О первой части путешествия от Москвы до Байкала можно прочитать по ссылке.
Дни 21-22. Улан-Удэ - Чита (640 км)
На следующий день после прощания с подругой я окончательно взял себя в руки и настроился на второй этап путешествия. Теперь оставалось полагаться только на себя. Ранним утром я в последний раз прогулялся по Улан-Удэ и на автобусе направился в село Верхняя Иволга, где расположен крупнейший буддийский монастырь - Иволгинский дацан.
Монастырь был построен еще в советское время и является почитаемым местом как среди местных, так и среди туристов. Многие приезжают сюда, чтобы увидеть нетленное тело Даши Итигэлова - 12-го Хамбо-ламы, главы буддийской общины. Он скончался в 1927 году и по завещанию был похоронен в деревянном коробе в позе лотоса. Через несколько десятилетий тело Даши было тайно осмотрено, и ученики убедились, что оно не тлеет. Спустя некоторое время процедуру повторили, и все были вновь шокированы состоянием покойного. В 2008 году тело переместили в новый храм, который был возведен специально для этих целей на территории Иволгинского дацана. С тех пор в определенные дни и часы увидеть тело и даже невербально пообщаться с ним может любой желающий.
В храм приходят не только простые люди, но и главы разного уровня - от городов и регионов до государств. Фотографировать в храме строго запрещено, но возле его ворот можно увидеть восковую фигуру Даши Итигэлова в стеклянном саркофаге. Нетленное тело, разумеется, выглядит совершенно иначе.
На территории Иволгинского дацана я провел несколько часов, насытился духовной и телесной пищей и отправился дальше по маршруту. Ребята, которые вывезли меня за город, посоветовали перед отъездом подняться на Шаманские горы к скульптуре с оленями, что я и сделал. Оказалось, что очень даже не зря. Наверху я не только полюбовался прекрасными видами на реку Селенгу и бурятские пейзажи, но и познакомился с интересным человеком - дальнобойщиком, который держал курс на Якутск. Через полчаса мы уже вместе ехали в его "Ситраке", рассказывая друг другу истории из жизни.
Не доезжая 250 км до Читы, мы остановились на ночлег. Дальнобойщик разместился в кабине, а мне захотелось переночевать в палатке у озера Арей, которое находилось в 15 минутах ходьбы от нашей стоянки. Я разложил палатку на берегу и некоторое время наблюдал, как бесшумные летучие мыши носятся над водой и отлавливают комаров, затем лег спать. Утром, выкарабкавшись из палатки, я был поражен красотой озера.
Тут же от местной жительницы узнал о чудодейственных свойствах водоема, ведь по преданию именно здесь воины Чингисхана исцелялись от ран. Я ночевал на берегу один, но в сезон на озере практически невозможно найти свободное место - находится очень много желающих искупаться в щелочной воде и ощутить на себе лечебные свойства местной грязи. Как только я собрал все свои вещи, на берег пришел дальнобойщик. Мы еще немного насладились местной природой и поехали дальше, до Читы.
Забайкальская трасса не отличалась разнообразием пейзажей, поэтому по пути из кабины мне удалось сфотографировать лишь облака, заброшенную "хрущевку" и поклонный крест на въезде в город.
В обед мы поставили машину на сервисное обслуживание. Китайские "Ситраки" имеют одну интересную особенность - их двигатель можно прошить с 480 до 540 лошадиных сил. Специалист пока что отсутствовал на рабочем месте, поэтому у нас было достаточно времени для прогулки по Чите.
Мне всегда казалось, что Чита - серый и скучный город, но это было ошибочное суждение. Мы прошлись по центральной части, оценили советскую застройку и восхитились разнообразием архитектурных форм. Здесь можно даже увидеть ростральные колонны, на которых выгравированы важные события из истории Читы и Забайкальского края. Но вот материал подкачал - колонны пластиковые.
Затем попали в квартал Декабристов. Эти края еще отчетливо помнят, как в 1827-1830 годах в Читинском остроге отбывали каторгу 85 декабристов - участников вооруженных выступлений в 1825 году. Многое в городе посвящено памяти смелых бунтарей.
Старейшее строение в Чите - Михайло-Архангельская церковь - носит название "Церковь декабристов". Сюда приходили ссыльные и их жены, чтобы молиться за себя и за своих близких. Сейчас в церкви устроен музей, в котором подробно рассказывается о былых событиях на Сенатской площади и о судьбах их участников.
Во время осмотра музея водителю поступил звонок от сотрудников СТО, и мы были вынуждены вернуться к машине. К позднему вечеру работы были выполнены. Нам оставалось лишь протестировать обновленный двигатель и лечь спать, так как ехать в ночь не водитель не хотел. В этот раз я разместился на верхней полке в кабине "Ситрака". Утром мы отправились в путь.
