Найти тему

Фигурки Фаберже и Японские нэцкэ

Фото автора из каталога Оружейной Палаты
Фото автора из каталога Оружейной Палаты

Особенная заслуга Карла Фаберже состоит в том, что он впервые использовал в своих изделиях удивительной красоты самоцветы Сибири, Урала и Кавказа. Для многих фигурок источником вдохновения послужили японские нэцкэ - небольшая скульптура, выполненная из слоновой кости или дерева, реже - из других материалов. В этом блоге я попробовала найти нэцкэ, парные к фигуркам Фаберже. После поездки К.Фаберже на восток производство миниатюрных фигурок значительно увеличилось. Его младший сын Агафон подхватил палочку собирателя восточного искусства и Фаберже собрали большую коллекцию нэцкэ, которые вдохновляли мастеров на создание новых фигурок. Фигурки пользовались большим успехом также и у членов Царской Фамилии. В частности, фигурки из собрания Гос.Оружейной Палаты были переданы в музей из личных комнат Романовых.

Откуда брали нэцкэ Фаберже ? С 1904 года Агафон мог их брать в магазине «Япония», который держал японец Ёкои, и который был родственником Агафона Фаберже по линии жены. Кроме того, Агафон дружил с Дмитрием Ивановичем Абрикосовым, который служил в Японии дипломатом и тоже собирал предметы восточного искусства.

Таким образом , сплав невероятного профессионального мастерства Карла Фаберже и его команды вместе с качественными японскими образцами, явили миру уникальные изделия из поделочного и полудрагоценного камня. В отличие от японских костяных и деревянных нэцкэ, фигурки Фаберже сделаны из горного хрусталя и халцедона, сердолика и разнообразных агатов, аквамарина и опала, всевозможных яшм, нефрита, родонита и пр. К.Фаберже знал толк в минералах. Он был оценщиком драгоценных камней при императорском дворе. Продавцы камней были желанными гостями в его доме. Коллекция минералов самого Карла Фаберже имела большую известность, часть ее и сегодня хранится в Минералогическом музее им.А.Е.Ферсмана в Москве. Мастера фирмы Фаберже умели изменять естественный цвет минерала и получать нужные им оттенки и тона. Фирма делала фигурки в собственной камнерезной мастерской в Петербурге. Созданные в ней миниатюрные фигурки зверей, искусно резанные и тщательно отшлифованные, чаще всего передавали в мастерскую Г.Вигстрема, где их оправляли золотом и украшали драгоценными камнями. Как правило, глаза животных , а иногда и хвосты , делались из осколков бриллиантов и рубинов, что придавало изображению зверушек особую живость.

Здесь я подготовила несколько пар фигурок и нэцкэ которые можно составить друг с другом. Начну с фигурок Фаберже из коллекции Гос.Оружейной Палаты Музеев Московского Кремля:

ПАРА 1 : ЦИКАДЫ

Фото из каталога ГОП
Фото из каталога ГОП

В Путеводителе по Оружейной Палате эта фигурка из сердолика называется «Туалетная коробочка в виде мушки». В собрании Эрмитажа нэцкэ школы Ивами (первая пол.XIX в.) называется «Цикада на тыкве-горлянке». Сделана из необычного материала «умимацу» - морская сосна, род черного коралла. Школа провинции Ивами (юго-запад Хонсю) , далекая от культурного центра страны - одна из наиболее самобытных в истории нэцкэ. Только в Ивами могли использовать чёрный коралл. В каталоге фигурок Фаберже встречается также ещё цикада подлиннее, сделанная из нефрита, но без коробочки. То есть наша кремлевская муха-цикада не одна. А может быть, это прообраз мухи-цикотухи?

Цикада на горлянке . Нэцкэ. ГЭ.
Цикада на горлянке . Нэцкэ. ГЭ.

ПАРА 2 : РЫБЫ

Фигурка Фаберже из сердолика называется просто - «рыба». Скорее всего это рыба карп - «кои» , символ стойкости и смелости, рыба, которую дарят мальчикам и ставят ее изображение на «день мальчиков» 5 мая, чтобы они выросли сильными, смелыми и здоровыми.

Рыба. ГОП. Фото из каталога
Рыба. ГОП. Фото из каталога

А вот эта нэцкэ из собрания Эрмитажа называется «Даосский святой Цинь Гао на карпе». Согласитесь, карп идентичен. Поэтому я выбрала ее в пару. Эту нэцкэ в начале XIX века в создал Гэнрёсай Минкоку II. Этот мастер был одним из крупнейших представителей школы Эдо. Он создавал изысканные композиции, в которых тонкие, тщательно проработанные детали сочетаются с компактностью большого об’ёма. Цинь Гао - один из сэннинов, даосских бессмертных, обладающих магическими способностями. Считалось, что они могли вернуть жизнь умершим, летать на облаках и различных животных, перевоплощаться, знали секреты долголетия и бессмертия. Одни сэннины существовали среди людей, другие были небожителями.

Нэцкэ из ГЭ
Нэцкэ из ГЭ

ПАРА 3: МЫШИ

Мышь Фаберже - мышь шикарная и милая. Посчитайте, сколько бриллиантиков в ее глазках, ушках и хвосте! Мышь у меня здесь сфотографирована со знаменитого каталога Гезы фон Габсбурга. Она сделана из голубого халцедона. Однако, Фаберже делал несколько вариантов такой мыши. Например, я сама держала в руках мышь серого цвета из дымчатого халцедона, она была в коллекции у одного японского товарища. Серая мышь , как и бело-голубая, тоже была шикарной и кавайной.

Но взгляните на мышь -нэцкэ, мышь - оригинал. Она более хитрая и коварная, как и подобает животному , которое открывает цикл 12 годов восточного китайского календаря. Все помнят, что сделала мышь/крыса , чтобы прийти первой среди всех животных? Большой популярностью у японского народа пользовались нэцкэ с изображением зодиакальных животных. Японцы часто заказывали скульптурный знак года собственного рождения. Известный мастер нэцкэ Судзуки Масанао из города Исэ, даже имел свой каталог с изображением этих животных. Может быть, увлечение Востоком породило похожую моду и в Петербурге начала XX века… Кто знает? Год крысы у нас был в 1900 году.

Фото автора из собственного ТГ Канала
Фото автора из собственного ТГ Канала

ПАРА 4: ОБЕЗЬЯНЫ.

Скорее всего я не нашла полную копию- пару из нэцкэ для фигурки Обезьяны Фаберже из Оружейной Палаты. Но может быть, полной пары и не существовало. 1896 год по китайскому календарю был годом Огненной обезьяны. 1896 год - год коронации Николая Второго. Обезьянка от Фаберже- очень даже огненная. Авторская.

Обезьяна из халцедона с сапфировыми глазками гораздо интереснее, чем нэцкэ на фото внизу после неё. Третья фотография - фотография обсидиановой фигурки другой обезьяны Фаберже из каталога. Я ее поместила сюда потому, что она больше подходит к нэцкэ школе Эдо начала XIX века, которая стоит между двух Фаберже.

ГОП.Обезьяна.Фаберже
ГОП.Обезьяна.Фаберже

Образ обезьяны в средневековом искусстве Японии был первоначально связан с индийским влиянием. Отголоски древнего индийского эпоса «Рамаяна» видны в легенде об обезьяне Сангоку, которая в случае опасности могла превратить пучок шерсти в такое количество обезьян, сколько было в ней волосков.

Нэцкэ из японского аукциона
Нэцкэ из японского аукциона

Изображение обезьян в миниатюрной скульптуре было, таким образом, пожеланием долголетия и здоровья.

Обезьяна Фаберже из каталога Гезы фон Габсбурга
Обезьяна Фаберже из каталога Гезы фон Габсбурга

Три обезьяны воплощали буддийскую идею о неговорении, неслушании и невидение зла. 「見ざる、聞かざる、言わざる」、- «не вижу, не слышу, не скажу».

Фото нэцкэ из японского аукциона
Фото нэцкэ из японского аукциона

Фаберже использовали несколько другую нэцкэ , как основу для композиции «три обезьяны». Она одна совмещала в себе все три принципа. Фаберже делали фигурки из разных камней, продавая их в комплекте по трое. На фото внизу - фигурки из каталога, сделанные из амазонита, обсидиана и халцедона.

Фото из каталога
Фото из каталога

Могли продавать и по одной. Ведь получалось 3 в одном!

