Найти тему

Насколько силен был Гэндальф?

Если задуматься, для такого могущественного волшебника Гэндальф довольно редко использует свои магические способности в явном виде. В отличие от магов в других мирах высокого фэнтези, он не бросает огненные шары в Черных Всадников, не телепортируется, не становится невидимым и не делает ничего подобного.

Итак, какими силами он обладает? Прежде всего, нужно признать, что Гэндальф сам по себе является магическим существом. Он не просто старик, выучивший несколько заклинаний; он Майа, созданный мыслью Эру Илуватара – верховного бога и создателя Средиземья. Гэндальф бессмертен и способен принимать разные формы, поэтому он смог физически умереть как Гэндальф Серый и вернуться как Гэндальф Белый. У него есть дар предвидения.

Не случайно он привязался к хоббитам Шира. Он знал, что они сыграют важную роль в грядущих событиях, и также предвидел важность роли Голлума, несмотря на его сомнительное влияние. Майар — это могущественные духовные существа, которые могут видеть и существовать на ином, более духовном уровне, чем обычные смертные.

Гэндальф способен чувствовать то, что недоступно другим. Это, вместе с его даром предвидения, сыграло решающую роль в успехе Кольценосца. Важным элементом этого успеха была его мудрость. Гэндальф знал, кому доверить Кольцо, и понимал, что для победы нужно было устроить казалось бы безнадежную атаку на Черные Врата Мордора, чтобы дать Фродо и Сэму шанс достичь Роковой Горы. Будучи Майа, Гэндальф был бессмертен, но это не делало его всеведущим или всемогущим. События в Мордоре это доказали, но его природа давала ему уровень силы, которым обладало очень немногие существа в Средиземье.

Проще говоря, магия была частью естества Гэндальфа. Толкин прославился своей «мягкой» магической системой, и грань между естественной и магической силой остается намеренно размытой, но в любом случае Гэндальф был одним из самых могущественных существ в Средиземье. И в момент его прибытия ему был дарован магический предмет, который усилил его могущество.

-2

Эльф Кирдан Корабел дал ему Нарья, одно из трех эльфийских Колец Власти. Это кольцо оказало два ключевых воздействия. Во-первых, оно дало Гэндальфу силу ободрения — как для себя, так и для других. Кирдан, отдавая Кольцо, сказал, что оно поддержит Гэндальфа в том тяжком бремени, которое он на себя взял, и поможет ему разжечь сердца в мире, который остывает. Куда бы он ни пошел, люди обретают мужество. И что важно, когда он уходит, происходит обратное. Когда он пал в Кхазад-думе, остальные члены Братства были не только в трауре, но и пали духом. Арагорн буквально говорит остальным: «Нам придется идти без надежды». Но Гэндальф не теряет надежду даже в самых трудных ситуациях, и те, кто рядом с ним, тоже обретали силу духа. Ободрение других — это не та сила, которую легко измерить, но заметно, что, когда Гэндальф рядом, его спутники воодушевляются.

Вторая способность, которую дарует Нарья, Кольцо Огня, — это власть над огнем. И конечно речь тут не только про фейерверки в Шире. Мы также видим, как Гэндальф использует огненную магию во многих других ситуациях, это можно сказать его визитная карточка.

-3

Он зажигает костры, когда дрова промокли, освещает путь через Морию, бросает волшебные пылающие шишки на волков и твердо противостоит огненному Балрогу. О, и еще он довольно мастерски пускает колечки из табачного дыма!

Но огнем магия Гэндальфа не ограничивается. Мы видим, как он использует множество других видов магии. Он вскользь упоминает, что раньше знал более 200 различных заклинаний для открытия дверей, и в Мории он использует одно из них, чтобы закрыть дверь и удержать её.

-4

Несколько раз он меняет свою внешность, чтобы казаться выше и внушительнее, лишает Голлума голоса в Эдорасе. Он также, кажется, обладает боевыми заклинаниями, особенно при столкновении с Черными Всадниками и другими созданиями тьмы. В Мории он вставляет свой посох в сломанную дверь, и свет, исходящий от него, ослепляет их противников, давая Братству время.

Когда он спасает Фарамира, Черные Всадники кружат над головой на своих ужасных тварях. Гэндальф поднимает руку, и свет вспыхивает, заставляя всадников в страхе разлететься.

И раньше, на Амон Сул, когда Гэндальф встретился с Черными Всадниками в одиночку, он выпускает вспышку света и огня, которую Фродо и Арагорн видят за много миль. Гэндальф прогоняет Черных Всадников. Возможно, это тонкий момент, но магия, которую Гэндальф использует в бою, не является чисто боевой магией.

