Признаюсь честно, идея отправиться в путешествие автостопом по России принадлежала не мне. Предложение поступило от тогда еще малознакомой девушки. Очень много лет она мечтала увидеть Байкал и усердно искала компанию для поездки. Недолго думая, я согласился. Мы договорились, что после Байкала наши пути разойдутся. Ввиду ограниченности во времени спутница с чувством выполненного долга отправится домой, а я поеду дальше, в неизвестность. Так и порешили. Время "Ч" наступило быстро, и вот 7 июня 2024 года мы с тяжеленными рюкзаками пересекаем МКАД и выходим на шумное шоссе Энтузиастов, чтобы поймать первую машину, которая умчит нас в восточном направлении, далеко от столицы...
День 1. Балашиха - Нижний Новгород (412 км)
Первые часы ожидания оказались самыми утомительными. Водители спешили по своим делам и не обращали внимание на парочку авантюристов, тосковавших со своим багажом на обочине. Первая машина остановилась приблизительно через час после начала голосования. Мужчина за рулем оказался бывалым автостопщиком. Он сам несколько лет назад добирался из Москвы до Байкала подобным образом, поэтому немного рассказал о нюансах нашего предстоящего путешествия. Водитель вывез нас за пределы Балашихи, хотя это было ему не по пути, пожелал счастливого пути и уехал назад. Я в свою очередь пообещал передать от него пламенный привет Байкалу.
Второй автомобиль добросил нас до Владимира. За приятными разговорами время в пути прошло быстро, несмотря на дорожные заторы. На въезде в город мы получили подробный инструктаж, как добраться на общественном транспорте до выезда, и попрощались с водителем. Автостоп в городской черте крайне непродуктивен, поэтому по городам мы передвигались в основном на автобусах и маршрутках. Подзарядив телефоны в ближайшем кафе, мы сели в транспорт и с пересадкой доехали до села Лемешки, где нас с распростертыми объятиями ждала трасса М7 "Волга".
Очередная машина остановилась очень быстро. На улице темнело, и женщина за рулем решила подвезти нас из чувства жалости. С ней мы доехали до поворота на Ковров (около 45 километров). Когда вышли из машины, было совсем темно. Становилось все более очевидным, что ночевать придется в палатке возле трассы. Активизировались комары, и голосовать нам было уже крайне тоскливо. Вдруг вдалеке мы увидели солидного мужчину, который пешком направлялся в нашу сторону по обочине. "Наверное в кафе", - промелькнула мысль в головах у обоих путников. Но нет, мужчина шел к нам. "В Нижний? Поехали". Мы радостно схватили рюкзаки и поспешили к машине. Нас подвезли прямо к хостелу, который я нашел по дороге. Усталые, но очень счастливые, мы отблагодарили человека и отправились спать, чтобы весь следующий день посвятить прогулке по Нижнему.
День 2. Нижний Новгород - Казань (390 км)
Здесь и далее я не буду сильно подробно рассказывать о том, как мы проводили время в том или ином городе. Ограничусь лишь несколькими памятными местами. Обязательными пунктами в Нижнем Новгороде были территория Горьковского автомобильного завода, советские мозаики и одна из крыш с видом на местные красоты.
Вечером мы собрали свои вещи и отправились за город. На маршрутке доехали до Кстово, где удалось поймать машину до Запрудного. Полюбовавшись местным домом культуры, вновь вышли на М-7.
Одним из внезапно возникших по дороге желаний было покинуть Нижегородскую область на "Газели". Повезло дважды. Первый абсолютно новый грузовичок довез нас до круглосуточной столовой "Талгар" близ села Никольское. Вторая "Газель" в 4 утра завезла нас в республику Татарстан, а в пол-шестого мы уже раскладывали палатку в казанском лесопарке.