Фото из каталога Гезы фон Габсбурга
Фото из каталога Гезы фон Габсбурга

Обезьяны в Японии рассматривались, как спутники Сёмен-конго - буддийского стража Севера или голуболицего Ваджры, воплотившего в себе и образ Косина, даосского божества, который имел способность исцелять и врачевать.

Нэцкэ из японского аукциона -пара к фигуркам Фаберже
Нэцкэ из японского аукциона -пара к фигуркам Фаберже

ПАРА 5 : ЛЯГУШКИ

Лягушек Фаберже делал очень много - также как их много и в Японии. В стране восходящего солнца водится больше 50 видов лягушек. Есть лягушки, которые квакают «Ква-ква», а есть лягушки, которые квакают «Кэро-кэро».

Лягушка внизу квакает Кэро-Кэро.

Фаберже каталог
Фаберже каталог

В интернете нашлась идентичная ей деревянная нэцкэ из японского ауциона.

Нэцкэ из японского интернета
Нэцкэ из японского интернета

После того, как Цесаревичу Николаю самурай Цуда Сандзо чуть не разрубил голову в 1891 году в японском городе Оцу, в личной переписке будущий Николай Второй стал называть японцев «макашками» : макака+лягушка. Неудивительно, что Фаберже делали много всяких и разных лягушек. И не только просто фигурки, но и печати, электрические звонки и пр.

Лягушка - печать
Лягушка - печать

Оказывается , у неё есть прототип - окимоно (мелкая скульптура чуть побольше , чем нэцкэ) японской жабы «абурагаэру». Кстати, мой любимый синтоистский храм (дзиндзя), который я первым посетила в своей жизни, был храм «абурагаэрудзиндзя» на горе Цукуба. С тех пор я тоже очень люблю лягушек.

Фото из японского интернета
Фото из японского интернета

Ни для кого не секрет, что маленькую фигурку лягушки нужно класть в кошелек, чтобы деньги не переводились. Так делают и в Китае, и в Японии, теперь и в России тоже. В подмосковном городе Дмитрове даже есть музей лягушки и лягушка является символом города. Много у нас общего с японцами ! Некоторые россияне собирают фигурки лягушек. Например, Татьяна Анатольевна Тарасова. Судя по количеству лягушек у Фаберже, и в наружной рекламе начале XX века, эта мода на лягушки началась еще в 1900 годы.

Нэцкэ «Лягушка на сандалии». ГЭ
Нэцкэ «Лягушка на сандалии». ГЭ

Эта Эрмитажная нэцкэ начала XIX века вырезана мастером школы Хида по имени Мацуда Сукэнага. Он был учеником основателя этой школы Эйсинсай Сукэтомо. Этот мастер делал, в основном, только лягушек. К ней есть пара у Фаберже. Фотография внизу - фигурка Фаберже из нефрита из частной коллекции (каталог Гезы фон Габсбурга). Даже если выражение морды лица у лягушек непохожи, то поза, расположение лап - все сходится. Не исключено , что некоторые нэцкэ из коллекции Эрмитажа происходят из собрания Фаберже.

Фото из каталога Гезы фон Габсбурга
Фото из каталога Гезы фон Габсбурга

Следующая (фото внизу) крошечная двухсантиметровая лягушка Фаберже из частной коллекции ооочень странная. Лапы ее больше напоминают сложенные руки, а узкая , ощерившаяся бриллиантами мордашка больше напоминает морду ящерицы или дракона. Наверное, она военно -революционного-кокаинового периода. Таких же странных головастиков - ужастиков с человеческими конечностями можно увидеть на «инфернальных» рисунках Ирины Юсуповой.

Фото из каталога Гезы фон Габсбурга.
Фото из каталога Гезы фон Габсбурга.

В конце ради плезиру ставлю фото электрического звонка работы Фаберже с лягушкой. Она нормальная.

Для тех, кто не хочет расставаться с миром японских фигурок «нэцкэ» советую посмотреть «Каникулы Кроша» - советский фильм 1980 года по повести Анатолия Рыбакова. Фильм неспешен, наполнен летом и спокойствием, хотя и детектив. Хорошего остатка лета !

Посетите Музеи Московского Кремля и Музей Востока заодно.

Автор: Светлана Хруцкая

-21

Еда
6,93 млн интересуются