«Отверженные» Виктора Гюго – многогранная история о том, как человек становится Человеком. Именно это мне бы хотелось обсудить сегодня.
«Отверженные» – произведение, конечно, отнюдь не лёгкое. И не короткое. На то, чтобы справиться с ним, у меня ушло несколько месяцев, и пару раз я даже малодушно подумывала о том, чтобы взять перерыв в чтении, но смогла-таки пересилить себя и не оставлять роман на середине. Это оказалось верным решением и я ни на секунду не пожалела, что нашла в себе силы добраться до конца, несмотря на сотни страниц, посвящённых тому, что принято звать «авторскими отступлениями». О них я ещё обязательно напишу отдельную статью (не о самих отступлениях, вернее, а об охватах романа-эпопеи, там точно есть, что обсудить), однако сегодня хочу остановиться на центральном образе в произведении – на Жане Вальжане.
Он не понравился мне с первого же своего появления в романе. Не ожидали, правда? Нет, ну на самом деле, кто такой Жан Вальжан? Бывший каторжник, очень неприятный, озлобленный тип, растративший почти все запасы человечности; обворовал добросердечно приютившего его епископа, ответил злом на добро. На каторгу Жан Вальжан попал за мелкую кражу и пробыл там почти двадцать лет только из-за того, что неоднократно пытался сбежать и получал из-за этого увеличение срока. Он выучился ненавидеть: это стало его защитой от ненависти же, жестокости, грубости, чёрствости окружающего его мира. Тут либо ты их, либо они тебя. Он не знал иного обращения, его гнали отовсюду, едва услышав, что он отбыл срок на каторге, на него смотрели с презрением. Какой ещё могла быть его реакция?..
И эта прочная маска укоренившейся ненависти ко всем и ко всему тут же идёт трещинами, стоит только ему повстречать епископа Бьенвеню, бесконечно мягкого и доброго человека, посвятившего жизнь бескорыстной помощи окружающим. Жан Вальжан не задумывается об аморальности совершаемого преступления, волнуется лишь о том, как бы не разбудить епископа, в комнату к которому он пробирается ночью, и ожидает заслуженных, вообще-то, обвинений. Но что же Бьенвеню? Он выгораживает вора перед полицией, говорит, что сам отдал столовое серебро несчастному бродяге, и вдобавок дарит ему серебряные подсвечники. Жан Вальжан, в душе которого в этот момент что-то бесповоротно ломается, будет хранить их до конца дней своих как напоминание себе самому об обещании, что потребовал от него епископ. Стать честным человеком. Этому он и посвятит остаток жизни.
Упорным и честным трудом ему удаётся стать полноценным членом общества и даже занять кресло мэра небольшого городка, который при нём начинает процветать. Жан Вальжан наживает неплохое состояние, помогает бедным, на фабрике предоставляет рабочие места всем тем, кому некуда больше податься; он любим и уважаем населением. А потом узнаёт, что сейчас идёт судебный процесс над человеком, которого ошибочно приняли за него, Жана Вальжана, и хотят послать на каторгу за «рецидив» кражи. Жан Вальжан размышляет ночь, терзается муками выбора, глядя на серебряные подсвечники, отданные ему епископом в качестве залога его становления честным человеком, а потом принимает решение: ехать, сознаваться во всём и спасать без вины осуждённого. Жан Вальжан, которому в жизни, кажется, не о чем больше было мечтать, который достиг влияния, богатства, уважения, отказывается от всего этого и отправляется на каторгу повторно только затем, чтобы по его вине не пострадал другой. Человек, которого он впервые увидел лишь в зале суда и с которым их ничего не связывало, кроме схожей внешности.
Что же дальше? Жан Вальжан сбегает с каторги, чтобы позаботиться о Козетте, мать которой умерла у него на глазах, так и не увидев дочери перед смертью, и которой он обещал позаботиться о малышке. Жан Вальжан заменяет ей отца, а в ней находит дочь – единственное за всю жизнь существо, к которому он проникается глубоким светлым чувством родительской любви. Бесконечно можно наблюдать за тремя вещами: как горит огонь, как течёт вода и как Жан Вальжан и Козетта упорно продираются вместе сквозь жизненные невзгоды, поддерживая друг друга в самые трудные времена. То, с какой нежностью и заботой относится к Козетте Жан Вальжан, с какой самоотверженностью вкладывается в то, чтобы у неё появился шанс на счастливое будущее, вызывает какой-то невероятный шквал эмоций. Тема обретённой семьи – то, что никогда не перестанет трогать меня до глубины души.
Идут годы, они ведут мирную жизнь, становятся друг для друга настоящей семьёй, оплотом домашнего тепла и спокойствия. Но эта идиллия не может длиться вечно. Козетта вырастает, впервые влюбляется, предпринимает первые попытки сепарации – Жан Вальжан растерян, напуган и относится к Мариусу Понмерси, завладевшему всеми мыслями его дочери, с крайним недоверием. Он бы хотел, чтобы тот куда-нибудь запропастился, желательно, навсегда, чтобы Козетта всегда оставалась под его отеческим крылом, как можно меньше контактируя с внешним опасным миром. Мариус умирает у него на глазах, поймав пулю на баррикадах во время народных восстаний, а Жан Вальжан едва не умирает, спасая ему жизнь. Он бросает на Мариуса взгляды, полные ненависти, и всё равно упорно продолжает тащить его вперёд по катакомбам под Парижем, лелея призрачную надежду, что тот всё ещё жив. Он мог бы бросить его на баррикадах, мог бы дать ему умереть, но не сделал этого, потому что знал, сколько этот человек значил для Козетты; потому что понимал, не так поступают честные люди, а он много лет назад дал обещание доброму епископу и готов был выполнить его ценой собственной жизни.
