Найти тему

Захламление квартиры — обратная сторона любого творчества

Оглавление

Недавно я вернулась в Екатеринбург и столкнулась с неразрешимой дилеммой. С одной стороны, для работы мне необходимы все мои вещи, которые я оставляла на хранение у родителей. С другой стороны, я понимала, чем закончится моя поездка. Разочарованием в своей профессии.

Если вы впервые на моём канале, давайте знакомиться — меня зовут Вета, я арт-фотограф из Екатеринбурга. В блоге пишу о творчестве, авторстве, макияже, показываю свои фотоработы, ищу локации для съёмок. Иногда затрагиваю такие темы, как психология и саморазвитие, рассказываю о своём опыте и делюсь с вами инсайтами.

В этой статье расскажу про самую большую боль творческих людей и предложу идеи, как я пытаюсь эту проблему разрешить — захламление квартиры материалами для творчества.

Фото автора
Фото автора

Каждая моя поездка к родителям заканчивается одинаково — я привожу какие-то сезонные костюмы для фотосессий, реквизит и творческие материалы. В этот раз я забрала все свои ханьфу, нарядные платья и парики, в надежде урвать последние теплые дни короткого уральского лета. И каждый раз одно и то же — неделю сумки будут стоять неразобранными, потому что я буквально не знаю, где это всё хранить, чтобы было удобно использовать, но в то же время компактно складировать.

Когда всё под рукой в рамках рабочего кабинета или творческой студии — творить становится одно удовольствие, и однажды я снимала небольшую студию для этих целей. Опыт — 3 месяца аренды в минус, поэтому я отложила идею до плотного графика записи на фотосессии. Зная, что многие вынуждены совмещать творчество с другой деятельностью, даже не предлагаю этот вариант, хотя он, конечно, решает все проблемы. А если рабочая студия находится в твоём же доме или в соседнем, вообще песня. Но чаще всего мне приходится искать уголок для личных съёмок и творчества, в попытке выделить себе хотя бы два квадратных метра между шкафом и кроватью. Когда ты вынуждена делить рабочее пространство с жилым, начинаешь проклинать каждый день, когда решила стать арт-фотографом. И важно, чтобы "бытовуха" не победила творческую искру.

Многим читателям, кто впервые на моём канале, мимолётно кажется, что я всего лишь позирую для фото, а макияж и образ мне создаёт кто-то другой, но на самом деле всё не так. Я полностью создаю свои фотографии, начиная от продумывания одежды, аксессуаров, макияжа, стилизации, причёски, а также фото- и видеосъёмки, ретуши. А теперь представьте, сколько у меня вещей. Да только декоративной косметики — 3 больших ящика! И реквизит для фото создаю сама, а это — коробка инструментов и горы материалов, ткани, ниток, бисера.

От захламления к порядку и обратно

Однажды, в очередной раз разбирая вещи и творческий реквизит, я поняла: нет, мне это надоело, с этого момента перехожу к минимализму! И вот, прошло два года, а воз и ныне там. Да, рост объемов моих творческих пожитков замедлился, но какой ценой? Ценой всего. Мои работы во многом стали однообразными, какие-то вещи многократно переходили из одного образа в другой, я растеряла вдохновение и энтузиазм. Видимый минимализм помогал мне поддерживать свой стиль, но и удивлять аудиторию становилось всё сложнее. В недрах творческих ящиков продолжал царить хаос. Лишь недавно я начала осознавать, что минимализм и творчество — несовместимые понятия. Или жертвуешь самим сердцем творчества и получаешь опрятную квартиру, или погибаешь под завалом творческих материалов. Есть ли золотая середина? Я всё ещё пытаюсь её найти. Но заметила свет в конце тёмного тоннеля из гор реквизита и костюмов, и имя ему — оптимизация пространства и магия уборки по методу Мари Кондо.

Фото автора
Фото автора

Главное — баланс

Минимализм прямо противоположен творчеству, потому что само творчество весьма хаотичное и эмоциональное понятие, рождённое в человеческом уме ещё на заре цивилизаций. Наши предки делали украшения из костей, камней и ракушек, рисовали на стенах пещер, шили одежду, украшая её орнаментами, придумали пирсинг и татуировки. И вот, благодаря эволюции спустя много тысяч лет ты сидишь в своей творческой конуре, словно хомяк над зерновыми запасами. Спасибо предкам!

