Найти в Дзене
"Театральный чердак"

"Штрихи к портрету"/ Театр "Синяя лисица", Калининград / Моноспектакль

Оглавление

Исполнитель – Алексей Грызунов, режиссер – Сергей Пацаль.

Фото из официальной группы ТЮЗ "Молодежный" ВКонтакте
Фото из официальной группы ТЮЗ "Молодежный" ВКонтакте

Моноспектакль Алексея Грызунова по рассказу Василия Шукшина «Штрихи к портрету» предельно лаконичен. Создатели обратились к довольно глобальной и незаезженной теме – коммуникации человека и государственной системы. Спектакль – четкое высказывание о том, что в любой ситуации, прежде чем возмущаться неустроенностью жизни и указывать другим, нужно начинать требовать с себя. Шукшинский текст написан юмористически, свой дипломный короткометражный фильм по этому рассказу в 1978 году Александр Панкратов-Черный тоже снял не без юмора (в главной роли – Лев Дуров), а спектакль «Синей лисицы» – вообще не про веселье.

К юмористическому рассказу Алексей Грызунов и Сергей Пацаль подошли с очень серьезной позиции – потому курьезные ситуации, в которые попадает герой, вызывают не легкий смех комедии положений, а саркастическую усмешку с долей самоиронии. Именно этот подход помогает, казалось бы, несколько устаревшему литературному материалу не скатиться в архаику, а вдруг обернуться жгучей актуальностью. Подобные диаметрально противоположные ощущения, эмоции и мысли сопровождают зрителей весь спектакль – эффект неожиданный, но рабочий, хорошо встряхивает мозги. Пока растворяешься в экспрессивности актерского чтения и наслаждаешься лаконичностью сценического оформления, не сразу замечаешь, как мысли и идеи прошедшей эпохи выкристаллизовывают самые актуальные проблемы эпохи нынешней.

Попробую описать, как работает этот спектакль. Но прежде - оцените афишу!

Очень мне нравятся эти галочки в "школьной" таблице))
Очень мне нравятся эти галочки в "школьной" таблице))

Экран

Разлинованный по принципу школьной тетради, экран помогает чисто технически – отбить главы, названия которых появляются за спиной исполнителя. Но этой функцией он не ограничивается. Отсылка к школе настраивает зрителей таким образом, что простота и наивность героя воспринимается как поиск предельной доступности, а не примитивность изложения. А все выводы о жизни - как базовые, школьные ещё аксиомы. Кроме того, экран помогает визуализировать некоторые умозаключения героя – опять же делая пространные предложения простыми и понятными.

Фото - Александр Степаненко, https://intereskld.ru/nebanalnyj-reportazh-monospektakl-shtrihi-k-portretu/
Фото - Александр Степаненко, https://intereskld.ru/nebanalnyj-reportazh-monospektakl-shtrihi-k-portretu/

Акценты

Несмотря на то, что акценты смещены на государственную тему, спектакль не политический, а больше социальный. Герой подробно раскладывает по полочкам свою до ужаса простую мысль: каждый человек – кирпичик в системе государства, и каждый может полностью отвечать только за себя. Так что устойчивость всей башни зависит не от каких-то соседей, безликой массы и уж точно не от наблюдателей, руководителей со стороны и прочих – а от устойчивости каждого конкретного кирпича. Схема становится еще более доступной благодаря визуальному подкреплению на большом экране позади исполнителя. Просто, наглядно, по-школьному назидательно. Пафос снимается искренностью и наивностью героя.

Юмор

Создатели спектакля хотя и отказываются от комедийности истории в пользу почти философских идей, немного места для юмора и иронии оставляют. И все же спектакль не рассчитан на постоянный смех в зале. Более того, создатели не смеются над героем истории, не высмеивают ни его, ни его порой слишком наивные поступки или странные мысли – и зрители поддаются этому сочувственному отношению.

Дуальность

Спектакль сочетает в себе визуальную и концептуальную лаконичность и предельную экспрессию, эмоциональную избыточность. Минимум в оформлении сценического пространства (всего два аккуратных черных стула, проекция на экране со столь же простыми рисунками) переходит в максимум актерского существования. Вовлеченность зрителей в текст полувековой давности, написанный об ушедшей эпохе, оказывается возможной благодаря экспрессии исполнителя, расстановке акцентов в контексте и наслаждению самим процессом – чтения, игры, общения с залом. Это передается зрителям и очень хорошо действует на восприятие. Настолько хорошо, что картинки, которые возникают в голове у зрителя, настолько реалистичные и живые, что полностью компенсируют минимализм на сцене – фантазия безгранична.