День 3. Казань
Сон был скомканным. Помешали утренняя жара и люди, прогулочный маршрут которых проходил прямо в нескольких метрах от нашего лежбища. Бодрые и свежие (нет), мы добрались до центральной части Казани, заселились в хостел и отправились изучать город. Посетили знаменитое Арское кладбище (о нем напишу в отдельной публикации), увядающий Александровский пассаж и Казанский кремль. Оценили блюда местной кухни в сети быстрого питания "Тюбетей" и отправились спать, потому что на следующий день предстояло проделать нелегкий путь до Перми.
День 4. Казань - Октябрьский (Республика Башкортостан) (386 км)
Чем особенно интересен автостоп, так это тем, что твои планы могут измениться в одночасье. Вместо того, чтобы отправиться в сторону Набережных Челнов, мы сели в машину к человеку, который ехал в направлении Альметьевска. По дороге выяснилось, что водитель - очень разносторонний человек. У него много увлечений, одно из которых - изготовление деревянных макетов кораблей. Вместе со своими учениками он создает настоящие шедевры. Мы общаемся до сих пор, и он с удовольствием делится со мной результатами своих работ.
В дороге мы полюбовались красотой бескрайней Камы и узнали много интересного про достопримечательности Республики Татарстан. Вторая машина довезла нас до Альметьевска - нефтяной столицы Татарстана.
Было интересно наблюдать из окна автомобиля за работой насосов ШГН, которые без устали выкачивали из недр земли драгоценное "черное золото". После прощания с водителем мы сфотографировались на память с одной из качалок, доехали на троллейбусе до городской окраины и вышли на Бугульминский тракт ловить машину.
Сперва мы добрались до Бугульмы, затем проехали еще около 15 км по Р-239 и оказались в кромешной темноте на дороге с крайне низким трафиком. Спать хотелось так же сильно, как и выбраться из этого злополучного места. Радости не было предела, когда один из немногих проезжающих мимо водителей остановился и предложил довезти до города Октябрьский. Еще большее ликование вызвало предложение водителя переночевать у него, так как сил на дальнейшее продвижение уже не оставалось. По приезду на адрес моя спутница сразу улеглась спать, а мы с водителем так увлеклись задушевными разговорами на кухне, что не заметили, как наступило утро. Хорошо, что под боком был круглосуточный гастроном, прогулки до которого отбивали желание лечь в постель :) Тем не менее, с восходом солнца усталость окончательно взяла свое, и до обеда никто из нас даже не пытался встать с кроватей.
День 5. Октябрьский - Челябинск (590 км)
В 2015 году Октябрьский занял 1-е место в номинации "Самый благоустроенный город в России" среди городов II категории, поэтому мы решили изучить его повнимательнее. Оказалось, что в свое время над обликом города потрудились знаменитые архитекторы братья Веснины - создатели московских зданий (универмаг Мосторг на Красной Пресне, ДК ЗИЛ, Центральный дом каторги и ссылки, многочисленные проекты и эскизы). Единственный во всей России памятник братьям можно увидеть только в городе Октябрьский.
Мы осмотрели застройку центральной части города, заглянули в уникальный кинотеатр "Фонтан", встроенный в жилой дом, и отправились на М-5 "Урал", чтобы продолжить свой нелегкий путь.
Ждали совсем недолго. Впервые за всю поездку перед нами остановилась фура. На улице было около 30 градусов, а кондиционер в салоне работал так хорошо, что мы очень быстро загрузили свои вещи, чтобы не дать жаре ни малейшего шанса проникнуть в салон. Водитель оказался из Рязани. За разговорами ночь прошла очень быстро. Мы перевалили Урал и были крайне удивлены ненадлежащим качеством дорожного покрытия и шириной проезда. Сейчас ведутся работы по расширению трассы, но тем водителям большегрузов, которые много лет ездили по этой ужасной дороге, остается только посочувствовать...
Рассвет встретили под Челябинском.
В 4:30 утра наша палатка красовалась неподалеку от трассы, а через 6 часов крепкого сна мы уже сидели на остановке в ожидании первого автобуса в город. Жара стояла такая сильная, что краска на остановочной скамейке расплавилась и испачкала наши вещи. С некоторыми из них пришлось даже попрощаться.
День 6. Челябинск
Особых планов на этот город не было, поэтому сперва мы просто погуляли по его центральной части, посетив пешеходную улицу Кирова и изучив схему планируемого городского метрополитена на одном из вымпелов. Затем немного познакомились с промышленными районами - Металлургическим и Тракторозаводским, побродили по уютным челябинским дворикам, заваленным тополиным пухом, и доехали до легендарного монумента "Сказ об Урале", который на время потерял свою фотогеничность ввиду благоустройства прилегающей территории. Последней точкой стал заброшенный элеватор государственного банка, объект культурного наследия, построенный в последние годы существования Российской Империи.
День 7. Челябинск - Екатеринбург (205 км)
Следующий день встретил нас такой сильной жарой, что начинала плавиться голова. Мы решили немного облегчить свое странствие и пошли на автовокзал "Северные ворота", чтобы добраться до Екб на автобусе. Это заняло 4 часа времени и опустошило каждый кошелек всего лишь на 150 рублей с учетом перевозки багажа. В автобусе даже удалось немного вздремнуть. Вечером мы уже спускались в Екатеринбургский метрополитен, последний, открытый в РСФСР.
День 8. Екатеринбург - Тюмень (325 км)
Жара в городе стояла еще сильнее, чем в Челябинске, но это почти не помешало посетить памятные места столицы Урала: Храм-Памятник на Крови, построенный на месте дома Ипатьева, где провела свои последние дни жизни царская семья; Ивановское кладбище - место захоронения писателя Бажова, одного из членов расстрельной команды Ермакова и участников группы Дятлова; окрестности легендарного Уралмашзавода и даже гостиницу "Пекин", ныне находящуюся в удручающем состоянии.
Вечером мы отправились в Тюмень. Добирались на трех машинах. Первый водитель остановился возле кафе и угостил сытным ужином, ехать после такого было комфортно вдвойне. Запахло сибирским гостеприимством. Другие водители и их пассажиры тоже всячески пытались предложить свою помощь в плане продуктов и даже билетов, но мы вежливо отказывались. Одно то, что люди останавливаются и довозят нас из пункта А в пункт Б, уже было огромным подспорьем.
День 9. Тюмень - Омск (542 км)
В город мы заехали во втором часу ночи. Случилось небольшое отклонение от графика поездки, поэтому останавливаться здесь на ночевку времени не было. Ловить машины в темное время суток в этом краю тоже занятие не из легких, поэтому, чтобы решить вопрос одновременно и с ночевкой, и с передвижением, был выбран ночной поезд до Омска. Мы заняли свои полки в плацкарте и уснули.
День 10. Омск - Новосибирск (642 км)
Достопримечательностей в Омске не так много, поэтому долго думать не пришлось. Мы выбрали самую нестандартную из них - легендарное Омское метро. 5 станций строились почти 30 лет, но в конечном итоге дальнейшие работы были признаны нецелесообразными, и стройку заморозили. В 2011 году состоялось торжественное открытие вестибюля станции "Библиотека имени Пушкина". Сейчас здесь создано арт-пространство, которое напоминает гостям и жителям города о нереализованном грандиозном проекте. Таким образом, Омский метрополитен - единственный в России и мире, состоящий лишь из одной станции.
Вечером нас ждала трасса Р-254 "Иртыш". Сибирским комарам не удалось вдоволь насладиться вкусом нашей крови, потому что машина остановилась достаточно быстро. Водитель гнал иномарку из Петербурга в Новосибирск, он уже изрядно устал, поэтому ночные попутчики были просто необходимы. Мы ехали всю ночь с небольшими остановками и уже в 7 утра были в Новосибирске.
Дни 11-12. Новосибирск
За плечами были уже не самые легкие 3500 километров в нашей жизни, поэтому в столице Сибири было решено как следует отдохнуть и постирать накопившиеся вещи. И то, и другое удалось на славу. В свободное от вольяжного отдыха время были посещены такие достопримечательности, как Новосибирский крематорий (да-да, это место считается особенным, в России другого такого не встретить - о нем расскажу в отдельной публикации) и сквер Героев Революции, а также памятник "Сибирские просторы", который почему-то был признан местными экспертами самым некрасивым.
День 13. Новосибирск - Кемерово (260 км)
На дороге близ Гусиного Брода (за чертой Новосибирска) мы оказались уже в послеобеденные часы буднего дня. Было решено ехать сперва по Ленинск-Кузнецкой трассе, затем повернуть на Промышленный и достигнуть Кемерова. Машины не останавливались очень долго, но в конечном итоге свершилось чудо. Сперва водитель, который сам однажды оказался в подобной ситуации, подвез нас до поворота на Кольцово (около 20 км), а затем молодой парень, управлявший первым на нашем пути праворульным автомобилем, согласился подбросить до поворота на Промышленный.
Здесь мы рассчитывали перекусить, но заправка была далека от совершенства - 2 колонки и зарешеченная касса. Машин на дороге было очень мало, хватило бы пальцев для их пересчета. Но ждали недолго. Водитель японской легковушки довез нас прямо до кафе, расположенного на выезде из Промышленного. Мы быстро подкрепились, подзарядились и продолжили свой путь. За поселком удалось остановить первую советскую машину. Водитель легендарной зеленой "копейки" сперва смотрел на нас с подозрением, но когда узнал, что мы добираемся из Москвы до Байкала, резко поменялся в лице. Всю дорогу улыбка не сходила с его лица. За смесью шуточных и серьезных бесед мы проехали с ним несколько десятков километров.
Оставшееся расстояние до Кемерова мы проехали с таксистом. Он остановился в полной уверенности, что мы голосуем на коммерческой основе, и даже не понял, как это так - ехать автостопом? Когда я вкратце рассказал о нашем пройденном пути, он приспустил очки, несколько секунд пристально смотрел на меня и выдал фразу: "Какие-то вы подозрительные..." После этого обнадеживающе щелкнул замок багажника. Мы погрузили свои вещи и поехали. Разговорились с таксистом, и он понял, что ровным счетом ничего подозрительного ни в нас, ни в наших планах нет. Доехали мы прямо до парка Ангелов, возведенного на месте печально известного ТРЦ "Зимняя вишня".
В городе Кемерово мы посетили музей-заповедник Красная Горка, где установлен монумент "Память шахтерам Кузбасса" работы Эрнста Неизвестного, и прогулялись по Коммунальному мосту, который с 1948 по 1952 годы строили и военнопленные, и заключенные, и местные жители. Мост давно выведен из эксплуатации, поэтому прогулка по нему получилась немного экстремальной.
Поздно вечером, подкрепившись чебуреками на трассе, мы вновь двинулись в путь. Сперва самосвал добросил нас до поворота на Анжеро-Судженск. Машин в сторону Красноярска было очень мало, в основном фуры, которые и не думали останавливаться в ночное время, так как водители уже искали место для отдыха. Возле пятачка, где мы голосовали, на обочине стоял японский грузовик. Он загораживал нам обзор трассы, поэтому настроение было на нулях. Внезапно объявился водитель грузовика. Мы обрадовались - теперь он отгонит машину и голосовать будет проще. Но все обернулось еще лучше. Водитель направлялся в сторону Красноярска и предложил нам составить ему компанию. Разумеется, никаких возражений с нашей стороны не последовало.
День 14. Кемерово - Красноярск (525 км)
Ночные поездки всегда тяжелы. И для водителя - ему необходимо прилагать куда больше усилий, чтобы концентрироваться на неосвещенной трассе и преодолевать желание сна. И для пассажира - он должен поддерживать беседу с водителем и следить за его состоянием, чтобы в случае чего предложить отдохнуть. Под утро мы были очень уставшие. Федеральные дороги до Урала и после него - две огромные разницы. В 08:30 проехали стелу "Красноярск", а через несколько часов уже шли по городу и обзванивали хостелы, потому что не каждое подобное заведение готово приютить гостей до наступления часов заселения. Наконец койко-места были найдены, и мы с огромной радостью улеглись спать.
Вечер был посвящен прогулкам по городу. Его рельеф и архитектуру лучше всего было лицезреть с крыши, что мы и сделали.
Затем посетили старейшее Троицкое кладбище, где похоронены родители художника Василия Сурикова и Симон Ермолаев, исполнявший роль посаженного отца на свадьбе Ленина и Крупской в Шушенском, и прогулялись по некоторым другим интересным местам.
Поздним вечером плотно поели в сети "Шашлыкофф" и отправились спать, потому что на следующий день предстояло преодолеть один из самых долгих перегонов нашей поездки.
День 15. Красноярск - Иркутск (1053 км)
Мы прекрасно выспались, несмотря на то, что вернулись поздно и жутко рассердили администратора хостела, которая к тому времени уже завалилась в теплую постель. В обед доехали до Восточного автовокзала, чтобы сесть на автобус и выбраться за городскую черту. Перед посадкой успели заглянуть в великолепный ДК "КрасТЭЦ", ныне преданный забвению и служащий временным пристанищем для асоциальных элементов.
Оказавшись за городом, мы практически сразу поймали машину, которая довезла нас до кафе "Медвежий угол" на трассе. Надев тяжелые рюкзаки, мы решили заглянуть в кафе, чтобы перекусить и зарядить телефоны. На крыльце нас окликнула молодая девушка. Ее очень заинтересовал наш внешний вид, поэтому после нескольких вопросов она уже предложила нам составить ей компанию в поездке в Иркутск. Ситуация осложнялась тем, что девушка была с двумя детьми, а легковая машина практически под завязку загружена вещами. Но недаром говорится, что было бы желание! В течение некоторого времени мы уплотнили всю поклажу в автомобиле, избавились от ненужных вещей и впятером отправились в долгий и веселый путь.
Девушка оказалась очень интересной и необычной. В Иркутске она практикует йогу, массажи, стояние на гвоздях и ретриты. Кроме того, она была классным водителем и без особой устали ехала за рулем около 12 часов!
День 16. Иркутск
Утро мы провели за завтраком в одном из классных кафе Иркутска. Девушка предлагала разместиться у нее, но мы не стали обременять и остановились в хостеле. Вечером наши пути со спутницей на время разминулись - она пошла по своим местам, а я отправился в затон, чтобы любоваться волшебным закатом и разглядывать старые корабли, среди которых был даже скоростной "Метеор". Также были приобретены билеты на автобус "Иркутск - Хужир (остров Ольхон)", так как автостоп до этих отдаленных мест - дело весьма малопродуктивное.
День 17. Иркутск - Хужир (290 км)
Трехчасовой отрезок пути от Иркутска до Баяндая был более-менее сносным. Мы перекусили бурятскими позами и продолжили путь уже по грунтовке. До паромной переправы пришлось изрядно потрястись. Через 2 часа мучения на время прекратились. К нам подплывал изящный паром, окруженный голодными и крикливыми чайками. Сама паромная переправа заняла не более получаса, но эмоций подарила очень много.
Спустя 2 часа после выгрузки с парома мы уже топтали мягкий песок Хужира - самого большого поселка на острове Ольхон. Разместившись в прекрасном хостеле у Натальи, мы отправились гулять по острову.
Красота местной природы опьяняла.
Прогулка закончилась у скалы Шаманка - важного сакрального места острова Ольхон и одной из святынь Азии. Эмоции переполняли, но мы еще не знали, что нас ждет завтра.
День 18. Тур по Ольхону
А завтра (то есть уже сегодня) нас ждало незабываемое путешествие на "буханке" по наиболее интересным местам острова. В программе было посещение смотровой площадки, с которой открывались виды на острова Малого Моря - Харанцы, Эдор и Модото; величественные мысы Харанцы, Саган-Хушун и Хобой; наблюдение за лежбищем элегантных нерп и остановка у металлического древа "Хранитель Байкала", установка которого долго согласовывалась с местными шаманами.
Кульминацией поездки была вкусная уха из омуля, которую водитель сварил прямо на стоянке. В Хужир мы вернулись вечером, уставшие, но очень счастливые. Дороги на Ольхоне оставляют желать лучшего, поэтому после УАЗика нам просто необходимо было пройтись пешком. Мы отправились на тихий Сарайский пляж и провели остаток вечера за разговорами, предварительно осуществив обязательную процедуру омовения ног в ледяных водах Байкала.
День 19. Хужир - Улан-Удэ (740 км)
Следующим утром мы вместе с толпой китайцев стояли на остановке в ожидании парома, который переправит нас на большую землю. В этот раз удалось даже немного покормить голодных чаек хлебцами, которые не пригодились подруге в поездке.
До Иркутска мы доехали на автобусе, после чего отправились на Култукский тракт в ожидании попутных автомобилей. Трафик был приличный, и уже через несколько минут нас приняли на борт. Мы вышли на повороте на село Моты и практически сразу пересели в другую машину, которая довезла нас до Култука. В родном поселке Сергея Зверева мы немного прогулялись и покормили местную собачку. Отсюда тоже открывались прекрасные виды на Байкал.
Затем УАЗик довез нас до Слюдянки. Город мы прошли пешком, чтобы посмотреть памятник космонавту, созданный неизвестным скульптором вскоре после полета Юрия Гагарина.
Горные дороги узкие и извилистые, мест для остановки здесь не так много, поэтому от памятника нам пришлось идти еще около километра, чтобы наконец найти место для стопа. Время позднее, машин было мало, как и шансов уехать из этих краев. Но внезапно груженая тяжелой техникой фура, мгновенно сбросив скорость, каким-то до сих пор непонятным мне образом остановилась на маленьком пятачке. Сперва я не поверил, что водитель вообще мог нас заметить, но когда подошел к кабине, все стало ясно. Нас приглашали составить компанию. "Быстро не получится", - сказал дальнобойщик, но нам это и не требовалось. Предстояла очередная ночь без сна и последний пункт нашей совместной поездки - столица Бурятии Улан-Удэ.
День 20. Улан-Удэ
После осмотра одного из самых известных памятников города - гигантской головы Ленина, я заселился в дешевую гостиницу, а подруга отправилась на вокзал, чтобы определить свои вещи в камеру хранения.
Настроение было грустное - скоро нам предстояло прощаться. На несколько часов я погрузился в сон, а затем отправился в дацан Ринпоче Багша, где меня уже ждала спутница. Бурятия - один из центров российского буддизма, поэтому посещение культового места было для нас обязательным.
После тщательного осмотра многочисленных деталей дацана мы отправились на вокзал. Крепко обнялись, сказали друг другу несколько добрых слов и расстались. Силуэт подруги скрылся за массивными дверями. Я приземлился на лавочку и долго сидел в молчании и одиночестве, от чего уже порядком отвык за 20 дней и практически 6,5 тысяч километров совместного путешествия. Но нужно было брать себя в руки и настраиваться на дальнейшую поездку. Впереди - полная неизвестность, а это и манит, и отталкивает одновременно...
Второй части своего путешествия я посвящу следующую публикацию...
ПС: о второй части путешествия можно прочитать по ссылке!
Спасибо за внимание!
Не забывайте ставить лайк и подписываться на канал здесь и в телеграмме. Впереди еще очень много интересного.