Ты никогда не знаешь, что тебе может пригодиться, а потому складируешь всё, даже мусор с точки зрения здравомыслящей личности. О, да, это проходят все творческие — шкафы начинают забиваться картоном, коробками, палочками для китайской еды, пустыми баночками. А вдруг пригодится! И нам этого мало — с улицы мы тащим красивые камушки, коряги, листья, ветки, гербарий. Я бы сравнивала среднестатистического творческого человека с обезумевшей птицей, которая готова всё тащить в своё гнездо, лишь бы побольше и покрасивее, а если блестящее — дайте две. И если кому-то комфортно жить в пространстве, которое напоминает спальню колдуна Хаула из "Ходячего Замка" Миядзаки, надо мной природа сыграла шутку и подарила СДВГ. Я буквально не могу работать, если кабинет отличается от "стерильного". На моём рабочем столе может быть только несколько нужных в данный момент предметов, никакого творческого беспорядка, иначе мысли не настроятся на нужный лад. И вот уже пару лет я ищу его — баланс между накопительством и минимализмом. Что я уже открыла для себя?

Фото автора
Фото автора

1. Осознанное потребление

Раньше я стремилась успеть всё и везде, будучи увлечённой макияжем. Макияж помогал мне перевоплощаться, и я смело использовала своё лицо словно как холст. Многие ошибочно полагают, что я косплеер и визажист, но это не так. В первую очередь я всегда была и остаюсь арт-фотографом, а макияж — всего лишь инструмент для поднятия разнообразия образов. Но именно это увлечение макияжем в 2019-2021 годах сыграло со мной злую шутку. Я стала заложницей образа мейкап-блогера — принимала участие в конкурсах для визажистов, получала рассылки новинок от брендов косметики на обзор, много писала статей о макияже для новичков, постоянно заказывала интересные новинки на тестирование. В момент, когда я начала коробками выкидывать просроченную невскрытую косметику, а подружки и родственники начали с неохотой принимать ненужное мне в дар, я начала прозревать. А не сбилась ли я с творческого пути?

Написание обзоров и конкурсы отнимали у меня столько сил, что я почти перестала фотографировать других людей. Просмотрев своё портфолио здесь и сейчас, я ужаснулась: один и тот же фон, практически неотличимое позирование, привычная схема света, меняется макияж и аксессуары. По-настоящему мне нравились только съёмки за пределами творческой студии, на улице, на природе — моя истинная среда обитания, как арт-фотографа. Я медленно, но верно начала сливаться с мейкап-темы и возвращаться к истокам. В косметике интуитивно пришла к осознанному потреблению, а каждый хвалебный отзыв мейкап-блогера теперь рассматриваю под микроскопом, чтобы не покупать ничего лишнего. С тех пор косметика сократилась в объёмах минимум в два раза и продолжает уменьшаться. На днях хочу окончательно выкинуть ещё ящик того, что уже близко к просроченному, но ещё не утратило своих свойств. Хватит кормить внутреннюю жабку! Я могу сделать красивый макияж даже двумя продуктами, и теперь чаще всего ставлю именно на универсальность, а не на модный бренд или люкс.

Фото автора
Фото автора

2. Мусор отправляется в ведро

Вторым важным моментом после осознанного потребления я назвала бы именно избавление от ненужного. Сначала я перестала складировать то, что можно легко и быстро купить или найти бесплатно — картон, бумага, газеты, полиэтилен. И, о чудо, перестала захламляться зона под кроватью. Причём под мусором я подразумеваю не только дешёвые материалы вроде картона и азиатских палочек, но и такие вещи, как:

  • старый реквизит, который утратил значимость, былую красоту или часто попадал в кадр,
  • дешёвая одежда и аксессуары,
  • парики, которые уже порядком надоели,
  • просроченная косметика, которая ещё не утратила своих свойств, но и рука к ней больше не тянется,
  • материалы, которые не использовались после покупки и так и не нашли своего применения.

Конечно, всё из этого нельзя назвать именно мусором наверняка, но в моём понимании это было на 100% так — груз прошлого, которого уже не радует, не вдохновляет, а только занимает место. В этом мне очень помог метод Мари Кондо, хотя мне пришлось пересмотреть ВСЕ свои вещи по несколько раз. Я смогла таким образом избавиться от двух больших коробок. Часть я отдала на благотворительность, включая старый реквизит (в сельском Доме Культуры он пригодится), что-то приличное из бижутерии и вещей подарила племянницам, что-то без сожаления выбросила. Что-то мне только предстоит продать, пусть даже за копейки, да пусть отдать бесплатно в заботливые руки. Ради этого я даже готова вернуться на ненавистное Авито и Юлу, лишь бы дать место новому в моей жизни и творчестве. Я решила напомнить себе, что мне для творчества, как фотографу, нужно не так много — камера, штатив и хорошая погода за окном, ведь фотография — это прежде всего красивый свет, а не цацки и яркий макияж.

Фото автора
Фото автора

3. Оптимизация и организация пространства

Только после избавления от ненужного и подключения осознанного потребления можно приступать к оптимизации и организации пространства, а затем лишь поддерживать порядок — так пишут во всех книжках про расхламление. Но, сюрпрайз-сюрпрайз, с творчеством этот совет опять не работает наверняка. Ты, как творческая личность, всегда находишься в поисках более оптимального способа хранения. Словно Сизиф, перекладываешь с места на место материалы, думая, что теперь-то точно отыскал конечный вариант. Например, раньше мне было удобно хранить бисер в зип-пакетах, потом в баночках от гуаши, затем я перешла на баночки побольше, а когда баночки перестали помещаться в ящике, занимая пустотой 80% места, вновь пришлось пересмотреть способы хранения. И когда я нашла, казалось бы, конечный вариант — специальные боксы с отдельными ячейками, я вообще охладела к бисеру. Как итог — затраченные нервы, деньги, силы, и занятая полка для хранения. Словно какой-то очень несмешной анекдот. Где тут место творчеству?

Таких мини-хобби, связанных с моей основной деятельностью, у меня столько, что пальцев рук не хватит, придётся задействовать ноги — вышивка, лепка, пайка, шитьё, бисероплетение, рисование — список можно продолжать бесконечно. Пока не притрагиваешься к краске, она засыхает. Пока не нужны молды и массы для лепки, они портятся и рассыхаются. Бисер выцветает. Ткань желтеет. Если бы я была Данте, я бы придумала новый круг ада исключительно для людей, которые посвящали свою жизнь только творчеству и в наказание после стоят на раскалённых камнях, которые катятся в пропасть, а в руках пытаются жонглировать разными предметами — холстами, кисточками, пряжей, тканью и нитками.

Фото автора
Фото автора

И вновь я решила, хватит с меня складировать материалы для творчества — об этом я написала в предыдущем пункте. А вот организовать небольшое количество вещей действительно не так трудно:

  • костюмы и одежду для съёмок — в вакуумные пакеты, это сокрщает объемы для хранения в 2-3 раза,
  • сохранять только качественые материалы и инструменты, а невостребованные материалы для хобби продавать или отдавать на благотворительность,
  • все материалы хранятся в отдельных контейнерах по категориям, чтобы ничего нигде не затерялось и не дублировалось,
  • необходимо планировать образы и реквизит к ним хотя бы за полгода-год до съёмок, чтобы не продать и не выбросить что-то в будущем нужное,
  • надоевшее, невостребованное и заезженное без раздумий продавать.

Также я подумываю о том, чтобы сдавать некоторые вещи и костюмы для съемок в аренду — чтобы они хоть немного отрабатывали занятое в квартире место. Возможно, я ещё пожалею об этом решении, но попробовать хочется, и обязательно напишу о своём опыте позже! А расходники? Их купить не так уж и дорого, и уж точно дешевле, чем превращение уютного дома в склад.

А как вы решаете творческие проблемы с организацией пространства?

P.S. Напоминаю, что у меня есть блог в телеграме, где мы с вами общаемся в более ламповой обстановке, обсуждаем новые материалы и будущие темы для статей. Там же есть чат и анонимная почта для пожеланий и предложений:
Эльфийский Принтер