Найти в Дзене
"Театральный чердак"

Фестиваль самостоятельных работ / г. Советск / 13-16 июня 2024

Продолжаю рассказывать о Втором фестивале самостоятельных режиссерских работ. Все участники получили государственные стипендии Союза театральных деятелей, чтобы воплотить свои идеи и представить их зрителям. В афише фестиваля – представители театров разной формы собственности и подчинения. Все исполнители профессиональные актеры. Вот здесь первая часть обзора: Итак, третий день фестиваля в Советске обещал комедию в исполнении артистов местного театра и в постановке режиссера местного театра. В аннотации ни слова не было про то, что пьеса Александра Галина на самом деле на новогоднюю тему, поэтому летним вечером зрителей ждал сюрприз. Для фестиваля это вообще не проблема: стипендиаты Союза театральных деятелей могли реализовывать свои самостоятельные творческие проекты до конца календарного года и новогодняя история вполне логично вписывается в эти сроки. Даже любопытно было, удастся ли погрузиться в атмосферу зимнего праздника, когда за окном +20. Но погрузиться не удалось – и не из-за
Оглавление

Продолжаю рассказывать о Втором фестивале самостоятельных режиссерских работ. Все участники получили государственные стипендии Союза театральных деятелей, чтобы воплотить свои идеи и представить их зрителям. В афише фестиваля – представители театров разной формы собственности и подчинения. Все исполнители профессиональные актеры.

Вот здесь первая часть обзора:

День 3. «Сирена, Виктория и Константин» / Театр юного зрителя «Молодежный», г.Советск

Фото из официальной группы театра ВКонтакте
Фото из официальной группы театра ВКонтакте

Итак, третий день фестиваля в Советске обещал комедию в исполнении артистов местного театра и в постановке режиссера местного театра. В аннотации ни слова не было про то, что пьеса Александра Галина на самом деле на новогоднюю тему, поэтому летним вечером зрителей ждал сюрприз. Для фестиваля это вообще не проблема: стипендиаты Союза театральных деятелей могли реализовывать свои самостоятельные творческие проекты до конца календарного года и новогодняя история вполне логично вписывается в эти сроки. Даже любопытно было, удастся ли погрузиться в атмосферу зимнего праздника, когда за окном +20. Но погрузиться не удалось – и не из-за температуры, а потому что атмосферы-то как раз и не оказалось: ни зимней, ни праздничной, ни комедийной.

До этого вечера пьесу Галина, которая называется тоже весьма прямолинейно, хотя и на одно слово короче, чем спектакль – «Сирена и Виктория» - я не читала, спектаклей по ней не смотрела и потому готова была с удивлением реагировать на комедийные повороты лихо закрученного сюжета. Спойлер – их не было. Спектакль обошелся почти без смеха в зале, а название из трех слов чудесным образом почти исчерпало содержание двухчасового действа.

Почему не получилось?

Фото из официальной группы театра ВКонтакте
Фото из официальной группы театра ВКонтакте

И режиссер, и артисты оказались заложниками бессмысленной и беспощадной российской комедии положений – тени французских или английских аналогов в жаркий солнечный полдень. Нагляднее представить магию синергии и искусства, чем это получилось у драматурга и режиссера, кажется, невозможно. Формула успеха, видимо, составлялась так: соединить лучшие сцены из самых успешных новогодних произведений, добавить пару самых ярких новогодних компонентов, положить всё на лирическую музыку, кинуть щепотку любовных коллизий и абсурдных ситуаций. Музыка, кстати, удалась. В остальном – гремучая смесь из «Иронии судьбы», «Безымянной звезды» и «Пока она умирала», огромный рояль в центре сцены и на нем вызывающе одетая женщина, несчетное количество выпитого алкоголя и новогодняя ёлка, трое на первый взгляд несовместимых героя и какое-то количество недопонимания между ними. Оказалось, что кроме технического сочетания элементов нужно что-то еще.