-5

Мы не видим, чтобы он использовал молнии или огненные шары, чтобы уничтожить врагов. Вместо этого Гэндальф, как правило, использует свои силы света и огня, чтобы отпугнуть врагов или выиграть время. Полагаю, это соответствует его характеру: он не воинственный маг, но может противостоять весьма серьезным противникам.

Мы не должны забывать о ментальной магии Гэндальфа. Он явно обладает телепатией. Есть много примеров того, как Гэндальф общается с помощью разума. В Ривенделле он говорит Фродо, что знает, что с ним произошло, потому что слышал его мысли. Он также, похоже, имеет ментальную связь с Тенегривом, способный общаться с ним на расстоянии многих миль.

И в конце истории, когда все возвращаются домой, мы читаем, что Гэндальф, Келеборн, Галадриэль и Элронд могли общаться друг с другом без слов, просто разум к разуму. Возможно, стоит добавить к этому и телекинез. Гэндальф ломает посох Сарумана простым словом: «Саруман, твой посох сломан».

-6

Когда Арагорн, Гимли и Леголас встречают Гэндальфа Белого и принимают его за Сарумана, Гэндальф поднимает свой посох, и топор Гимли вылетает из его рук, меч Арагорна вспыхивает огнем, а Леголас, против своей воли, выпускает стрелу в небо, а не в Гэндальфа.

Итак, если задуматься, магический диапазон Гэндальфа огромен: огненная магия, ментальная магия, магия воды, взлом замков, свет и многое другое. Мы рассмотрели более дюжины различных способов, которыми Гэндальф использовал магию, в дополнение к его врожденным способностям как Майа. Есть еще много других примеров, которые я не упомянул. Гэндальф крайне могущественный и разносторонний волшебник. Так почему же у некоторых людей остается впечатление, что Гэндальф почти не использует магию в «Властелине Колец»? Думаю, это связано с тем, что в фэнтези, которое появилось после Властелина Колец магия стала более обыденной и явной.

-7

В «Подземельях и Драконах», например, не нужно быть очень высокого уровня волшебником, чтобы сделать большинство того, что делает Гэндальф. Но я думаю, что сдержанное использование магии Гэндальфом абсолютно намеренно со стороны Толкина. Гэндальф, кажется, неохотно использует магию, отчасти потому, что это имеет свою цену, кажется, что это утомляет его, особенно когда он вынужден использовать слово приказа, которое, похоже, является особенно изнурительным и таинственным видом магии.

-8

Мы даже не упомянули его способность читать и использовать магические руны, максимизировать силу магического оружия, как в случае с Гламдрингом, который разбил меч Балрога, или намек на то, что он мог благословить пиво Барлимана Баттера в «Гарцующем Пони», чтобы оно всегда было превосходным. И это действительно так: когда он услышал, что хоббиты покинули трактир с Арагорном, он воскликнул: «Пусть твое пиво будет зачаровано на семь лет превосходным вкусом».

-9


И когда он вернулся с хоббитами в конце их приключений, Барлиман признался, что с того момента его пиво стало необычайно хорошим. Но самое важное здесь то, что Гэндальф просто не любит выпендриваться. Почти все, что он делает, — скромно.

Единственный раз, когда он использует свои силы в по-настоящему эффектном виде, это когда отпугивает Черных Всадников на Амон Сул, и сам позже признается, что «мне пришлось постараться». Такой свет и пламя не видели на Амон Сул со времен древних военных маяков. Гэндальф был один и не знал, что Фродо и Арагорн могли видеть ночное небо, озаренное за многие мили, и это, похоже, было просто необходимо, а не сделано для красоты.

Это не значит, что он не наслаждается редкими художественными проявлениями своей магии. Конечно, есть впечатляющие фейерверки, забавные дымные кольца с Бильбо и добавление водяных лошадей к наводнению, которое смыло Черных Всадников у Ривенделла. Но за каждым из этих ярких моментов есть много других, когда Гэндальф сознательно остается в тени.

-10

Это связано как с его истинной скромностью, так и с тем, что его миссия от Валар заключалась не в том, чтобы возглавить свободные народы Средиземья в борьбе против Саурона, а в том, чтобы поддерживать и ободрять их.

Гэндальф воспринимал свою миссию очень серьезно. Он явно был одним из самых могущественных существ в Средиземье, но сдерживал себя, чтобы эльфы, люди, гномы и хоббиты могли подняться сами. Я уже несколько раз говорил, что Гэндальф был одним из самых могущественных существ в Средиземье, но насколько он был могущественен? У нас есть несколько подсказок, и, возможно, самая большая — от самого Гэндальфа.