Особенная заслуга Карла Фаберже состоит в том, что он впервые использовал в своих изделиях удивительной красоты самоцветы Сибири, Урала и Кавказа. Для многих фигурок источником вдохновения послужили японские нэцкэ - небольшая скульптура, выполненная из слоновой кости или дерева, реже - из других материалов. В этом блоге я попробовала найти нэцкэ, парные к фигуркам Фаберже. После поездки К.Фаберже на восток производство миниатюрных фигурок значительно увеличилось. Его младший сын Агафон подхватил палочку собирателя восточного искусства и Фаберже собрали большую коллекцию нэцкэ, которые вдохновляли мастеров на создание новых фигурок. Фигурки пользовались большим успехом также и у членов Царской Фамилии. В частности, фигурки из собрания Гос.Оружейной Палаты были переданы в музей из личных комнат Романовых.
Откуда брали нэцкэ Фаберже ? С 1904 года Агафон мог их брать в магазине «Япония», который держал японец Ёкои, и который был родственником Агафона Фаберже по линии жены. Кроме того, Агафон дружил с Дмитрием Ивановичем Абрикосовым, который служил в Японии дипломатом и тоже собирал предметы восточного искусства.
Таким образом , сплав невероятного профессионального мастерства Карла Фаберже и его команды вместе с качественными японскими образцами, явили миру уникальные изделия из поделочного и полудрагоценного камня. В отличие от японских костяных и деревянных нэцкэ, фигурки Фаберже сделаны из горного хрусталя и халцедона, сердолика и разнообразных агатов, аквамарина и опала, всевозможных яшм, нефрита, родонита и пр. К.Фаберже знал толк в минералах. Он был оценщиком драгоценных камней при императорском дворе. Продавцы камней были желанными гостями в его доме. Коллекция минералов самого Карла Фаберже имела большую известность, часть ее и сегодня хранится в Минералогическом музее им.А.Е.Ферсмана в Москве. Мастера фирмы Фаберже умели изменять естественный цвет минерала и получать нужные им оттенки и тона. Фирма делала фигурки в собственной камнерезной мастерской в Петербурге. Созданные в ней миниатюрные фигурки зверей, искусно резанные и тщательно отшлифованные, чаще всего передавали в мастерскую Г.Вигстрема, где их оправляли золотом и украшали драгоценными камнями. Как правило, глаза животных , а иногда и хвосты , делались из осколков бриллиантов и рубинов, что придавало изображению зверушек особую живость.
Здесь я подготовила несколько пар фигурок и нэцкэ которые можно составить друг с другом. Начну с фигурок Фаберже из коллекции Гос.Оружейной Палаты Музеев Московского Кремля:
ПАРА 1 : ЦИКАДЫ
В Путеводителе по Оружейной Палате эта фигурка из сердолика называется «Туалетная коробочка в виде мушки». В собрании Эрмитажа нэцкэ школы Ивами (первая пол.XIX в.) называется «Цикада на тыкве-горлянке». Сделана из необычного материала «умимацу» - морская сосна, род черного коралла. Школа провинции Ивами (юго-запад Хонсю) , далекая от культурного центра страны - одна из наиболее самобытных в истории нэцкэ. Только в Ивами могли использовать чёрный коралл. В каталоге фигурок Фаберже встречается также ещё цикада подлиннее, сделанная из нефрита, но без коробочки. То есть наша кремлевская муха-цикада не одна. А может быть, это прообраз мухи-цикотухи?
ПАРА 2 : РЫБЫ
Фигурка Фаберже из сердолика называется просто - «рыба». Скорее всего это рыба карп - «кои» , символ стойкости и смелости, рыба, которую дарят мальчикам и ставят ее изображение на «день мальчиков» 5 мая, чтобы они выросли сильными, смелыми и здоровыми.
А вот эта нэцкэ из собрания Эрмитажа называется «Даосский святой Цинь Гао на карпе». Согласитесь, карп идентичен. Поэтому я выбрала ее в пару. Эту нэцкэ в начале XIX века в создал Гэнрёсай Минкоку II. Этот мастер был одним из крупнейших представителей школы Эдо. Он создавал изысканные композиции, в которых тонкие, тщательно проработанные детали сочетаются с компактностью большого об’ёма. Цинь Гао - один из сэннинов, даосских бессмертных, обладающих магическими способностями. Считалось, что они могли вернуть жизнь умершим, летать на облаках и различных животных, перевоплощаться, знали секреты долголетия и бессмертия. Одни сэннины существовали среди людей, другие были небожителями.
ПАРА 3: МЫШИ
Мышь Фаберже - мышь шикарная и милая. Посчитайте, сколько бриллиантиков в ее глазках, ушках и хвосте! Мышь у меня здесь сфотографирована со знаменитого каталога Гезы фон Габсбурга. Она сделана из голубого халцедона. Однако, Фаберже делал несколько вариантов такой мыши. Например, я сама держала в руках мышь серого цвета из дымчатого халцедона, она была в коллекции у одного японского товарища. Серая мышь , как и бело-голубая, тоже была шикарной и кавайной.
Но взгляните на мышь -нэцкэ, мышь - оригинал. Она более хитрая и коварная, как и подобает животному , которое открывает цикл 12 годов восточного китайского календаря. Все помнят, что сделала мышь/крыса , чтобы прийти первой среди всех животных? Большой популярностью у японского народа пользовались нэцкэ с изображением зодиакальных животных. Японцы часто заказывали скульптурный знак года собственного рождения. Известный мастер нэцкэ Судзуки Масанао из города Исэ, даже имел свой каталог с изображением этих животных. Может быть, увлечение Востоком породило похожую моду и в Петербурге начала XX века… Кто знает? Год крысы у нас был в 1900 году.