Недоумение вызывают кадры из фильма Панкратова-Черного, которые показываются на экране в начале и в конце спектакля. Они выполняют техническую роль, но одновременно вступают в неравный бой с фантазией зрителей и предсказуемо его проигрывают. Видеоряд подчеркивает, насколько ярче оказываются образы, возникающие перед внутренним взором, когда слушаешь хорошее актерское чтение. А кроме того, далеко не шедевральный фильм подчеркивает преимущество театра по силе эмоционального воздействия (хотя по сути это ведь не совсем верно).

Коммуникация

Вовлеченность зрителей в текст, о которой я только что упоминала, фундаментально важна в этом спектакле. История о человеке, который не может выстроить коммуникацию с миром и окружающими людьми, сама по себе рискует так же не состыковаться со зрителями. Ушедшая эпоха шукшинского рассказа, на первый взгляд, не коннектится с нашим временем: архаичный по нынешним меркам герой Шукшина с его стремлением к рационализаторству (которое сейчас явно не является мейнстримом), с его одержимостью своими идеями (вот тут незаметно можно попасть в мейнстрим с темой душевного здоровья, но только со знаком «минус») и с его жизненными ситуациями, большая часть которых уже ушла из жизни современного человека.

Однако создатели спектакля попытались показать, как комически смешная бытовая история семидесятых годов сейчас поднимает серьезную и очень болезненную тему. В финале (пока на экране идут кадры из упомянутого фильма) звучит закадровый текст: герой рассказывает, как он пришел ко всему этому трешу, который зрители, уверена, детально прорисовали у себя в голове в ходе спектакля благодаря яркому актерскому чтению.

Герой говорит, что увидел бардак и начал размышлять, откуда он взялся. Череда умозаключений привела его к простой мысли: если не хочешь сталкиваться с бардаком, возмущаться им и раздражаться от него – начни с себя: упорядочи что-то вокруг!

Мысль ясна: каждый на своем месте отвечает за то, чтобы не было бардака, за то, чтобы в государстве все работало. Потому что если каждый не донесет свою частицу до цели, не сделает свой небольшой вклад в общее дело, то где-то что-нибудь важное обязательно просядет.

Эта четко сформулированная, поразительно точная, тонкая мысль входит в резонанс с ультра-современной темой бесконечного поиска виноватых в «плохой жизни». До примитивизма простая мысль героя Шукшина ставит бескомпромиссную жирную точку в этом сценическом высказывании.

Фото из официальной группы ТЮЗ "Молодежный" ВКонтакте
Фото из официальной группы ТЮЗ "Молодежный" ВКонтакте

Альтернативная версия

К финалу спектакля на короткое время возникает ощущение, что никаких других людей, с которыми так отчаянно пытается объясниться герой, и вовсе не существует. Моноспектакль как жанр заведомо предлагает исполнителю сложные условия – читать не только за главного героя, но и за всех остальных. Алексей Грызунов при том, что актерски имеет все возможности одним только голосом резко переключаться между разными героями, наделяя их яркими отличительными чертами, этого не делает. Точнее, ограничивается небольшой разницей между персонажами, нерезкими переходами в репликах.

И это углубляет смысл спектакля: а что, если условных собеседников главного героя вообще не существует как отдельных людей, а все это – лишь спор с самим собой? Герой пытается что-то объяснить и доказать самому себе, и при этом сам себя не до конца понимает, сам себе противоречит! И, конечно, герой, который борется с собой, лучше всего иллюстрирует утверждение, что во всем начинать нужно с себя.

Для кого спектакль

Не считая безусловных поклонников литературного творчества Василия Шукшина и актерского творчества Алексея Грызунова, спектакль получился одновременно и для тех, кто постоянно кричит, что в Советском Союзе все было гораздо лучше, чем сейчас, и для тех, кто сегодня любит жить двойными стандартами: «все должны выполнять правила, кроме меня». Первые смогут иначе взглянуть на прошлое и понять, что проблемы были и тогда, и сейчас. Вторые – задуматься о том, что для кого-то и они сами – те другие, должные подчиняться правилам и законам. А главное - умение выстраивать коммуникацию в современном мире становится базовым.

Зрители фестиваля самостоятельных работ, который походил в городе Советске, приняли спектакль «Штрихи к портрету» очень тепло, кричали «Браво!», многие вставали своих мест, чтобы поблагодарить исполнителя и режиссера громкими аплодисментами.

*P.S. Достойно выдержать жанр моноспектакля может далеко не каждый артист, и радостно видеть, что Алексей Грызунов справляет с этой сложной задачей. А режиссура Сергея Пацаля аккуратно формирует форму спектакля, направляет артиста, но при этом дает ему полную свободу творчества.

Подробнее о других спектаклях фестиваля самостоятельных работ в Советске читайте на канале:

Вам может быть интересно: