из столицы Крымского ханства через княжество Феодоро в генуэзскую Каффу
Глава 8. Джур Джур
Убитый асфальт? Градиенты в 12%? Солнце, которое то выползает из-за облаков и начинает гневно жарить всё внизу? Облака, которые обволакивают тебя серой пеленой со всех сторон? Всё это мы любим, умеем, практикуем. После весьма комфортного ночлега в Алуште и дружеской попой… эээ… дружеского ужина нас ждал переход в село Куру Узень. Гугл вам в помощь. Здесь нас ждал великолепный обед в пиццерии прямо на берегу, очень рекомендую, и ещё один джипинг в этом путешествии. Мы отправились на водопад Джур-Джур.
Тут надо отметить, что этот джипинг прошёл в щадящем режиме: дорога Куру Узени до Улу Узени, возле которой и находится водопад, хоть и подубитый, но всё-таки асфальт. Основное тут - не адреналин от грунтовок, а пейзажи. И возможность подъехать к парковке и площадки, от которой начинается оборудованная экотропа к водопаду. На легковушке я бы на дорогу от Улу Узени до этой площадки не сунулся бы. Я бы сюда и на велосипеде не сунулся, хотя знаю людей, которые бы от таких спусков испытали бы только восторг.
Джур-Джур называют самым полноводным водопадом Крыма. Нам повезло: из-за обильных дождей воды в водопаде действительно было много, он впечатлял. Ну что же, хоть какая-то польза от этих треклятых проливных дождей. Каких только версий не выдвигали лингвисты относительно происхождения названия водопада. И журчание воды, и собственно вода, и армянские корни, и иранские. Но… Но в крымскотатарском языке есть слово “джур” либо “юр”, что означает “пойдём побыстрее”. Русское слово “юркий” ничего не напоминает? Так вот “джур-джур” - пойдём-пойдём, быстрее между камнями и скалами. Иранские корни у них.
Кстати, выше водопада по течению реки Улу Узень, в лесу, мы обнаружили весьма любопытное гидротехническое сооружение. Это железобетонный желоб с остатками миниатюрных шлюзов, который был явно предназначен для забора и отвода воды из Улу Узени. Но куда? Точного и однозначного ответа на этот вопрос у меня нет. Я могу только обратиться к топонимике и традиционным ремёслам крымских татар этого региона. И да, железобетон был уже известен и активно применялся в XIX веке, так что эта штуковина вполне может либо оказаться дореволюционной, либо уже советской. Но и в том, и в другом случае система могла быть построена на месте древо-земляной татарской системы забора воды для орошения садов и виноградников. Недаром ведь современное Генеральское называется Улу Узень, то есть “большая река”, а современное Малореченское, границы которого с Солнечногорским считай, что нет, это слившиеся сёла, называется Куру Узень, то есть “Сухая река”. Именно около села Куру Узень река Улу Узень, на которой расположен водопад Джур Джур, впадает в море. А через само село протекает также неполноводная в низовьях река Орта Озень. Может именно потому, что их разбирали на орошение, село и было названо “Сухой рекой”?
Экскурсовод, он же водитель джипа, рассказывал нам, что когда-то весь Крым был дном моря. Тут он прав. И по горам, которые тогда были либо рифами, либо небольшими островами, висели огромные металлические кольца для швартовки гигантских кораблей людей древности. Тут он, конечно, не прав. Но оставим это на его совести и не будем слишком строги - не всем дано так глубоко копаться в истории и и историях, как нам с вами. Разумеется, он с такими глубочайшими познаниями не смог нам ответить на вопрос, что это за такой железобетонный жёлоб, о котором я говорил чуть раньше. А вот машину вёл он хорошо, ждал нас и не подгонял, когда девушки неспешно шли по лесенке к машине. Вот бы ещё забраться сюда с лёгкими велосипедами, чтобы обратно спуститься уже своим ходом по этой фантастически красивой дороге. Но это уже 2 машины, а это, в свою очередь, оверпрайс. И ещё: джипинг здесь устраивают иногда прямо на вполне себе ретро автомобилях. А по дороге вниз наш водитель Рустем остановился на смотровой площадке, чтобы мы, а теперь и вы (галерея выше), смогли насладиться невероятными видами этой горной страны.
И снова мы купались в море, на этот раз без дождя, под солнцем. После обеда с пиццей и красным вином. Завидуйте молча. Но, впрочем, не перестарайтесь: это был наш последний солнечный день
Последним значимым пунктом в этот день стал храм - маяк Николая Чудотворца в Куру-Узени. Удивительно, как после депортации почти дословно переименовали это село: была “сухая река”, стало Малореченское. История села мало чем отличается от истории остальных селений - повторяться не буду. Скажу только, что село очень старое, а о первых насельниках расскажу чуть позже, когда буду рассказывать об Ускуте.
А вот Никольский храм примечателен тем, что он самый высокий в Крыму. При нём устроен музей катастроф на водах и мемориал в честь всех погибших на воде. Это один из самых молодых храмов Крыма - в 2024 году от момента начала строительства минуло 20 лет. А закончили храм в 2007 году, тогда же и освятили. Замечу также, что технически Никольский - не единственный храм-маяк на полуострове. Ту же функцию может выполнять и Форосская церковь, которую я вам уже показывал. Но ни один из этих храмов-маяков в лоции не внесён.
Глава 9. "Гостиница" с видом на море
Как вам описать дорогу, которая лентой вьётся под облаками, в облаках и над облаками? Как вам описать сидящие на крутых горных боках седые тучи? Как вам описать невероятную красоту виноградников, убегающих в горные ущелья? Как вам описать серо-стальное море, беззвучно катящее свои валы на берег? Давайте я просто покажу вам эту красоту. Посмотрите. Насладитесь. Не перематывайте. Эти виды того стоят.
На ночлег мы остановились в посёлке Тувакъ. Безликое советское название “Рыбачье” хоть как-то, конечно, коррелирует с основным занятием населения веке так в XIX, но никак не отражает истории места. Эх, топонимика всё ещё в депортации. А как она, родная, где-то сохранившая греческие корни, где-то генуэзскиие, где-то армянские, где-то турецкие, но в основе крымскотатарские, неповторимо дополняет пейзаж. Произносишь названия, и словно смотришь клип, а не просто видишь перед собой эти пейзажи.
Нет, мы не истовые зожники, не спортсмены и нам в целом не важны километры, наборы высот и прочая требуха. Конечно, мы тоже ведём свою статистику, и конечно же, отмечаем и самые высокие точки, и самые длинные отрезки, и максимальную скорость на спусках. Но едем не за этим. Мы едем за тем, чтобы вечером, в кругу тёплой компании, после того, как поставлены палатки, куплены продукты, разведена плитка для приготовления ужина, усесться вокруг нехитрого походного столика. И смотреть вдаль. На море. На луну. На закат. На волны. И слушать. Крики чаек. Шум волн. Шёрох песка. Далекие раскаты грома. И говорить. Вспоминать пройденные километры, делиться впечатлениями. Сдабривая это всё бокальчиком - другим доброй коктебельской мадеры. А ещё к нам пришёл друг. И уселся, точнее, улёгся охранять нашу компанию.
И наступила ночь.
Продолжение следует
Дорогие друзья! Наш канал проводит исследование по средствам индивидуальной мобильности, которые стали новой транспортной реальностью наших городов. Мнения о них порой полярны, поэтому мы просим вас помочь нам и пройти опрос