Всё это время я не говорила о Жавере. Это полицейский инспектор, который много лет назад увидел в поимке беглого каторжника верх справедливости и торжество закона и превратил её в жизненную цель. Он знатно помотал Жану Вальжану нервы, преследовал его, собирая крохи информации, несколько раз даже чуть не поймал, однако тому всегда удавалось ускользнуть в самый последний момент. И вот, судьба сталкивает их на баррикадах: шпионившего, взятого в плен Жавера и пришедшего разведать обстановку Жана Вальжана. Выпросив разрешение расквитаться с давним врагом лично и дождавшись, пока их оставят наедине, Жан Вальжан освобождает его, да к тому же называет свой адрес проживания. Чтобы уж наверняка. Жавер в прострации – Жан Вальжан просит его о помощи в спасении жизни Мариуса, и тот соглашается, совсем позабыв о том, что, вообще-то, должен брать под арест каждого мятежника, которого встретит. Когда жизнь Мариуса передана в руки его родных, Жан Вальжан просит лишь об одном – проститься с Козеттой. После он готов следовать хоть на каторгу, хоть в тюрьму: он сделал всё, что мог и что должен был. Жавер сопровождает его до дома и уходит.
Жан Вальжан своим поступком переворачивает весь его мир, рушит всю его прежнюю систему убеждений, и Жаверу открывается, что отношения в жизни куда сложнее и многограннее, чем сухие строки законов. Долг предписывает ему сдать беглого каторжника – совесть не позволяет сделать этого. Оказывается, преступник, в котором Жавер видел чуть ли не воплощение мирового зла и всех пороков общества, может обладать высокими моральными качествами. Мало того, Жавер понимает, что сильно проигрывает ему в вопросах самовоспитания и нравственности. Он не располагает таким запасом моральных сил, как Жан Вальжан, и как никогда чётко осознаёт, что не сможет существовать в прежнем мире с новыми, внезапно открывшимися ему истинами. Он бросается в один из водоворотов Сены. В газетах сообщают, что он покончил с собой в состоянии помешательства рассудка. Жан Вальжан приходит к тому же выводу: будь Жавер тогда в здравом уме, никогда бы не упустил цель, за которой гонялся изрядную часть жизни.
Эта глава, этот насыщенный острыми впечатлениями эпизод подводит к самой кульминации развития персонажа Жана Вальжана. Он сумел послужить толчком для перемен в душе другого человека, в чём-то повторив роль епископа Бьенвеню в собственной судьбе. Жан Вальжан и Жавер – оба они умирают, расставшись с прежними убеждениями, безжалостно сломанными добрым человеком, встреченным ими на жизненном пути. Вот только один умирает, чтобы возродиться морально, а второй... что ж, смириться с поражением в борьбе с собственной совестью выше его сил. Можно ли его осудить? Не возьмусь отвечать, сделайте это лучше сами.
Итак, пора народных волнений окончена, и в жизнях героев наступает относительно спокойный эпизод. Мариус-либерал мирится с дедом-роялистом, Козетта счастлива, потому что вскоре они с Мариусом собираются сыграть свадьбу, а Жан Вальжан... продолжает безжалостно корить себя за сокрытие правды. Он мог бы остаться с молодыми, прожить рядом с ними остаток старости, не зная горя и забот, наслаждаться теплом семейного очага, но не может так. Он вновь совершает нравственный подвиг, в очередной раз отрекается от личного благополучия ради сверхцели – стать честным человеком. Он признаётся во всём Мариусу: в том, что бывший каторжник, что все эти годы жил под чужим именем. Мариус не может принять этого и делает всё, чтобы оградить Козетту от человека, ставшего ей отцом. Он даже не догадывается о том, сколько хорошего сделал в жизни Жан Вальжан, не знает, что именно благодаря ему до сих пор жив и вполне себе счастлив. Жан Вальжан покорно исчезает из судьбы единственного близкого человека, считая это справедливым наказанием для себя.
Правда открывается слишком поздно; Мариус и Козетта находят Жана Вальжана на смертном одре. Он получает желанное прощение и умирает на руках любимой дочери, умирает счастливым и со спокойной душой. Бесконечно трагичный, печальный и прекрасный финал человека, проделавшего неимоверно трудный жизненный и моральный путь. В финале «Мастера и Маргариты» звучит фраза о том, что Мастер заслуживает не света, а покоя. Жан Вальжан, на мой взгляд, заслуживает и того, и другого. Раз сбившись с пути, он сумел не только подняться на ноги, но и помочь сделать это огромному количеству других людей, в чьих душах он оставил светлый отпечаток. Это очень дорогого стоит.
Последние страниц двадцать «Отверженных» я проплакала навзрыд, но и прерываться не хотела. Слишком больно, слишком красиво, слишком много всего; люблю классику мировой литературы именно за то, что она вызывает такую бурю эмоций, оставляет столько впечатлений, даёт столько пищи для размышлений, что порой и не понимаешь, что со всем этим делать. Остаётся разве только марать бумагу в попытках осмыслить всё это. Иногда очень помогает, советую!
Подводя итоги, Жан Вальжан – невероятно глубокий персонаж, Человек с большой буквы. Гюго филигранно выписал каждое колебание его души, чётко обозначил каждый этап морального перерождения своего героя, искусно провёл его сквозь ряд испытаний, проверяя стойкость его духа. Не передать словами восхищение, что вызывает во мне умение Гюго прописывать персонажей с бесконечно интересными судьбами. Обязательно напишу о них ещё.
Благодарю за прочтение! Будьте счастливы и цените близких!