Предисловие
Любители японской анимации вообще и фанаты Хаяо Миядзаки в частности ждали этого события 7 долгих лет. В Японии премьера новой анимационной ленты под названием “Как поживаете?” (в русской локализации “Мальчик и птица”) дебютировала ещё 14 июля 2023 года.
Многие критики тут же окрестили фильм “визуальным шедевром”, с чем невозможно не согласиться. Поэтому я сразу скажу, что в этой статье автор будет лишь благоговейно восхищаться, потому что Великий Мастер действительно снова создал очередной Шедевр. Надеюсь, что снова не последний.
Сюжет
Синопсис на кинопорталах, вроде Кинопоиска, достаточно хорош для цитирования и описания сюжетной завязки:
Через три года после начала Тихоокеанской войны мама мальчика Махито погибла при пожаре в Токио, а ещё через год отец женился на её сестре и отправил сына в фамильное поместье в сельской местности. Глава семьи работает на оборонном заводе и редко бывает дома, поэтому мальчику приходится проводить дни с беременной мачехой и в окружении пожилой прислуги, и, кроме того, с самого первого дня его донимает подозрительная серая цапля. Однажды птица говорит Махито, что может отвести его к матери, и заманивает в загадочную башню, которую окружает множество местных легенд.
Но если имя режиссёра Вам вдруг не говорит ничего, то объяснять или описывать дальнейшее не имеет никакого смысла – это лучше увидеть самому. А если оно Вам известно, то Вы и так это знаете, верно?
Поэтому перейду к следующему разделу.
Визуальный шедевр…
Красотой и техникой творений мастера Миядзаки можно восхищаться бесконечно, разбирая на кадры любой мультфильм. Поэтому, чтобы здесь не проговаривать и не повторять очевидные вещи, хочу отметить некоторые визуальные особенности “Мальчика и птицы”, которые заметил я сам.
Если коснуться техники моими неумелыми руками, то при первом же просмотре любому зрителю будет заметно изменение огня. Не знаю, как это сделано – на компьютере или при помощи новой технологии рисовки – но выглядит огонь невероятно.
Другой момент – птицы. Не припомню, чтобы видел в мультфильме Миядзаки столько птиц. Да, в мультфильме будет не только цапля, но и множество различных попугаев и пеликанов. И поверьте, множество – это не для красного словца. Уже одними этими героями Мастер будто выходит на новый для себя изобразительный уровень, выводя на него и всё аниме сразу.
При этом на том же визуальном уровне – простом по сути, но не по технике – мультфильм полнится множеством элементов, знакомых по предыдущим картинам режиссёра. Самое очевидное – это полоски бумаги напоминающие бумажных призраков сикигами из “Унесенных призраками” (2001) или миленькие варавары похожие на лесных духов кодама из “Принцессы Мононоке” (1997).
Но и в других аспектах “Мальчик и птица” полон знакомых элементов. Например, война и фабрика по строительству самолётов были в “Ветер крепчает” (2013), отец искал ребенка в “Моём соседе Тоторо” (1988), а мальчик и девочка спасали обособленный мир и в “Небесном замке Лапута” (1986).
Многие обозреватели называли мультфильм апогеем всего творчества Миядзаки, его энциклопедией и удивительным миксом. От себя скажу, что как бы там ни было, узнавать все эти отсылки и детали для поклонника творчества Миядзаки – сплошное удовольствие. Наверное, сродни тому, когда видишь женскую ступню или сигареты “Рэд Эппл” в фильме Квентина Тарантино или Брюса Кэмпбелла у Сэма Рэйми, или М. Найт Шьямалана в его же картине.
…и его скрытые смыслы
Однако при неоспоримой визуальной красоте, суть сюжета удалось ухватить не всем зрителям, что видно по зрительским оценкам (они, по традиции в финале статьи).
Повествование неторопливо унесёт зрителя в волшебный мир, который раз за разом будет удивлять и восхищать, радовать и пугать. Махито встретит немало персонажей, некоторые из которых раскроются полностью лишь в самом конце.
Казалось бы, простая линейная структура сюжета будет постепенно разворачиваться, раскрываться вплоть до финального эмоционального катарсиса. Но под всем действом, красочностью, деталями и событиями может оказаться не просто уловить суть, когда пойдут финальные титры.
При первом просмотре и после него рекомендую обратить внимание на очевидные и точно так же знакомые, как уже перечисленные мною детали, смыслы. “Мальчик и птица” – мультфильм о детстве и о памяти, о конце детства и ностальгии по нему.
Разумеется, он не только об этом. Но о других смыслах Вам придётся подумать самим.
Итог
Студия Ghibli незадолго перед началом проката опубликовала лишь пару постеров, решив не проводить рекламную компанию. В любом другом случае это бы означало полный провал в прокате, но “Мальчик и птица” стал в Японии самой кассовой премьерой студии.
Мультфильм 13 недель оставался в национальном топ-10, завершив прокат с 61 млн. $. Мировой прокат увеличил общую кассу до 294,2 миллионов, поставив “Мальчика и птицу” на пятое место в рейтинге самых кассовых аниме в истории. За этим последовало и признание критиков, и профессиональные награды – “Оскар”, “Золотой глобус”, “Бафта”, “Энни” (это такой “Оскар” для анимации).
Это ли не свидетельство достоинств мультфильма?
Однако зрительское обожание “Унесенных призраками”, если верить оценкам, “Мальчику и птице” пошатнуть не удалось. И как бы я не восхищался последним, моё сердце так же осталось с Тихиро. А Ваше?
Пирамидку из камней строил Кирин59.
Смотрите только Хорошее Кино.
Оценки мультфильма на момент написания настоящей статьи:
Кинопоиск: 7.8 (105,7 тыс. оценок)
IMDb: 7.5 (63,2 тыс. оценок)
Роттен Томатос, зрители: 88 % (1000+ оценок)
Рейтинг кинокритиков в России (по данным Кинопоиска): 91 % (11 оценок)
Роттен Томатос, критики: 97 % (267 рецензий)
Метакритик: 91 из 100 (55 рецензий)