Регистрация права собственности на ранее учтенные объекты недвижимости является ключевым этапом в обеспечении правовой защиты владельцев. Многие здания и земельные участки были зарегистрированы еще до внесения современных изменений в законодательство, что может вызывать сложности при актуализации их правового статуса. В данной статье мы рассмотрим важность регистрации, основные трудности, с которыми могут столкнуться владельцы, и шаги, необходимые для успешного оформления прав на такие объекты.
Какие объекты недвижимости считаются ранее учтенными и как они появились?
В 1998 году в России следом за приватизацией земель было принято решение о создании Единого государственного реестра прав на имущество и сделок с ним.
Принятое решение предписывало осуществлять сбор и учет сведений о недвижимости двум ведомствам — Федеральному агентству кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) и Бюро технической инвентаризации (БТИ). Однако, когда граждане пытались зарегистрировать право собственности на свои объекты, могла возникнуть ситуация с несовпадением данных этих двух ведомств, а идентификация и привязка недвижимости к местности не соответствовали друг другу.
Тогда в 2008 году начался процесс объединения сведений из двух учетных систем в один общий кадастр, что привело к созданию Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). С того времени все сделки с недвижимостью, а также любые действия, которые приводят к изменениям ее основных характеристик, регистрируются Росреестром и вносятся в единую базу данных.
Так появилось понятие ранее учтенной недвижимости. К ней относятся объекты, поставленные на государственный кадастровый или технический учет до 1 марта 2008 года, но в дальнейшем не зарегистрированные в Росреестре по новому регламенту. Также объекты получали статус ранее учтенных, если они не были поставлены на учет, но при этом в реестре имелись сведения о зарегистрированном праве с условным номером.
Как узнать статус объекта недвижимости?
Владельцу важно проверить, был ли ранее учтенный земельный участок внесен в ЕГРН. Регистрационные органы имеют возможность вносить данные о земельных участках без уведомления их собственников.
Чтобы узнать статус участка, рекомендуется воспользоваться публичной кадастровой картой на официальном сайте Росреестра, где собраны сведения обо всех земельных участках, зарегистрированных в Государственный кадастр недвижимости. Если известен кадастровый номер, его можно использовать для поиска конкретного земельного участка. На сайте также можно найти информацию о ближайшем отделении Росреестра. Эта услуга предоставляется бесплатно. Вы получите возможность узнать ФИО владельца ранее учтенной земли. Кроме того, можно обратиться лично в МФЦ или местное отделение Росреестра, взяв с собой паспорт и оригиналы документов на участок.
Почему стоит проводить регистрацию права собственности на ранее учтенные объекты недвижимости?
В настоящее время наличие объектов, имеющих статус ранее учтенных, в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) приводит к тому, что любые действия с такой недвижимостью становятся невозможными. В этой ситуации Росреестр не может определить, кому принадлежат права собственности на тот или иной дом или земельный участок, в то время как фактические владельцы лишены возможности полноценно распоряжаться своим имуществом, например, продавать или дарить его другим лицам.
Для возобновления прав свободно распоряжаться объектом недвижимости необходимо зарегистрировать участок, т.е. внести его в государственный реестр и получить выписку из ЕГРН.
Благодаря данным действиям владелец получит возможность:
- проводить любые требуемые операции с земельным участком;
- исключить возможность проведения тех или иных незаконных действий с данной землей;
- обеспечить взаимодействие органов власти и организаций, предоставляющих услуги, поскольку все сведения собраны в одном месте.
Также стоит помнить об ещё одном важном моменте. Существующие участки земли могут быть исключены из Кадастрового учета без ведома их собственника. Обычно это происходит в следующих ситуациях:
1. Участок имеет временный статус. Это подразумевает, что он был зарегистрирован до 1 января 2017 года, однако право собственности на него не оформлено до окончания временного статуса. Такие земли должны быть учтены в кадастре до 1 марта 2022 года.
2. После разделения участка на несколько частей право собственности на новые участки не было оформлено.
3. Участок был унаследован, но запись о владельце "старого" участка не была обновлена в ЕГРН, или земельный участок был снят с кадастрового учета по различным причинам.
Перед тем как исключить участок из учета, Кадастровая палата отправляет уведомление владельцу на его электронную почту или домашний адрес. В этом уведомлении указаны возможные последствия бездействия со стороны владельца. Обычно ему предоставляется срок до шести месяцев для оформления права собственности.
Кроме того, информация о земельном участке должна быть зарегистрирована в ЕГРН даже в ситуации, когда в документе, подтверждающем право на земельный участок, не указано местоположение его границ. В данном случае необходимость подачи межевого плана отсутствует.
Как зарегистрировать право собственности на ранее учтенный объект недвижимости?
Процедура регистрации права собственности на ранее учтенную недвижимость зависит от наличия информации об объекте в Росреестре. Для получения таких сведений можно заказать выписку из ЕГРН, которая содержит информацию об объекте недвижимости, или выписку о его основных характеристиках и зарегистрированных правах.
Выписку можно получить следующими способами:
1. В бумажном формате — при личном посещении одного из офисов Центра государственных услуг «Мои документы» (МФЦ).
2. В электронном формате — на портале «Госуслуги» или на сайте Росреестра (при наличии электронной подписи).
Если в выписке из ЕГРН содержатся данные о ранее учтенном объекте недвижимости, например, полученные от местной администрации, но отсутствуют сведения о зарегистрированном праве собственности, владельцу необходимо лишь зарегистрировать объект. Для этого следует подать заявление о государственной регистрации прав на недвижимость в МФЦ. При подаче заявления нужно будет предоставить паспорт и документ, подтверждающий право собственности на недвижимость (например, предыдущее свидетельство о праве собственности).
Если же в выписке из ЕГРН отсутствуют как данные о праве собственности, так и сведения о ранее учтенном объекте недвижимости, то в МФЦ потребуется подать два заявления. Первое — на внесение данных в ЕГРН о ранее учтенном объекте, и второе — о государственной регистрации прав на недвижимость.
Для этого воспользуйтесь формой заявления о государственном кадастровом учете и госрегистрации прав на недвижимость. Оно заполняется по общим правилам. Напротив графы "внесение сведений о ранее учтенном объекте недвижимости" реквизита 3.4 заявления проставьте знак "V".
При этом за регистрацию объектов недвижимости, право собственности на которые возникло до 31 января 1998 года, государственная пошлина не взимается, и внесение информации в ЕГРН для владельца дома или земельного участка осуществляется бесплатно.
После завершения всех регистрационных процедур Росреестр отправит собственнику новую выписку из ЕГРН с обновленными данными. Выписка из ЕГРН выдается через пять дней после внесения информации. Таким образом, вся процедура составляет от 5-7 рабочих дней со дня подачи заявления.
Какие документы понадобятся для внесения данных в ЕГРН?
Внести сведения о ранее учтенном объекте недвижимости в ЕГРН может любое заинтересованное лицо совершенно бесплатно при наличии:
- заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости;
- документа, удостоверяющего личность;
- документа, устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости.
Законом не ограничен перечень документов, представляемых в качестве оснований для внесения в ЕГРН сведений о ранее учтенных объектах недвижимости. Информация может быть внесена на основании любого документа, устанавливающего или подтверждающего право заинтересованного лица на объект недвижимости, например, основаниями для включения сведений в единый реестр могут являться:
- Договор аренды, который действует на момент обращения.
- Свидетельство о праве собственности, праве пожизненного наследуемого владения или бессрочного пользования.
- Акт органа местной госвласти о праве собственности на земельный участок.
- Решение госоргана о предоставлении земельного участка конкретному лицу.
- Выписка из похозяйственной книги.
- Документы, подтверждающие ранее произведенный госучет или регистрацию прав собственности, предоставленные в Кадастровую палату по ее запросу из соответствующих органов. государственного акта, свидетельства, решения уполномоченного органа или организации о предоставлении объекта на определенном праве. При этом такой документ должен отвечать требованиям законодательства, действовавшего в месте издания соответствующего документа на момент его издания.
Какие могут быть причины отказа в регистрации?
На первый взгляд, все выглядит довольно просто и ясно, однако на практике часто возникают различные затруднения. Возможными причинами отказа могут быть:
- Недостаточный комплект документов;
- Ошибки в характеристиках объекта или их отсутствие (площадь, месторасположение);
- Ошибки в формах заявления;
- Подача заявления неуполномоченным лицом;
- Наложение границ участка с соседним наделом.
Что делать, если возникли проблемы с регистрацией ранее учтенного объекта недвижимости?
Если у Вас возникли проблемы с регистрацией прав на Ваш объект недвижимости или появились иные вопросы в сфере кадастра, то Вы можете обратиться к нам за помощью и Вас оперативно проконсультируют наши специалисты, с опытом работы более 20 лет в данной области. Мы неоднократно сталкивались с решением подобных кейсов и Вы можете убедиться в нашем профессионализме перейдя на наш сайт и ознакомившись с отзывами клиентов по ссылке https://geo4you.ru/
Не откладывайте решение вопросов и проблем, связанных с кадастром. Обратитесь, чтобы получить профессиональную помощь и надежное решение. Позвоните по номеру +7-977-617-06-01 или напишите на WhatsApp +7-927-637-93-64.