Найти в Дзене
Москва, любовь моя

Первая публикация романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»: листаем страницы старых журналов

Этот роман М.А. Булгаков писал много лет и без всякой надежды на скорую публикацию. Так и получилось: написанный в 1930-е годы, «Мастер...» был впервые опубликован лишь в 1966, через 26 лет после смерти М.А. Булгакова. Все эти годы рукопись романа хранилась у Елены Сергеевны, которая давала его почитать только избранным. Например, Анне Ахматовой. Роман впервые увидел свет в журнале «Москва». Сначала в №11 за 1966 год была опубликована первая его часть с предисловием Константина Симонова: Вторая книга увидела свет в №1 за 1967: Очень хорошо помню, как это было: роман становится предметом культа, ведь для советского читателя литература всегда была не просто развлечением. Так и этот роман Булгакова: он был одновременно и моральным кодексом, и введением в Священную историю, и зеркалом советского быта (всё же, очень кривым), и дверью в различные духовные практики... Там всё было немыслимым, по канонам советской литературы. Поэтому все читали «Мастера и Маргариту», все говорили о «Мастере

Этот роман М.А. Булгаков писал много лет и без всякой надежды на скорую публикацию. Так и получилось: написанный в 1930-е годы, «Мастер...» был впервые опубликован лишь в 1966, через 26 лет после смерти М.А. Булгакова. Все эти годы рукопись романа хранилась у Елены Сергеевны, которая давала его почитать только избранным.

Например, Анне Ахматовой.

Роман впервые увидел свет в журнале «Москва». Сначала в №11 за 1966 год была опубликована первая его часть с предисловием Константина Симонова:

Вторая книга увидела свет в №1 за 1967:

-2

Очень хорошо помню, как это было: роман становится предметом культа, ведь для советского читателя литература всегда была не просто развлечением. Так и этот роман Булгакова: он был одновременно и моральным кодексом, и введением в Священную историю, и зеркалом советского быта (всё же, очень кривым), и дверью в различные духовные практики... Там всё было немыслимым, по канонам советской литературы. Поэтому все читали «Мастера и Маргариту», все говорили о «Мастере и Маргарите».

Спорили, смеялись, удивлялись, восхищались... Все хотели почитать - а это было непросто. В библиотеке люди записывались в очередь на эти журналы. Их, конечно, не хватало на всю огромную страну) Купить их было невозможно нигде и ни за какие деньги.

Моим родителям дали журналы на пару дней и роман читался в нашей семье вслух. Поэтому я его тоже "читала", хоть мне было его читать ещё рановато...

На днях заказала их в Ленинской библиотеке.

-4

Сидела в легендарном Читальном зале №3 и вспоминала то удивительное время, когда всё было прекрасно, родители были молодые и весёлые, вся жизнь была впереди, а в «толстых» советских журналах (их так и называли - «толстушками») печатали много всего интересного и замечательного.

1966 год! Страницы, конечно, уже пожелтели от времени, они изрядно потрёпаны и почти прозрачны, ведь за прошедшие 58 лет их перелистывали несметное количество раз! Листаю эти знакомые страницы и в который раз соглашаюсь с Булгаковым в том, что «говорить правду легко и приятно», что «нет худшего порока, чем трусость», и что «рукописи не горят».

Кстати, второй журнал оказался с дефектом: из него булгаковские страницы были вырваны каким-то нерадивым читателем, причём уже давно. После этого журнал был переплетён, его страницы пронумерованы - с 55-й по 144-ую отсутствуют:

Кто-то решил, что ему этот роман нужнее, чем всем остальным. Ну как так можно?!

Очень важную роль в истории публикации «Мастера и Маргариты» сыграл Константин Симонов. Прочитав роман, он стал его горячим поклонником. Именно Симонов уговорил Евгения Ефимовича Поповкина, главного редактора журнала «Москва», напечатать роман. Евгений Ефимович не только напечатал, но ещё и пожертвовал публикацией своего собственного романа, чтобы дать место в журнале для романа Булгакова. Супергерой!

Говорят, он был неизлечимо болен, поэтому никого и ничего не боялся. Прожил после этого совсем недолго: скончался в феврале 1968.

После публикации первой части романа проснулась цензура, и вторая часть вышла уже с многочисленными (более 100) и огромными (десятки страниц) купюрами. Литературоведы подсчитали: 12% текста было изъято цензурой из романа! И Елена Сергеевна стояла перед выбором: согласиться на это или отказаться печатать вторую часть романа. Всё же согласилась, и была, безусловно, права: главное было выпустить роман в свет, в любом виде.

Журнальная публикация, пусть и в сокращённом виде, открыла возможность отдельного издания романа. Он был впервые выпущен в 1967 в Париже, на русском языке. А в Советском Союзе «Мастер и Маргарита» был полностью опубликован в 1973 - без всяких купюр и искажений. Сегодня роман уже не является библиографической редкостью и дефицитом, его можно купить в любом магазине, но он по-прежнему остаётся непонятым. И я не уверена, может ли он быть до конца понят.