Часть четвёртая. Братские могилы Новгородской области. Танк КВ-1С на постаменте в Парфино
Это продолжение, предыдущая часть здесь.
Пишу о том, что меня волнует, пишу о том, что сам лично видел, что чувствую, делюсь с вами откровенными мыслями и личными наблюдениями.
Хочу рассказать о нескольких крупных воинских захоронениях, находящихся в Новгородской области. Наших бойцов здесь полегло много.
Сколько всего таких по России? В подмосковном парке Патриот в латунных гильзах от артиллерийских снарядов 76 калибра в специальных постаментах хранится земля, привезенная с братских могил. Всего таких постаментов 174, они стоят вдоль зданий музея "1418 шагов", гильз в постаменте 168, это производит неизгладимое впечатление. В одном таком хранилище находятся несколько гильз из Мамаева кургана - цифра погибших просто страшная. Это не цифры - это жизни! 71 тысяча 607 человек.
Я писал об этом месте в мае, можете почитать.
На протяжении всего пути от Осташкова до Старой Руссы практически во всех населенных пунктах стоят указатели к братским могилам. И такие указатели не только на этой дороге. Они сопровождали нас, начиная от Волоколамска.
В 5 километрах от Васильевщины по дороге в Руссу находится Новая Деревня, небольшой населенный пункт, нам туда. Здесь находится воинский мемориал, который создан на месте захоронения советских воинов Северо-Западного фронта. Ожесточённые бои за каждый клочок советской земли велись здесь с лета 1941. В январе 1942 года наши войска перешли в наступление, деревня Васильевщина, где я только что был, и Новая Деревня, где мы с вами сейчас, переходили «из рук в руки» дважды.
Потом фронт словно замер, и в неспокойном равновесии находился до весны 1943 года.
Первая братская могила здесь возникла в 1942 году.
В братских могилах покоятся останки более 25 тысяч человек, в том числе перезахороненные из соседних населённых пунктов Парфинского района Новгородской области, таких пунктов я насчитал 32. Здесь же находится могила Героя Советского Союза туркмена Айдогды Тахирова, памятный знак вы видели в моей предыдущей публикации – ссылка вверху. Звание Героя ему присвоено посмертно.
В январе 1943 года старший сержант Тахиров ( боец 87-й Туркменской отдельной стрелковой бригады 11 армии) находился в боевом охранении у деревни Большие Дубовицы. С группой бойцов принял бой с превосходящими силами противника, раненым был захвачен в плен. Немцы заставляли его через громкоговорители говорить о сложении оружия, но он отказался предать своих и был казнён. «Работайте, братья!», так примерно и было. До войны сержант Тахиров работал в милиции.
"По окопам разнесся голос: «Братья-туркмены, слушайте меня! Я, Айдогды Тахиров! Бейте фашистов, бейте нещадно! Пусть вечно живет наша великая Родина!» На этом голос оборвался. Через несколько дней советские войска освободили деревню и в одном из сараев нашли изуродованный труп Тахирова." - Со странички "Вконтакте "поисковика Сергея Петрова.
Население Старой Руссы (Демянский котел) составляет 25 тысяч человек. На этом маленьком клочке земли Новой Деревни площадью в 30 средних квартир лежит население целого города.
Ну а нам дальше, за 10 километров от города будет еще одно воинское захоронение.
Ясная поляна. Это имя носила большая деревня, в которой проживало 600 человек. В августе 1941 года этой деревни не стало – сгорела огромная часть домов, часть жителей погибла. К концу 1941 года в уцелевших домах находился госпиталь, чуть поодаль хоронили бойцов, умерших от ран.
В 50-х годах прошлого века сюда были перезахоронены погибшие солдаты из близлежащих деревень.
Когда начали работать поисковые отряды и обнаруживать непогребённые останки наших бойцов, их стали захоранивать сюда.
С 90-х годов здесь проводятся церемонии захоронения, в этих мероприятиях участвует уже известный нам поисковик Сергей Петров. Захоронения проводятся ежегодно, останки наших солдат находятся и поныне, а сколько еще не найдено…
Сейчас на этом месте захоронено более 30 тысяч павших бойцов, светлая им память!
В 2020 в рамках государственной программы осуществлено окультуривание мест захоронений. В этом мероприятии участвовал мне уже известный Сергей Петров, поисковик из Васильевщины. Теперь знаете его и вы.
Самое большое воинское захоронение в Новгородской области находится в деревне Мясной Бор. Здесь захоронено более 45 тысяч наших солдат.
Первым, кто обнаружил останки наших бойцов, был молодой паренёк 1927 года рождения, местный житель, Николай Орлов, который, зная о расположении минных полей, пошел в лес за грибами спустя год после окончания войны. С его слов, он увидел тысячи истлевших тел наших бойцов.
О чудовищных находках благодаря Орлову стало известно официальным органам. Начались первые захоронения, которые не прекращаются по сей день. Николая Ивановича Орлова можно считать первым поисковиком, который в одиночку, не прося ни чьей помощи, на протяжении очень долгих лет возвращал из небытия фамилия наших солдат, сам рассылал письма родственникам погибших по адресам, указанным в найденных медальонах, сам хоронил в лесу истлевшие останки, ставил обелиски или другие памятные знаки.
Я не буду здесь долго писать, рекомендую, кого эта тема волнует, набрать на известном, сегодня сильно тормозящем, хостинге потрясающие рассказы писателя Сергея Смирнова «Рассказы о героях». Вы услышите тяжелую правду о том, как все это было, но такие вещи надо знать. Знать, чтобы помнить! И еще всем рекомендую прочитать его легендарную повесть «Брестская крепость» и обязательно побывать на этом месте.
Зимой 1988 года была создана новгородская Поисковая экспедиция «Долина», первым руководителем которой стал новгородский журналист Александр Иванович Орлов, родной младший брат первого поисковика, продолжив дело всей его жизни. Сейчас эта экспедиция носит имя Александра Ивановича, назад 4 года его не стало. В августе 1988 года сотрудниками «Долины» была организована первая крупномасштабная экспедиция с привлечением около 500 поисковиков, в течение 10 дней на местах боёв 2-й Ударной армии было обнаружено 3500 останков павших бойцов.
Описанные мною братские могилы находятся на виду у всех, люди здесь ходят и проезжают каждый день, помня о жестоких боях на нашей земле. В свое время меня поразило большое братское захоронение у слияния двух рек – Угры и небольшой петляющей Вори, которая проходит по границе Смоленской и Калужской областей. Эти места доступны только водным туристам. Пожалуй, я об этом напишу отдельную статью, мне есть, что рассказать.
Но вернемся на Новгородскую землю.
При въезде в поселок Парфино фотографирую достаточно редкий танк КВ-1С. Вживую на постаменте такой вижу впервые. Я не большой специалист в тонкостях танкостроения, не буду, что называется, умничать. Танк торжественно установлен на пьедестал 9 мая 1988 года – об этом говорит металлическая табличка на его основании.
Иная башня, не угловатая, не столь массивная, как на обычном КВ, заметно снижена ширина траков - это борьба за уменьшение веса, буква «С» - скоростной, жалоб от танкистов на низкую подвижность поступало много. Много других отличий, заметных только специалистам. На ЧТЗ был выпущен малой серией, всего было выпущено за 1942-43 гг. 1100 штук.
Танк выглядит отлично, однако, он сильно «поранен», есть следы попаданий от снарядов, нет надмоторной плиты. При подъеме его из болота был утерян правый передний каток, часть звеньев гусениц. Но все местные умельцы восстановили.
Танк обнаружили поисковики «Долины» в 50 километрах от Парфино и подняли из болота, куда он сполз, перевернувшись на башню, пробираясь по гатям зимой 43-го. Надо ли говорить, что подъем боевой машины был очень сложным делом, доставали зимой, пригнав много тяжелой техники, проложив временную дорогу из стволов сосен.
Теперь наш путь лежит в Старую Руссу, уверен, я увижу еще много чего интересного, чем с радостью поделюсь с вами.