Ровно 332 года назад, 1 (11) августа 1692 года, на Плещеевом озере на свет появился… русский военно-морской флот!
Строительство потешной флотилии на верфи Переславля-Залесского Пётр I начал ещё в 1688 году. Но внутриполитические волнения – борьба с царевной Софьей – отложили новую забаву в долгий ящик. Однако в конце 1691-го работы возобновились. На южном берегу Плещеева озера, на горе Гремяч, возле села Веськово, построили дворец для Петра, мастерские, кузницу, амбары, избы для мастеровых людей, конюшню, походную церковь. Вниз по скату горы шёл спуск, от которого до озера прокопали канал для вывода небольших судов. Пётр лично участвовал в создании флотилии, освоив профессию корабельного плотника. За весну 1692 года были построены 30-пушечный фрегат «Марс» и несколько десятков судов поменьше, включая галеру и пару яхт.
1 (11) августа, в день Первого Спаса, наступила новая эра в истории России – под грохот пушек и плотницких топоров. Праздник начался с крёстного хода из всех переславских церквей и водосвятия на лодках. Священники благословили воды Плещеева озера и окропили свежепостроенный флот. Сразу после окончания церковной службы новенькие корабли подняли паруса и совершили плавание вдоль берегов. А затем с борта «Марса» салютовали все 30 пушек. Грохот пальбы смешался с колокольным благовестом. На празднике присутствовали не только соратники юного царя, но и его ближайшая родня – жена Евдокия, царица-мать Наталья Кирилловна и сестра Наталья.
А дальше последовали манёвры за манёврами, где нептуновы забавы мешались с марсовыми потехами. Например, 13 августа были проведены манёвры Бутырского полка генерала Патрика Гордона во взаимодействии с флотилией, которой командовал князь Ромодановский - с посадкой солдат на корабли и высадкой десанта. Увлечённый новой игрушкой царь дневал и ночевал на кораблях. И в итоге царская семья отметила в Переславле и именины царицы Евдокии (4 августа), и дни рождения царицы Натальи Кирилловны и царевны Натальи Алексеевны (22 августа), и их именины (26 августа). И хотя впоследствии Переславский флот тихо сгнил на берегу, но опыт, полученный юным царём в водах Плещеева озера, пригодился и при второй осаде Азова, и во время Северной войны. Нам же напоминанием о флотских родах служит ботик «Фортуна», который до сих пор хранится в музее Переславля-Залесского.