, которые вам пересылают в Вотсапе, а реальную переписку? Они пишут грамотно! Да, используют сленг, иногда сокращают слова. Но они поступают так осознанно, а не потому, что безграмотные и желают «разрушить русский язык».

Так что довольно обвинять всех подряд в «уничтожении великого и могучего», он жив и замечательно себя чувствует. Развивается, меняется, впитывает новые слова и выражения. И это здорово!

Напоследок история из жизни, которая меня просто убила. Стою я как-то в очереди в книжном. Передо мной мама с дочкой лет десяти. Девочка просит купить книгу, но зарубежную, то есть просто в переводе на русский. А мама ей:

— Зачем тебе эти книжки? Вот выучишь английский, будешь читать в оригинале. Переводы — совсем не то.

Я чуть не рассмеялся вслух. Ребёнок ХОЧЕТ читать, а ему отказывают, потому что «не в оригинале». Да какая разница, в оригинале или нет? Главное — у ребёнка есть неподдельное желание читать!

Вот такие пироги. После такого мы удивляемся, почему у нас дети не читают? Да потому что мы сами отталкиваем их! Своим равнодушием, своими «я давно не читаю», своими «а зачем это нужно».

А вы что думаете по этому поводу? Поделитесь в комментариях.