Эту библиотеку до сих пор называют Ленинской, хотя с 1992 она называется Российская государственная библиотека (РГБ). В советское время это была Государственная библиотека имени Ленина, вывеска на фасаде сохранилась:
По словам писателя и библиографа Н.И. Рубакина, «хорошая библиотека есть книжное отражение Вселенной». И это действительно так, даже если библиотека представляет собой собрание глиняных табличек (именно такими были первые библиотеки).
Каждое лето строгая площадь перед главной библиотекой страны превращается в уютное и тенистое место для отдыха: на её ступенях вырастает цветущий сад. Вход в библиотеку – за спиной Фёдора Михайловича Достоевского, а справа возвышается святая святых - 19-уровневое здание книгохранилища:
Рядом - Итальянский дворик с фонтаном в виде дельфина в морской раковине, из пасти которого льётся вода:
Но прежде чем мы войдём - ...
Немного истории
Основу книжного фонда РГБ составило собрание Николая Петровича Румянцева, государственного канцлера России. Этот удивительный человек был не просто выдающимся дипломатом. Для России Румянцев один сделал столько, на что иному понадобилось бы несколько жизней.
Он был меценатом, бескорыстным и просвещённым: на личные средства строил дороги, корабли, порты, снаряжал экспедиции, благоустраивал города. Румянцев собрал великолепную библиотеку: 28 000 книг, 710 рукописей, около тысячи географических карт + монеты, минералы, живопись, археология...
Выйдя в отставку, граф занялся созданием музея. Его огромный особняк на Английской набережной в Санкт-Петербурге был буквально битком набит раритетами и сокровищами.
Николай Петрович не имел семьи. Когда в 1826 он скончался, созданный им музей перешёл в собственность государства, был назван Румянцевским и открыт для публики в 1828, как завещал Николай Петрович, «на благое просвещение». Однако избалованному музеями Петербургу новый музей оказался не нужен. Здание ветшало, денег на ремонт не было, да и публика сюда не шла. Более 30 лет музей влачил жалкое существование. Москва же с радостью приняла бесценные музейные коллекции и выделила для них свой самый красивый особняк – знаменитый Дом Пашкова:
Культурная жизнь Москвы того времени была небогатой: здесь не было ни одной публичной библиотеки, не было и музеев – ни Исторического, ни Третьяковки. Поэтому москвичи приняли весть о переезде Румянцевского музея с радостью, а щедрые меценаты потянулись к своим кошелькам.
Список покровителей Румянцевского музея был огромен: это были и денежные взносы частных лиц, и целые коллекции книг, рукописей, картин. Ради пополнения московского музея не раз перетряхивались закрома Эрмитажа. Много средств жертвовала царская семья.
Почти одновременно с переездом музея в Москву произошло ещё одно важное событие: в Москву из Петербурга привезли картину Александра Иванова «Явление Мессии». Она пользовалась таким успехом у москвичей, что Александр II решил оставить картину в Москве. Её поместили в т.н. Ивановском зале дома Пашкова, она висела примерно вот здесь:
После революции музей из «императорского» превратился в «государственный», но, вопреки опасениям, его собрание не только не было разграблено, а стало пополняться невиданными темпами: сюда со всей Москвы свозили экспроприированные коллекции.
В 1924 Наркомат просвещения ликвидировал Румянцевский музей. В результате появилась Публичная библиотека имени В.И. Ленина - она осталась в стенах дома Пашкова, художественные же коллекции разошлись по нескольким адресам:
- Картина Александра Иванова и большинство других картин русских художников отправились в Третьяковку.
- Огромное количество экспонатов достались Историческому музею.
- Этнографическая коллекция поступила в МГУ.
- Главным же выгодоприобретателем стал построенный незадолго до этого Музей изящных искусств на Волхонке.
Собрание книг продолжало пополняться и вскоре выросло настолько, что возникла необходимость в новом здании библиотеки.
Оно было построено рядом с домом Пашкова, прямо напротив Кремля, заняв целый квартал на углу Моховой и Воздвиженки.
Новое здание библиотеки
Строительство началось в 1928, это была одна из самых дорогих и длительных советских строек: она была завершена лишь в 1958. Конкурс выиграли архитекторы В.А. Щуко и В.Г. Гельфрейх. Они создали проект комплекса из шести зданий, образующих систему дворов, переходов, колоннад. К строгим линиям конструктивизма они добавили портик с квадратными пилонами:
А над портиком – двухрядный скульптурный фриз с изображением советских людей, строителей коммунизма:
Фасад, выходящий на Моховую, украшен статуями на балюстраде:
Авторы сумели объединить в одно художественное целое монументализм и неоклассические формы, поэтому их творение гармонично вписалось в архитектурное окружение – Кремль, Манеж, дом Пашкова.
Библиотеку строили как дворец знаний, поэтому на отделке не экономили: фасады облицованы чёрным гранитом, а в интерьерах использовали мрамор, бронзу и дубовые панели. Читателей встречала роскошная мраморная лестница (которая с 2021 закрыта, находится на ремонте):
Поднимаемся в зал каталогов. Каталог - сердце любой библиотеки. Конечно, уже существуют электронные каталоги, но бумажные по-прежнему ведутся и ими пользуются.
Каждая поступающая в библиотеку книга получает свой уникальный шифр и заносится в каталог.