День 23. Чита - Ерофей Павлович (770 км)
До границы Забайкальского края и Амурской области мы ехали весь световой день. Фура существенно прибавила в мощности, поэтому и подъемы, и обгоны проходили намного веселее. Стояла сильная жара, несколько раз мы останавливались возле речек, чтобы искупаться.
По дороге увидели часовню на возвышенности, решили подойти к ней. Оказалось, что она посвящена депутату Госдумы от города Иркутска Юрию Тену, который скончался в 2003 году. Также Тен являлся основателем и генеральным директором АО "Труд". Эта компания входит в десятку лучших дорожно-строительных подразделений страны и построила более 3000 километров дорог по Сибири и Дальнему Востоку.
Нам практически не встречались ни заправки, ни столовые, поэтому поели мы только в конце пути, когда приехали в Ерофей Павлович. Цены здесь были уже намного выше привычных, но выбора не оставалось. Мы переночевали в кабине грузовика на парковке близ мотеля и ранним утром покинули стоянку.
День 24. Ерофей Павлович - Благовещенск (777 км)
В 10 часов утра мы завтракали в кафе близ Сковородино. Здесь наши с водителем пути расходились. Он сворачивал в сторону Якутска, а я шел дальше на восток. Печально было расставаться с интересным человеком, с которым мы провели 3 полноценных дня, но такова кочевая жизнь. За это время я уже успел изрядно отвыкнуть от автостопа и вот вновь оказался со своей поклажей на федеральной трассе "Амур".
Чтобы поймать машину, потребовалось около получаса. Молодой водитель грузовичка направлялся в сторону Благовещенска и согласился подбросить по трассе до поворота на Свободный. В дороге мои планы поменялись - я решил заехать в Благу, ведь про этот город наслышан уже давно, когда еще выдастся возможность побывать в нем? Отклонение от маршрута составляло около 300 километров, по сравнению с пройденным путем это не такие уж и существенные цифры. Более того, рассказы водителя про свой город еще сильнее разожгли во мне желание его посетить.
По дороге мы проезжали мимо закрытого города Циолковский, где находится космодром "Восточный". Пользуясь волшебным случаем, я осмотрел все памятники, доступные без всяких пропусков. Это макет ракеты-носителя "Ангара" с надписью "Здесь начинается путь к звездам" и композиция, посвященная создателям космодрома.
Вечером мы прибыли в Благовещенск. Я разместился в хостеле и пошел гулять на набережную, с которой видны огни Китая. Именно здесь по реке Амур проходит государственная граница между двумя странами. Ровно в 22:00 подсветка китайской стороны погасла, и я отправился спать.
День 25. Благовещенск
Город настолько впечатлил меня, что ему я посвятил отдельную статью, которую можно увидеть по ссылке. Здесь оставлю лишь несколько фотографий.
Я хотел продлить хостел еще на сутки, но сделать это не удалось - все свободные номера, в том числе мой, уже были забронированы китайскими туристами. Посвятив прогулке по Благовещенску световой день, я отправился к выезду из города, разложил палатку на берегу слегка обмелевшей реки Зея и погрузился в сон.
День 26. Благовещенск - Хабаровск (728 км)
Выбраться из Благовещенска оказалось не так просто. Выехать из города с учетом моего местоположения можно было двумя путями: через Райчихинск (дорога короче, но хуже) или через Белогорск (дорога лучше, но длиннее). Мне выпал второй вариант. 120 километров пути до основной трассы пришлось преодолевать на четырех машинах. Последний водитель подвез до кафе у Завитинска, где я впервые за день нормально перекусил. Набравшись сил, я продолжил свое турне. С местной жительницей и ее детьми я проехал еще 60 километров и оказался у стелы "Москва - Владивосток" - культового места, где стараются останавливаться многие водители, чтобы перевести дух и сфотографировать достопримечательность.
Изучив стелу вдоль и поперек, напившись квасу и пообщавшись с водителями, которые следовали на запад, я перешел мост через реку Бурея и принял привычное положение у трассы, вытянув руку с оттопыренным большим пальцем. Машин в мою сторону было немного, в основном фуры, одна из которых в итоге и остановилась. Путешествуя по восточной части страны, я в полной мере оценил свое одиночество. У большинства водителей в машинах еле находится место для одного человека, а багаж иногда даже приходилось держать в руках.
Я познакомился с дальнобойщиком, и мы весело двинулись в путь. В 7 часов вечера пересекли границу Амурской области и Еврейской автономной области, затем доехали до Биракана, где и разошлись наши пути. До Биробиджана, где я и планировал свою сегодняшнюю остановку, оставалось совсем немного.
