В последние годы внутренний туризм уверенно набирает обороты. Люди стараются путешествовать не только по близлежащим областям, но и заглядывать в самые отдаленные уголки страны. Хорошо, когда до места назначения можно добраться на машине. Но немало в России и таких мест, куда доступ четырехколесного транспорта весьма ограничен. Одним из таких субъектов РФ является Сахалинская область.
Общедоступных вариантов попасть на остров Сахалин всего два - самолет и паром. И если с первым все предельно ясно, то конкретную информацию о паромном сообщении я найти не смог. Цены, ограничения, время отправки и продолжительность пути - все это, хоть и было частично представлено на сайте перевозчика, но требовало многих уточнений. Поэтому я решил испытать этот необычный для жителей большой земли вид перемещения на собственной шкуре. Финишной точкой моего пешеходно-автостопного маршрута по материковой части России заканчивался в поселке городского типа Ванино (Хабаровский край), в котором расположен крупнейший морской порт. Оттуда я должен был отправиться на остров.
История о том, как я доехал автостопом до этого указателя, ляжет в основу отдельной статьи. Забегая вперед, скажу, что от развилки на Ванино я не мог поймать машину несколько часов. Благо, что рядом находилось круглосуточное кафе, в котором можно было согреться чаем и оправиться от укусов назойливых слепней и мошек, которые норовили залететь даже в рот. Счастью не было предела, когда одна из немногочисленных фур, следовавших в порт, все же остановилась и приняла меня на свой борт. Огромное спасибо водителю Алексею за интереснейшие ночные разговоры и подаренный термос, который очень пригодился мне в дальнейшей поездке :)
Оказавшись в Ванино под утро, я первым делом пошел на железнодорожный вокзал. Билеты на паром продавались только там. Разумеется, касса была закрыта. Работать она начинала с 15:00. До этого времени требовалось выспаться и познакомиться с поселком, что я и сделал.
Не буду углубляться в долгое описание Ванино, расскажу лишь о некоторых его достопримечательностях. Прямо центральной улице расположены 2 действующих маяка. Днем и ночью они указывают большим и малым судам путь в Ванинский порт.
В одном из скверов установлен памятник вечно живому В.И.Ленину, приуроченный к его 100-летнему юбилею.
Памятник весьма колоритный, более того, пространство вокруг него активно используется детьми и их родителями для отдыха и активности, а также голубями - самыми преданными фанатами подобных сооружений.
В ходе прогулки я немного поспрашивал местных жителей об отправке парома, но никто ничего не знал. Подошло назначенное время, и я, как добропорядочный человек, вновь направился к кассе. Но оказалось, что время ее открытия сместилось с 15:00 до 22:00. У окошка кассы лежал лист бронирования, в котором были вписаны и даже вычеркнуты некоторые фамилии. Чтобы подстраховаться, я вписал и свою. Впоследствии оказалось, что данная услуга является платной и стоит 210 рублей. Ну да ладно, зато у меня появилось еще 7 часов, чтобы поужинать и еще внимательнее изучить поселок.
На вокзал я вернулся ближе к 21 часу. Здесь уже кучковался народ. Людей было не так много, в здании вокзала работали ларек и кофе-машина. Можно было воспользоваться буккроссингом и прочесть книгу, но шумная детвора отвлекала внимание от чтения. Зато удалось ознакомиться с прайс-листом на услуги перевозки и даже заранее определиться с выбором места. Но это не пригодилось.
Ровно в 22:00 касса открылась. Сначала пофамильно вызывали людей, которые позаботились о бронировании, затем всех остальных. Выбор мест на пароме оказался невелик: либо сидячие, либо в 4-х местных каютах. Сидеть 18 часов (ранее обозначенное время движения парома из Ванино в Холмск) мне не хотелось, поэтому решение было однозначным. За себя и багаж я заплатил 3 тысячи рублей. В стоимость входила также доставка до парома автобусом. Других вариантов здесь нет - порт является режимным объектом, поэтому свободное передвижение граждан по нему исключено.
От приобретения билетов до посадки на автобус прошло около 2.5 часов. Наконец все вышли на улицу и уселись на свои места. Через 5 минут езды автобус остановился у шлагбаума. Необходимо было выйти с вещами и пройти уже второй по счету досмотр (первый был на вокзале). Ну что ж, правила есть правила. Проверка пассажиров и их багажа шла около часа. После этого мы вновь загрузились в автобус, который через 5 минут подвез нас к парому.
Пока я находился в режиме ожидания на вокзале, удалось найти и прочитать несколько отзывов о паромной переправе. Они были негативные, поэтому я мысленно смирился с тем, что будет ждать на борту. Но каково было мое удивление, когда я увидел у причала новенькое судно «Александр Деев». Раньше я любовался подобными лишь издалека либо на картинках, и даже не верилось собственным глазам, что уже завтра оно доставит меня до Сахалина.
Интернет подсказал, что данный паром ввели в эксплуатацию летом 2023 года. Он рассчитан на перевозку 200 пассажиров, а также железнодорожных вагонов и автомобилей всех видов. Внутри - шик и блеск. Можете оценить сами.
Первым делом я получил постельное белье и направился в столовую за сухпайком, который входил в стоимость билета. Не скажу, что его комплектация меня впечатлила, но это было явно лучше, чем ложиться спать голодным.
Четырехместная каюта была оборудована по последнему слову техники. Здесь были удобные кровати, стол для посиделок, санузел и даже телевизор с доступом к серверу с медиатекой.
После заправки кровати и размещения всех своих вещей в каюте я заглянул в зал с сидячими местами. Он выглядел симпатично, но желающих провести здесь ночь не оказалось.
Для свободного перемещения было доступно далеко не все пространство парома. Запретные зоны огорожены, поэтому сбиться с прогулочного маршрута очень трудно. Больше всего порадовала верхняя палуба. В ночное время выход на нее запрещен, но пока паром готовился к отправке, еще можно было полной грудью вдохнуть свежего портового воздуха.
Паром отправился в 3 часа ночи. Палуба впечатлила меня так сильно, что я решил проснуться как можно скорее и ощутить всю прелесть пребывания на ней при дневном свете и на полном ходу. Это стало одним из самых незабываемых впечатлений моей поездки.
Бескрайние просторы Японского моря. Ледяной ветер. Рев моторов. И никого вокруг. Только пристально следит за маршрутом со своего мостика отважный капитан судна. В этот момент я забыл и томительные часы ожидания на вокзале, и досмотры, и неразбериху со временем отправки. Я видел и понимал только то прекрасное, что было вокруг меня. Остальное ушло и испарилось.
Вот наконец показался долгожданный берег острова Сахалин. Счастью не было предела - спустя 4 недели дороги я увидел его!
К парому подошел буксир и провел его через морские ворота Холмска к причалу.
Люди выстроились в длинную очередь на выход. Водители получали на стойке администратора некие листки для того, чтобы забрать свое транспортное средство с парома. Стоимость транспортировки легкового автомобиля составляет 30.000 рублей, грузового - 100.000. Время в пути составило около 12 часов. На выходе вновь ждал досмотр и обязательный автобус, который высадил меня через 500 метров за территорией порта назначения.
Здесь наконец-то я смог лицезреть паром во всей его красе.
Вечером он ушел обратно в Ванино. На следующее утро в порт зашел паром «Сахалин-9» совершенно иной конфигурации.
Кто знает, быть может мой обратный путь на большую землю предстоит пройти именно на нем?
Спасибо за внимание!
Очень надеюсь, что данная статья пригодится тем людям, которые запланируют свое путешествие на Сахалин. В комментариях как всегда готов ответить на любые интересующие вас вопросы. В тексте я мог что-то упустить, поэтому в процессе обсуждений он будет дополняться :)
Если вам доводилось пользоваться услугами паромной переправы Ванино-Холмск, буду очень признателен за все ваши отзывы об этом небольшом путешествии!