Найти в Дзене
Москва, любовь моя

«Волшебный замок на холме»: прекрасный и загадочный дом Пашкова

Этот дом очень фотогеничен: он так и просится на фото. Трудно удержаться и не сфотографировать, когда проходишь мимо. И снимать его можно бесконечно. У этого здания два фасада: один – парадный, дворцовый – с портиком и колоннами – выходит на Моховую и с высоты Ваганьковского холма смотрит на Кремль: Второй фасад, со стороны Староваганьковского переулка, обращён на курдонёр – внутренний двор. Он камерный и уютный и делает здание похожим на помещичью усадьбу. Главный вход в дом Пашкова (и, если я не ошибаюсь, единственный) – именно здесь: Когда-то именно с этой террасы прощался с Москвой Воланд, навсегда покидая так разочаровавший его город: ...на закате солнца высоко над городом, на каменной террасе одного из самых красивых зданий в Москве, здания, построенного около полутораста лет назад, находились двое: Воланд и Азазелло. Они не были видны с улицы, так как закрывала от ненужных взоров балюстрада с гипсовыми вазами и гипсовыми цветами. Но им город был виден до самых краёв... Оба наход
Оглавление

Этот дом очень фотогеничен: он так и просится на фото. Трудно удержаться и не сфотографировать, когда проходишь мимо. И снимать его можно бесконечно. У этого здания два фасада: один – парадный, дворцовый – с портиком и колоннами – выходит на Моховую и с высоты Ваганьковского холма смотрит на Кремль:

Второй фасад, со стороны Староваганьковского переулка, обращён на курдонёр – внутренний двор. Он камерный и уютный и делает здание похожим на помещичью усадьбу. Главный вход в дом Пашкова (и, если я не ошибаюсь, единственный) – именно здесь:

Когда-то именно с этой террасы прощался с Москвой Воланд, навсегда покидая так разочаровавший его город:

-3
...на закате солнца высоко над городом, на каменной террасе одного из самых красивых зданий в Москве, здания, построенного около полутораста лет назад, находились двое: Воланд и Азазелло. Они не были видны с улицы, так как закрывала от ненужных взоров балюстрада с гипсовыми вазами и гипсовыми цветами. Но им город был виден до самых краёв...
Оба находящихся на террасе глядели, как в окнах, повёрнутых на запад, в верхних этажах громад зажигалось изломанное ослепительное солнце...
М.А. Булгаков

А сегодня здесь хранятся все рукописи М.А. Булгакова - их передала библиотеке Елена Сергеевна Булгакова.

О долгой и богатой событиями истории здания

Именно отсюда, с небольшого поселения на Ваганьковском холме, начиналась история Москвы. Кремль на холме Боровицком был построен позже.

🌟 В 15 веке здесь располагался Государев двор – загородная резиденция московских князей. Загородная – потому что вся Москва помещалась тогда внутри Кремлёвских стен.

🌟 А затем хозяевами этих земель были:

  • царь Фёдор Иоаннович,
  • Василий Шуйский,
  • Стрешневы,
  • Нарышкины,
  • Александр Данилович Меншиков,
  • сын Меньшикова Александр Александрович,
  • генерал-аншеф П.Г. Племянников,
  • его вдова Екатерина Григорьевна, сестра московского главнокомандующего З.Г. Чернышова.

🌟 В 1783 участок купил у Чернышова Пётр Егорович Пашков. При Елизавете Петровне он служил в лейб-гвардии Семёновском полку. А выйдя в отставку, разбогател на водочной концессии. Разбогател настолько, что смог купить землю у стен Кремля и построить на ней роскошную усадьбу.

🌟 В 1784 – 1786 усадьба была построена предположительно В.И. Баженовым (правда этому, к сожалению, нет документальных подтверждений):

-6

Усадьба сразу стала достопримечательностью Москвы: её называли «волшебным замком на холме». 4-этажное здание с двумя флигелями и бельведером было окружено парком с прудом и фонтанами. Парадные помещения располагались в центральном корпусе, жилые и служебные помещения - во флигелях.

Были здесь и манеж, и конюшня, и птицы в золотых клетках, а бельведер украшала статуя Минервы. Усадьба имела массивное ограждение из кованых решёток с гирляндами. Оно поддерживалось приземистыми круглыми столбами с масляными фонарями на них. Вокруг постоянно толпился народ, разглядывая всё это великолепие:

Ф.Дюрфельдт. "Пашков дом в Москве". Офорт. Начало 1790-х. ГИМ, Москва.
Ф.Дюрфельдт. "Пашков дом в Москве". Офорт. Начало 1790-х. ГИМ, Москва.

🌟 В пожаре 1812 года здание сильно пострадало: сгорел деревянный бельведер, погибли интерьеры, ограда, исчез в огне парк. Здание долго стояло заброшенным. Пётр Егорович к тому времени умер, не оставив наследников.

🌟 Но здание у самого Кремля имело столь важное градостроительное значение, что в 1815 – 1818 его восстановили за счёт казны. Причём восстановили первым, всё вокруг к этому времени ещё лежало в руинах, даже пострадавший в пожаре Кремль не был восстановлен до конца.

Здание восстанавливали под руководством Осипа Бове. В результате его облик изменился: восстановленный бельведер стал круглым:

-8

Были заменены колонны, а боковые открытые галереи были перекрыты двускатной кровлей. Была восстановлена и ограда, её разобрали в 1930. Небольшой участок ограждения сохранился на подпорной стенке со стороны Знаменки:

-9

🌟 В 1839 дом Пашкова был выкуплен для Московского Университета и здесь была размещена Четвёртая московская гимназия.

🌟 В 1862 произошло важнейшее в судьбе нашего здания событие: из Санкт-Петербурга сюда перевезли собрание Румянцевского музея, основу которого составляла богатейшая коллекция канцлера графа Н.П. Румянцева: 28 тысяч книг, 710 рукописей, более тысячи карт.

Дж.Доу. Портрет Н.П. Румянцева, 1828.
Дж.Доу. Портрет Н.П. Румянцева, 1828.

Николай Петрович Румянцев (1754 – 1826)

Румянцев был выдающимся государственным деятелем и дипломатом. Он начал карьеру при Екатерине II, был приближённым Павла и главой Государственного совета при Александре I. Представлял Россию на самых сложных международных переговорах. Был награжден высшими орденами России и европейских стран.

Он был меценатом, бескорыстным и просвещённым. На личные средства строил дороги и корабли, снаряжал кругосветные экспедиции, обустраивал порты на Чёрном, Балтийском и Белом морях.

Но основной страстью канцлера было собирание древних рукописей. Находясь по службе за границей, он собирал памятники русской культуры. Выйдя в отставку, он превратил своё увлечение в дело жизни.

Николай Петрович скончался в 1826. Свой особняк на Английской набережной в Санкт-Петербурге он завещал превратить в музей, чтобы его коллекцию могли увидеть все желающие. Так в 1828 был открыт Румянцевский музей.

Однако избалованному музеями Петербургу он оказался не нужен, средств на него государство почти не выделяло. Более 30 лет музей бедствовал и наконец в 1862 был переведён в Москву.

А Москва с радостью выделила для этого свой самый роскошный особняк. В Москве тогда вообще не было больших музеев, были лишь небольшие частные галереи. В Доме Пашкова и разместили бесценную коллекцию Румянцева, которую граф завещал «на пользу Отечеству и благое просвещение»:

От Государственного канцлера графа Румянцева на пользу Отечеству и благое просвещение.
От Государственного канцлера графа Румянцева на пользу Отечеству и благое просвещение.

🌟 После 1917 в музей поступило более 400 национализированных книжных коллекций.

🌟 Поэтому в 1921 все отделы музея были выведены из Дома Пашкова, в нём осталась только библиотека, переименованная в Государственную библиотеку СССР имени Ленина (с 1992 - Российская Государственная библиотека, РГБ).

Особняк, к счастью, не пострадал во время Великой Отечественной войны (чудом).

🌟 Зато в 1986 из-за строительства метро здание оказалось в аварийном состоянии.

🌟 В 1988 библиотека из здания была вывезена.

Здание пустовало двенадцать лет: приходило в упадок, не охранялось, разворовывалось. Дело дошло до того, что в 1992 из читального зала библиотеки исчезла огромная ваза из порфира весом 1 тонну, подарок Александра II Румянцевскому музею.

🌟 Реконструкция здания началась лишь в 2000 и длилась семь лет. Ваза, кстати, нашлась и сейчас она украшает парадную лестницу, ведущую на второй этаж:

-12

Здесь же - барельеф с изображением великого полководца, генерал-фельдмаршала Петра Александровича Румянцева-Задунайского, отца Николая Петровича:

-13

Барельеф украшен гербом рода Румянцевых, внизу на ленте - девиз «Non solum armis» (Не только оружием):

Сейчас дом Пашкова входит в комплекс зданий Российской государственной библиотеки. В левом его флигеле находятся нотно-музыкальный отдел и отдел картографических изданий:

Глобус с черепахой - современная работа, его сделал житель Зеленограда и принёс в дар библиотеке:

-16

В правом флигеле дома Пашкова располагается отдел рукописей, святая святых библиотеки.

Здесь, как я уже упоминала в начале статьи, хранятся все рукописи М.А. Булгакова, переданные Еленой Сергеевной. И рукописи Н.В. Гоголя, который сравнивал Москву с Римом, любуясь иллюминацией с бельведера дома Пашкова.

Этот шкаф, который называют «Пушкинским», выглядит, как новый, но ему почти 200 лет. Он стоит на почётном месте в комнате каталогов – одностворчатый деревянный шкаф середины 19 века. В 1880 его, вместе с хранящимися в нём автографами А.С. Пушкина, передал Румянцевскому музею Александр Александрович Пушкин, старший сын поэта:

-17

Самих рукописей в шкафу уже нет. Они хранятся в Петербурге.

В отделе рукописей хранятся также фонды Петра I, М.И. Кутузова, П.А. Румянцева-Задунайского, Г.Р. Державина, А.С. Грибоедова, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, В.О. Ключевского... Всего более 700 тысяч единиц хранения: с 6 века н.э. по настоящее время.

Например, здесь хранится Мариинское Евангелие – написанная на глаголице 1000-летняя рукопись, Codex Marianus, памятник ранней славянской письменности, который датируется 11 веком:

Мариинское евангелие Codex Marianus, которому 1000 лет.
Мариинское евангелие Codex Marianus, которому 1000 лет.

Рукопись выполнена на пергамене и украшена орнаментами. Она была найдена на Афо­не, в рус­ском ски­ту Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, от­сю­да и на­зва­ние «Ма­ри­ин­ское», под ко­то­рым оно во­шло в на­уку.

Если вам нужна рукопись, сначала её нужно найти в каталоге:

Карточный каталог отдела рукописей.
Карточный каталог отдела рукописей.

У каждой рукописи – своё место, навечно закреплённое за ней на полке и записанное в каталожной карточке:

-20

Заказанную рукопись можно получить в Читальном зале отдела рукописей, здесь же можно её изучать. Читальный зал – одно из главных мест любой библиотеки. Румянцевский зал – самый старый читальный зал РГБ. И один из самых красивых. Сегодня он выглядит так, как выглядел в далёком 1913, во время празднования 300-летия дома Романовых:

По периметру – шкафы со справочной литературой по истории, литературоведению, языкознанию, философии, книговедению и искусству.

-22

Сохранились и раритеты, которые сейчас используются как выставочные витрины:

Напоследок мы с вами заглянем в бывший бальный зал, который в советское время был читальным залом, а сегодня стал концертной и выставочной площадкой. Иногда сдаётся под частные мероприятия. Сейчас он тоже выглядит, как в 1913 году:

И наконец мы спустимся по роскошной ажурной винтовой лестнице:

...чтобы оказатся в замечательном, почти всегда безлюдном буфете:

...который вместе с кофе и десертами по весьма умеренным для ЦАО ценам, предоставляет своим посетителям ещё и красивый вид на Кремль:

-27

Спасибо, что дочитали такую длинную статью!

А вот ещё статья о Ленинской библиотеке - возможно, вам будет интересно: