Найти тему
Снеговик с гармошкой

Советский киноавгуст: "Зигзаг удачи" (1968) Реклама облигаций госзайма

Продолжаю отсматривать советские фильмы, которые в своё время прошли мимо меня... Предыдущий:

Прежде всего интересуют уникальные реалии того времени.

Сюжет "Зигзага удачи" крутится вокруг облигации госзайма, которую приобрёл главный герой, скромный фотограф Владимир Орешников в исполнении Евгения Леонова. Что это - лотерейный билет? Почти, с тем нюансом, что доходы от этой лотереи шли на развитие народного хозяйства в СССР. Пишут, что облигации реализовывались в добровольно-принудительном порядке:

-2

Как бы то ни было, Орешников приобретает ценную бумагу по собственной воле, желая выиграть деньги на покупку дорогого фотоаппарата:

-3

Вот, кстати, интересный момент. Средняя зарплата на 1968 год, по данным из свободных источников, составляла 110 рублей. Руководители, разумеется, получали больше, но не во много раз. Предпринимательская деятельность была вне закона, подработки не поощрялись. Большие деньги платили на Севере... Вопрос: каким образом человек мог купить этот фотоаппарат, если он не вахтовик, а простой фотограф? Только откладывать с зарплаты...

Что ж, за пару лет, наверное, реально скопить. Но чуть позже герой приценивается к шубе, которая стоит 2900. Фотограф даже уточняет: "Новыми?", хотя реформа была целых 7 лет назад (вот тоже интересный момент). Честно, не понимаю, кто мог бы купить эту шубу (если не брать подпольных советских миллионеров). Какой-нибудь суперпопулярный актёр или гениальный учёный - обладатель разных государственных премий?

Напомню, что покупку в кредит в советских магазинах не предоставляли, само это явление считалось элементом буржуазной жизни. Прилагаю цитату из читанной в детстве книги Г. Елизаветина "Деньги" (1965)

-4

Видимо, простой советский труженик мог купить дорогую вещь, только выиграв круглую сумму, что и происходит с нашим фотографом. (Такое вот фантастическое допущение.) Правда, облигацию Орешников приобретает на деньги, взятые из кассы взаимопомощи, а значит, логично будет поделиться прибылью с коллегами по фотоателье... Отдавать деньги герой не то, чтобы хочет, и коллектив, обуреваемый тягой к справедливости (а на деле - обыкновенной жадностью) устраивает товарищеский суд. Вот вам и советские граждане.

-5

Параллельно со всей этой денежной драмой разыгрывается несколько любовных историй:

  • У Орешникова есть любимая девушка Ольга, которая в нём души не чает, несмотря на разницу в годах (19 лет, если брать реальный возраст актёров) и, кхм, плотную комплекцию фотографа. Впрочем, девушку можно понять: был бы я женщиной - за милейшего Леонова вышел бы замуж без колебаний. Хотя Ольга ссорится с Орешниковым, не получив от него вышеозначенной шубы... Женщины есть женщины, при любой власти.
  • У Алевтины, председателя месткома (местный комитет профсоюзной организации), завязывается странный роман с немолодым плешивым директором автобазы, который сватается к ней, упирая на то, что кроме него на Алевтину больше никто не позарится. Умеет же дядя к женщине подкатить... Однако Алевтина под его напором и сама начинает что-то чувствовать к нему, а сам директор, нахальный, простоватый, но опытный в житейских вопросах, сыграет важную роль в истории с облигацией. Честное слово: лучше бы весь фильм был про эту парочку и их непростые отношения.
  • Добавим фотографа Лидию Сергеевну, эффектную женщину, и её скромного мужа, который, заподозрив супругу в измене, находит в себе силы съехать (вернуться, съехать и так несколько раз). Потом у Лидии Сергеевны что-то начинается с Орешниковым...

Любовные истории не кажутся пришитыми к сюжету о выигрыше белыми нитками, но по мне так сценаристы переборщили со всей этой "Санта-Барбарой", и фильм получился слишком сумбурный, а сюжет с облигацией теряет своё значение как основной сюжетной линии.

-6

По традиции пробегусь по мелочам, на которые я обратил внимание. Сколько лет этому человеку?

-7

Выглядит на все 60, не так ли? (Отец Алевтины как раз и против брака дочери с директором автобазы, так как последний, по его мнению, староват.) Так вот Евстигнееву на тот момент было 42 года. Сорок два!

Мне вот тоже 42:

-8

Кстати, актёр, игравший роль отца Алевтины, старше Евстигнеева всего на 5 лет:

-9

"Да, у меня заурядная внешность, я не знаменитый футболист, не модный поэт и не генерал", - это слова мужа Лидии Сергеевны. "Модный поэт" - удивительно звучит по нашим временам, не так ли? Напомню: по всей стране гремят "шестидесятники", в буквальном смысле собирая стадионы - Вознесенский, Евтушенко, Ахмадулина... Конечно, и в наши дни есть как бы "модные" и как бы "востребованные" как бы поэты (Полозкову помнит кто-нибудь?), но модные они лишь в очень узких кругах.

-10

Апельсины продаются в наборе с бессмысленной статуэткой. Казалось бы, что за бред? Не бред, а ещё одна забытая реалия: когда в "нагрузку" к востребованному товару давали что-то, что невозможно было продать иным способом (опять же, лишняя копеечка в пользу государства). Так что возмущение Орешникова вполне понятно.

Что же могу сказать в итоге: понятно, что многие тогдашние реалии нуждаются в объяснении, но основной конфликт понятен и в наши дни: деньги есть деньги, а люди есть люди.

Следующий фильм:

О книге "Деньги":

Всем спасибо! Добавляйтесь!