Не успел я поднять руку, чтобы остановить следующую машину, как передо мной тормознул грузовик. Довольный, я побежал к водителю, но оказалось, что он всего лишь хотел выбросить мусор из кабины, так как увидел на обочине контейнер. Однако дальнобойщик согласился подбросить меня до Биробиджана. По дороге выяснилось, что он направляется прямиком в Хабаровск. Было принято решение ехать с ним до конца. В час ночи мы прибыли на базу, пересели в его личный легковой автомобиль и доехали до ж/д вокзала, откуда я направился в хостел, а водитель домой.
День 27. Хабаровск
Весь день настроение в Хабаровске было на высшем уровне, ведь это последний крупный город на моем маршруте. Я гулял до самого вечера, любуясь интересными объектами, созданными природой и человеком. А таковых в Хабаровске было предостаточно.
В конце прогулки я решил осмотреть те памятные места города, которые изображены на пятитысячной купюре - памятник генерал-губернатору Восточной Сибири Николаю Муравьеву-Амурскому, здание на утесе, мост через Амур и стелу Хабаровск.
День 28. Хабаровск - Ванино (541 км)
С утра я заглянул на Центральное кладбище Хабаровска, где похоронен популярный советский исполнитель Кола Бельды, и выдвинулся на трассу Р-454, соединяющую Хабаровск с Комсомольском-на-Амуре и пгт Ванино. Самым проверенным способом перемещения из Хабаровска на Сахалин считается самолет, но мне захотелось испробовать более экзотический вариант и воспользоваться услугой паромной переправы "Ванино-Холмск".
Первая часть пути была преодолена без особых проблем на пяти машинах. По дороге водители рассказывали много диковинных историй про тигров и медведей, про нерест рыбы, про подтопления. В разговорах с местными жителями я все больше и больше познавал Дальний Восток.
Самым серьезным испытанием оказался автостоп от Лидоги до Ванино (326 км). Несколько часов я безрезультатно стоял на трассе в ожидании попутного транспорта, но редкие автомобили даже не думали брать попутчика. Слепни и комары вдоволь поиздевались надо мной, пока наконец японский грузовик не остановился на обочине. Сперва я не поверил своим глазам, но уже через несколько минут сидел в машине и обменивался эмоциями с водителем. Под утро я оказался в Ванино (день 29), где меня ждал очередной квест - покупка билетов на паром до Сахалина. Об этом можно почитать по ссылке ниже.
Путешествию по Сахалину (дни 30-34) я тоже посвятил отдельную публикацию. В ней описаны мои способы передвижения по острову и те места, которые удалось посетить.
На 35-й день в аэропорту Южно-Сахалинска меня ждал канадский турбовинтовой самолет Bombardier, который за пару часов доставил меня до Петропавловска-Камчатского. С этого момента начались мои интереснейшие похождения по полуострову, о котором я имел представление лишь по познавательной книге Инны Шустовой "Теперь я знаю". В ходе пешеходно-автостопного путешествия мне удалось совершить восхождение на несколько вулканов (Авачинская сопка, Плоский Толбачик, Северный прорыв, Горелый), познакомиться с дикими лисами, евражками и даже медведями, увидеть одно из чудес камчатской природы - Малую Гейзерную долину, напиться водой Вилючинского водопада, искупаться в горячих источниках, дойти до края полуострова и прикоснуться к Тихому океану, поздороваться с "Тремя братьями" и ощутить на себе все тяготы и лишения сурового камчатского климата.
Пока что задокументировано лишь восхождение на Плоский Толбачик, но со временем на канале будут появляться публикации про этот чудесный край, посещение которого стоило всех сил, затраченных на столь долгий маршрут.
Петропавловск-Камчатский был последним городом на моем пути. Оттуда на самолете я прилетел в Москву. Путешествие подошло к концу. После поездки я сделал вывод, что при не существует трудностей вокруг меня. Есть трудности лишь во мне, и методы борьбы с ними должен выбирать я сам, не дожидаясь подсказок, советов и прочей помощи, но обязательно прислушиваясь к опыту других людей.
Приблизительный километраж поездки по материковой части:
1 этап (Москва - Байкал) - 6360 км, из них автостопом - 5033 км;
2 этап (Байкал - Ванино) - 3456 км, из них автостопом - 3456 км.
Спасибо за внимание!
Надеюсь, что путешествие вам понравилось, и мой рассказ станет для вас вдохновением на новые маршруты и новые цели :) Не забывайте ставить лайк и подписываться на канал здесь и в телеграмме. Впереди еще очень много интересного.
Благодарю всех, кто поддерживал меня в ходе поездки! Ваши комментарии служили отличным двигателем процесса! Отдельное спасибо хочу сказать Марине Я. и Светлане Х., которые поддержали материально. Как и обещал, для вас у меня подготовлены небольшие подарки из Камчатского края. Напишите свои адреса для отправки посылок в личные сообщения в Телеграмме или на электронную почту :)