ПАРА 4: ОБЕЗЬЯНЫ.
Скорее всего я не нашла полную копию- пару из нэцкэ для фигурки Обезьяны Фаберже из Оружейной Палаты. Но может быть, полной пары и не существовало. 1896 год по китайскому календарю был годом Огненной обезьяны. 1896 год - год коронации Николая Второго. Обезьянка от Фаберже- очень даже огненная. Авторская.
Обезьяна из халцедона с сапфировыми глазками гораздо интереснее, чем нэцкэ на фото внизу после неё. Третья фотография - фотография обсидиановой фигурки другой обезьяны Фаберже из каталога. Я ее поместила сюда потому, что она больше подходит к нэцкэ школе Эдо начала XIX века, которая стоит между двух Фаберже.
Образ обезьяны в средневековом искусстве Японии был первоначально связан с индийским влиянием. Отголоски древнего индийского эпоса «Рамаяна» видны в легенде об обезьяне Сангоку, которая в случае опасности могла превратить пучок шерсти в такое количество обезьян, сколько было в ней волосков.
Изображение обезьян в миниатюрной скульптуре было, таким образом, пожеланием долголетия и здоровья.
Три обезьяны воплощали буддийскую идею о неговорении, неслушании и невидение зла. 「見ざる、聞かざる、言わざる」、- «не вижу, не слышу, не скажу».
Фаберже использовали несколько другую нэцкэ , как основу для композиции «три обезьяны». Она одна совмещала в себе все три принципа. Фаберже делали фигурки из разных камней, продавая их в комплекте по трое. На фото внизу - фигурки из каталога, сделанные из амазонита, обсидиана и халцедона.
Могли продавать и по одной. Ведь получалось 3 в одном!
Обезьяны в Японии рассматривались, как спутники Сёмен-конго - буддийского стража Севера или голуболицего Ваджры, воплотившего в себе и образ Косина, даосского божества, который имел способность исцелять и врачевать.
ПАРА 5 : ЛЯГУШКИ
Лягушек Фаберже делал очень много - также как их много и в Японии. В стране восходящего солнца водится больше 50 видов лягушек. Есть лягушки, которые квакают «Ква-ква», а есть лягушки, которые квакают «Кэро-кэро».
Лягушка внизу квакает Кэро-Кэро.
В интернете нашлась идентичная ей деревянная нэцкэ из японского ауциона.
После того, как Цесаревичу Николаю самурай Цуда Сандзо чуть не разрубил голову в 1891 году в японском городе Оцу, в личной переписке будущий Николай Второй стал называть японцев «макашками» : макака+лягушка. Неудивительно, что Фаберже делали много всяких и разных лягушек. И не только просто фигурки, но и печати, электрические звонки и пр.
Оказывается , у неё есть прототип - окимоно (мелкая скульптура чуть побольше , чем нэцкэ) японской жабы «абурагаэру». Кстати, мой любимый синтоистский храм (дзиндзя), который я первым посетила в своей жизни, был храм «абурагаэрудзиндзя» на горе Цукуба. С тех пор я тоже очень люблю лягушек.
Ни для кого не секрет, что маленькую фигурку лягушки нужно класть в кошелек, чтобы деньги не переводились. Так делают и в Китае, и в Японии, теперь и в России тоже. В подмосковном городе Дмитрове даже есть музей лягушки и лягушка является символом города. Много у нас общего с японцами ! Некоторые россияне собирают фигурки лягушек. Например, Татьяна Анатольевна Тарасова. Судя по количеству лягушек у Фаберже, и в наружной рекламе начале XX века, эта мода на лягушки началась еще в 1900 годы.
Эта Эрмитажная нэцкэ начала XIX века вырезана мастером школы Хида по имени Мацуда Сукэнага. Он был учеником основателя этой школы Эйсинсай Сукэтомо. Этот мастер делал, в основном, только лягушек. К ней есть пара у Фаберже. Фотография внизу - фигурка Фаберже из нефрита из частной коллекции (каталог Гезы фон Габсбурга). Даже если выражение морды лица у лягушек непохожи, то поза, расположение лап - все сходится. Не исключено , что некоторые нэцкэ из коллекции Эрмитажа происходят из собрания Фаберже.
Следующая (фото внизу) крошечная двухсантиметровая лягушка Фаберже из частной коллекции ооочень странная. Лапы ее больше напоминают сложенные руки, а узкая , ощерившаяся бриллиантами мордашка больше напоминает морду ящерицы или дракона. Наверное, она военно -революционного-кокаинового периода. Таких же странных головастиков - ужастиков с человеческими конечностями можно увидеть на «инфернальных» рисунках Ирины Юсуповой.
В конце ради плезиру ставлю фото электрического звонка работы Фаберже с лягушкой. Она нормальная.
Для тех, кто не хочет расставаться с миром японских фигурок «нэцкэ» советую посмотреть «Каникулы Кроша» - советский фильм 1980 года по повести Анатолия Рыбакова. Фильм неспешен, наполнен летом и спокойствием, хотя и детектив. Хорошего остатка лета !
Посетите Музеи Московского Кремля и Музей Востока заодно.
Автор: Светлана Хруцкая