Каталог состоит из карточек , каждая из которых содержит сведения об одной единице хранения (выходные данные) – авторе, издательстве, названии, тематике:
Проходя по читальным залам, вспомним слова Мариэтты Шагинян, постоянной читательницы Ленинской библиотеки:
Лучшие часы своей жизни я провела под зелёным абажуром её ламп, в тишине её читального зала…
Абажуры настольных ламп здесь по-прежнему зелёные:
Читальный зал № 3
Зал гуманитарных наук. Зал-легенда. 464 посадочных места, каждое читальное место пронумеровано. Площадь – 1208 кв. м; высота потолков – 14 м. Он похож на парадный зал итальянского палаццо: ведь библиотека была задумана и построена как дворец знаний. И убранство её залов соответствует этой идее.
Поэтому и высочайшие потолки, и дубовый паркет, и огромные окна, и шикарные люстры, и галереи с дубовыми лестницами по периметру зала, и монументальная живопись. В простенках между окнами – книжные шкафы.
А знаменит Читальный зал №3 тем, что именно здесь Людмила, героиня Ирины Муравьёвой из фильма «Москва слезам не верит», пыталась найти себе мужа. «Представляешь, какой там контингент? Академики, доктора, философы...» – поучала она свою подругу Катю.
Ротонда - перекрёсток Ленинской библиотеки: она соединяет легендарную Мраморную лестницу с дубовой, – наверное, не менее легендарной:
Везде – не только в читальных залах, но и в холлах, в кабинетах, в коридорах – дубовые панели, шкафы, столы, зелёные лампы и книги, книги, книги, многие - в открытом доступе:
Книгохранилище
Прежде чем книга попадёт в читальный зал, в руки читателя, он должен книгу заказать. И тогда её привезут ему из хранилища. Оно построено из железобетона, строили ещё до войны:
Тысячи стеллажей общей длиной более 200 км. А книг на них - более 45 миллионов, причём это не только книги, но и журналы, газеты, географические карты, ноты, диссертации, открытки, плакаты и другие издания на 367 языках мира по всем областям знаний – действительно, «книжное отражение Вселенной», наше национальное достояние, самая большая библиотека не только России, но и Европы.
Расстановка книг в хранилище «форматно-крепостная»: чтобы книги занимали меньше места, на одной полке стоят книги одного размера, а чтобы их было легко найти, используются шифры. За каждой книгой закреплено навечно её постоянное место на определённой полке.
Заказ по шифру поступает библиотекарю, он его отправляет в фонд, а оттуда книга поступает в читальный зал читателю – вот на таких монорельсовых тележках, каждая выдерживает 20 кг:
Чтобы изолировать книги от прямого солнечного света, окна книгохранилища сделаны из стеклоблоков Фальконье. Они часто использовались в дореволюционных домах, потом на годы были забыты, а сегодня вновь стали модным элементом дизайна.
Гюстав Фальконье – швейцарский архитектор, который придумал в 1880 такие стеклоблоки самых разных форм: каждый стеклянный кирпичик выдувался вручную. Элегантный и необычный материал: он пропускал свет, экономил электричество, обладал хорошей теплоизоляцией и при этом надёжно скрывал то, что происходит внутри:
Стеклянные кирпичи Фальконье оказались идеальными для книгохранилища: отфильтровывают нежелательное солнечное излучение, давая при этом достаточно рассеянного света, безопасного для бумажных документов, а также позволяют поддерживать нужную температуру.
В книгохранилище очень низкие потолки: собрание книг РГБ огромно, и для более компактного размещения книг каждый этаж пришлось разбить на два яруса. Всего 19 ярусов.
- Книги библиотеки Н.П. Румянцева, самая старая часть собрания, находятся на 15-м ярусе.
- 13-й ярус занимает спецхран – книги, с которыми могли знакомиться лишь читатели, имеющие специальный допуск.
- На 19-м ярусе находится коллекция книг императрицы Александры Фёдоровны, супруги императора Николая I. Вот, например, один из первых журналов мод, издание 1840 года:
В Отделе редких книг
Учебник по Евклидовой геометрии. Издание 1625 года:
Букварь для взрослых, 1920 год издания, в стране идёт борьба с неграмотностью:
«Перро. Тургенев. Дорэ». Санкт-Петербург и Москва, 1867. Волшебные сказки Шарля Перро в переводе с французского И.С. Тургенева с иллюстрациями Густава Дорэ. Как вам такая иллюстрация к детской сказке?!
Спускаемся в конференц-зал, который используется для проведения лекций, совещаний, концертов:
Узнаёте? Здесь снимали фильм «Мастер и Маргарита». В этом зале проходило собрание писателей, на котором осудили Мастера и раскритиковали его роман о Понтии Пилате.
Раньше это был кинозал, наверху сохранилась будка со старинным оборудованием (оно в рабочем состоянии). За этим аппаратом сидел киномеханик, крутилась плёнка, а в зале люди смотрели кино:
Здание библиотеки является объектом культурного наследия и здесь нельзя просто так что-то выбросить и заменить на новое, ни один гвоздь. Вот, например, такой истоптанный, исхоженный тысячами ног паркет на лестнице тоже нельзя заменить, его тщательно отреставрировали и следят за его состоянием:
Вот и закончилась наша прогулка по зданию Российской государственной библиотеки. Напоследок заглянем в Розовый зал:
Обычно здесь проходят выставки, но сейчас выставок нет, просто чистые розовые стены, огромные люстры и свет яркого летнего солнца, льющийся в высокие окна. Спускаемся вниз по причудливой дубовой лестнице:
И отправляемся на прогулку по вечерней Москве: дождь закончился.
И небеса преподнесли нам вот такие прекрасные сюрпризы!
_______________________
Спасибо вам, что дочитали такую длинную статью!
Статьи про Ленинскую библиотеку и стеклянные кирпичи Фальконье, упоминаемые в тексте: