Путешествие по острову началось с прибытия в город Холмск, куда меня доставил паром из материкового порта Ванино. Я неоднократно слышал, что в Холмске нет достопримечательностей, и отсюда нужно быстрее уезжать в Южно-Сахалинск, однако маленький портовый городок поразил меня своим уютом и необычными видами, поэтому было принято решение остаться здесь на одну ночь.
За это время мной было исследовано выброшенное на берег Сахалина китайское судно (подробнее познакомиться с ним можно, посмотрев видеоролик) и изучены некоторые особенности местной архитектуры.
К сожалению, мрачная дождливая погода, к которой я на тот момент еще не привык, не позволила в полной мере обойти город, и уже на следующее утро я пошел в сторону трассы, чтобы ловить машину в сторону Южно-Сахалинска. Расстояние от Холмска до центра Сахалинской области - не более 100 километров, поэтому через час с небольшим я уже стоял с вещами на главной площади главного города. По дороге водитель рассказал мне много интересного про Южно-Сахалинск в частности и остров в целом. Из разговоров я узнал, что столица значительно превосходит другие города области по уровню жизни и благоустройству, поэтому мне очень захотелось погулять по городу.
В центральном сквере, ограниченном улицами с неоригинальными названиями Маркса, Ленина и Коммунистический проспект, установлен бронзовый памятник вождю мирового пролетариата. Авторы - Евгений Вучетич и Иосиф Ловейко, главный архитектор Москвы в 1955-1960 гг. Здесь же в 2000 году появился памятник страшным событиям в Нефтегорске, когда в 1995 году сильнейшее землетрясение магнитудой 7,6 балла стерло поселок с лица земли. В живых осталась примерно 1/3 населения, люди были расселены по другим городам, в том числе на материк. После этого случая все здания в Сахалинской области стали строить сейсмоустойчивыми.
У здания городской администрации можно увидеть шикарное мозаичное панно «Труженики Дальнего Востока», которое появилось здесь в 1970 году, к 100-летию со дня рождения Ленина.
Тематика стандартна для этих краев - рыбный промысел, пограничная служба, нефтедобыча, лесозаготовка.
Наиболее интересным местом в городе для меня стала территория краеведческого музея.
Само здание музея выполнено в нео-японском стиле. Оно было построено в 1937 году под руководством архитектора Ешико Кайзуко. Ничего удивительного в этом нет, так как в то время половина острова (ниже 50 параллели) находилась под властью Японской империи, а Южно-Сахалинск носил название Тоёхара. Лишь в 1946 году южная часть Сахалина и Курильские острова были объявлены государственной собственностью Советского Союза.
Многие экспонаты музея посвящены культуре и быту японцев, которые внесли свой вклад в развитие области.
Здесь можно увидеть образцы японского вооружения, воссозданные виды их жилья и даже чудом уцелевший школьный павильон «Госинэйхоандэн». Когда-то в нем хранился портрет императора, и каждый школьник мог зайти внутрь и поклониться ему. Подобное отношение к главе государства являлось частью государственной политики. Подобные павильоны можно увидеть и в других городах, например, в том же Холмске.
Часть экспозиции посвящена Сахалинской каторге. Это печальная страница в истории освоения острова. Подробнее о ней я расскажу позже.
В Южно-Сахалинске, как и в других городах региона, любят и уважают Чехова, который часть своего творчества посвятил этим краям. Писателю и персонажам его произведений ставят памятники, в честь Чехова открывают культурные центры.
Ночевал я на окраине города. Пока разбивал лагерь, несколько голодных клещей успело залезть внутрь палатки, но их попытки освоиться не увенчались успехом. Точно так же, как и мои попытки выспаться после встречи с нежданными гостями :)
На следующий день я отправился в небольшое село Стародубское, расположенное в 50 км к северу от Южно-Сахалинска. По дороге местные жители рассказывали о том, как несколько дней назад улицам бегал медведь, и даже показывали видеоролики с места событий.
Село расположено на берегу бескрайнего Охотского моря, поэтому логика медведя вполне понятна - здесь можно как следует подкрепиться рыбой, излюбленным лакомством косолапого.
Я немного прогулялся по песчаному пляжу с целью поиска интересных морских экспонатов и с удивлением узнал, что многие люди приезжают в это место для того, чтобы отыскать сахалинский янтарь. Оказалось, что берег Охотского моря у Стародубского - основное месторождение ценного минералоида.
Но моей основной целью здесь было увидеть артиллерийский взвод танковых башен, где в былые годы несли службу храбрые пограничники.
Военные давно покинули свой пост, а башни от Т-54 все еще продолжают охранять берег Сахалина от незваных гостей и страдать от рукоблудия гостей званых…
До Александровска-Сахалинского я добирался ночным поездом, чтобы как следует отоспаться. После месяца езды автостопом лежак в плацкарте воспринимался как спальное место в гостиничном номере класса «люкс». Рано утром я уже был в том самом городе, с которого начиналась история Сахалина.
Александровск-Сахалинский - бывший центр Сахалинской области. Чего здесь только не было: и царская каторга, известная на весь мир благодаря книге Чехова «Остров Сахалин», и японская оккупация, и народная власть, и социалистические преобразования… Сейчас от всего этого остались лишь осколки.
Достопримечательностей в Александровске хватает, но о них я расскажу в отдельной публикации. Сегодня же хочется акцентировать внимание на природных красотах. Отвесные скалы «Три брата» стали символом не только города (их можно увидеть на гербе), но и всего острова.
Воды Татарского пролива выносят на песчаный пляж сотни больших и маленьких морских звезд.
Во время отлива доступен для посещения мыс Жонкиер.
В конце XIX века усилиями каторжников в нем был сооружен тоннель имени Александра III. Заключенные не имели соответствующего образования и точных приборов для проведения работ, поэтому тоннель строили «на глазок». В результате он получился с углом. Но это никак не повлияло на качество работ.
Старый маяк в былые годы освещал путь кораблей, которые доставляли на остров заключенных, проговоренных к Сахалинской каторге. Для многих из них это был билет в один конец.
Несмотря на удручающий внешний вид, маяк все еще функционирует и даже охраняется специально обученным человеком и собаками, что делает доступ внутрь крайне нежелательным мероприятием.
Из бухты между мысом Жонкиер и мысом Ходжи, открываются замечательные виды, в том числе на скалы, которые получили неофициальное название «Три сестры».
Во время следования к маяку мне посчастливилось познакомиться с человеком, который тоже с интересом изучал местные достопримечательности. После знакомства с мысом Жонкиер мы решили посетить село Дуэ - старейший из существующих на постоянной основе населенных пунктов Сахалина. Это бывший русский военный пост, основанный еще в 1856 году. Спустя 20 лет после основания здесь была построена первая тюрьма на острове. В 80-е годы XIX века Дуэ стал основным местом угледобычи на сахалинской каторге. Сегодня об этом напоминает лишь мурал, изображенный на развалинах японского угольного бункера.
Само село потихоньку приходит в упадок. Здесь нет ни магазина, ни больницы, ни образовательных учреждений. Лишь отделение «Почты России» ютится в одном из заброшенных трехэтажных домов.
Многие жители Дуэ переехали в города и уже не вспоминают о своих старых квартирах с печным отоплением и деревянными полами.
Для тех, кто остался, отремонтировали один из многоквартирных домов, но кто знает, как долго удержит это людей в селе без работы и инфраструктуры.
Переночевав в пгт Тымовское в 40 км от Александровска-Сахалинского, я попрощался с новым знакомым и вышел на трассу, чтобы вернуться в Южно-Сахалинск.
Первая машина остановилась примерно через 20 минут. Семейная пара подвезла меня до поселка Палево и высадила возле кафе, где часто останавливаются водители. Следующую машину пришлось ждать подольше - трасса в будний день была практически пустая. Но наградой за ожидание стала поездка с замечательным человеком, который не только с комфортом довез до города, но и показал многие достопримечательности, которые находились неподалеку от дороги.
Сперва мы проехали 50 параллель, по которой остров до 1946 года делился на русскую и японскую территории, и посетили памятник погибшим на Сахалине и Курильских островах, созданный силами правительств Японии и РФ.
Затем подъехали к руинам японского храма Сиритору дзинзя, которые находятся на территории современного города Макаров.
После этого нас ждала нелегкая дорога к водопаду Клоковскому - наиболее высокому из известных в настоящее время на Сахалине.
Его высота составляет 48 метров. Воды безымянного ручья, на котором расположен водопад, впадают в Охотское море.
После водопада мы осмотрели развалины японской дамбы на реке Лазовая.
Дамба была построена для сбора воды при сплавление леса по реке, однако после 50-х годов перестала использоваться и пришла в запустение.
Последней точкой нашего многочасового маршрута стали ритуальные врата Тории периода Карафуто, установленные в 1940 году.
Раньше они обозначали границы японского поселкового храма, от которого на сегодняшний день не осталось и следа. Впечатляют качество и стиль ворот - многие современные дизайнеры могли бы позавидовать этому сооружению. Иероглифами выбиты год постройки и имя человека, который пожертвовал деньги на строительство храма.
Конечным пунктом маршрута стал парк Гагарина в Южно-Сахалинске, возле которого я поблагодарил водителя за интереснейшую поездку, и мы распрощались.
Краткие итоги.
Ну что вам рассказать про Сахалин?
- здесь очень уважают Чехова - писателя, который одним из первых обратил внимание на тяжелые условия содержания людей на Сахалинской каторге;
- часто вспоминают о том, как активно японцы осваивали территорию острова ниже 50 параллели;
- привыкли к тому, что медведи гуляют по улицам и пляжам в поисках провианта;
- ждут отлива, чтобы посетить некоторые труднодоступные достопримечательности, и ездят с одного берега на другой, чтобы просто погреться, так как Татарский пролив гораздо теплее Охотского моря .
Многие люди, с кем мне довелось пообщаться, живут на Сахалине уже долгие десятилетия, но так и не смогли побывать во многих интересных местах своего родного края. Единственная трасса, которая проходит вдоль острова, не сильно загружена, поэтому ловить попутку можно несколько часов. Но все те водители, которые помогали мне в моем путешествии, оказались очень добрыми людьми и замечательными собеседниками, влюбленными в свои места, поэтому автостоп по Сахалину оказался очень интересным!
Оставляю здесь несколько памятных фотокарточек и улетаю… Но не в Москву, а в гости на Камчатку, так как решил закончить свое путешествие по стране одиночным восхождением на один из действующих вулканов, прикоснуться к его дымящейся вершине и почувствовать на себе всю мощь энергии Земли. Если все получится, то уже в ближайшее время на канале будет опубликован видеоролик. Если нет… Ну не будем пока о грустном :)
Спасибо за внимание!
С нетерпением жду Ваших комментариев!
Не забывайте ставить лайк и подписываться на канал здесь и в телеграмме. Впереди еще очень много интересного.