В квартире под новый год случайно встречаются развязная, видавшая жизнь и богатая Сирена, её скромная (до поры до времени), наивная и бедная репетитор по английскому Виктория и некий Константин. Комедийность положения (завязка) строится на том, что вызвали по объявлению в газете знойного мачо, готового скрасить вечер одинокой женщины, а по ошибке приехал мастер по вычесыванию собак. Будто бы на этом этапе еще все могло стать легкой, незамысловатой и при этом весьма смешной новогодней комедией. Но, увы, несмешные диалоги, отсутствие хоть какой-то динамики в развитии действия (а ведь для комедии положений это основа!), нестыковки в репликах, убивающие пьесу (даже для легкой комедии герои чересчур плохо соображают). Это всё оказалось окончательно добито однообразными несмешными (и потому не вполне удачными) игровыми приемами. Об объемности образов не приходится и говорить – артисты, чьи возможности явно выше, вынуждены пару часов играть «на минималках». Для комедии положений обычно ярким и смешным ходом является узнаваемость героев по одному-двум штрихам. Смешным! Для этого надо проявить немало находчивости. Тем более, если драматургическая основа не помогает создателям спектакля, а только мешает. В «Сирене, Виктории и Константине», кажется, пошли по верхам: у Виктории особенный «чих» после каждой выпитой рюмки и высокий до писклявости голос, у Сирены постоянное предложение выпить, у Константина дробный стук по столу. Этого оказалось недостаточно, чтобы хоть как-то оживить спектакль, в котором артистам просто нечего играть.

Кстати, не зря все же создатели спектакля добавили в название еще и имя Константина, тем самым перечислив почти всех героев. Константин в исполнении артиста Игоря Просянникова долгое время оставался единственным живым героем, хотя играть ему, конечно, тоже было почти нечего. Собственно, и финал истории мелодраматичен до ужаса, предсказуем с первой сцены. Хотя сюрприз в финале все же был: тот самый мачо, которого собирались вызвать по объявлению, в итоге пришел – полуобнаженный, слегка прикрытый еловыми ветками. Как думаете, оказался ли он первым делом на рояле?)

Что удалось?

Фото из официальной группы театра ВКонтакте
Фото из официальной группы театра ВКонтакте

Спектакль «Сирена, Виктория и Константин» явно не самое удачное решение для знакомства с театром юного зрителя «Молодежный» в Советске. Этот опыт, пожалуй, полезен для осознания важности выбора драматургической основы для постановки. А еще это уникальный и ценный пример того, что для самостоятельной работы объединилось больше двух человек, ведь моноспектакли при таком раскладе встречаются чаще. И, конечно, очевидно, что реальные творческие возможности артистов намного выше того, что удалось реализовать в этом проекте – они могут выполнять на порядок более сложные задачи, создавать более объемные образы и давать своим героям развитие. Потому знакомство с театром Советска на его родной сцене и в его родном уютном зале стоит начать заново.

День 4

В продолжении обзора - насыщенный финальный день фестиваля с двумя спектаклями.

А здесь - отдельный текст о "Штрихах к портрету" театра "Синяя лисица", показанный во второй день фестиваля.

Итак, 16 июня Второй фестиваль самостоятельных режиссерских работ завершился полярными по настроению моноспектаклями: сперва зрители увидели экспрессивный фантазийный «Люблю! И нет меня» по пьесе А.Н.Островского «Снегурочка» (Калининградский областной музыкальный театр), затем - проникновенный спектакль-концерт «Морская душа» в память о героях Великой Отечественной войны (Калининградский драматический театр).

Сцена из спектакля "Люблю! И нет меня". Фото с сайта Калининградского музыкального театра
Сцена из спектакля "Люблю! И нет меня". Фото с сайта Калининградского музыкального театра

Спектакль «Люблю! И нет меня» вошел в репертуар Калининградского музыкального театра. В основе театральной работы Алины Алейник (режиссер Елена Князева) - «Весенняя сказка» Александра Островского, мифологическая история, меняющая привычное представление о Снегурочке как скромной спутнице Деда Мороза на новогодних праздниках. Метафора жизни в сказочной, фантазийной форме разворачивается на расстоянии вытянутой руки: и исполнительница, и зрители находятся на одной сцене (актриса - спиной к зрительному залу, зрители - лицом). Такое сверхкамерное пространство, с учетом небольшой по площади сцены театра в Советске, конечно, способствует душевности и доверительности коммуникации. Но всё же в нём оказывается слишком тесно той буре эмоций, которую переживает актриса, тому масштабу трагедии любви и энергетики музыки в этом спектакле. История Снегурочки становится сродни шекспировской трагедии страстей, а сам образ полюбившей девушки по степени экспрессивности - почти лесковская леди Макбет...

Зрителей захлестывает волна громкого звука, яркого света и цвета. Очень скромное оформление - закрытый алый занавес как фон, высокий стул и рамка в человеческий рост, обрамленная лампочками, как это бывает на гримерном зеркале. Этой лаконичности довольно для того, чтобы погрузить на час с небольшим в историю Снегурочки, которая одновременно становится и историей Актрисы. Актрисы как самостоятельного действующего лица спектакля. Алина Алейник умеет быстро переключаться с одного образа на другой, захватывает внимание с первых минут и удерживает до самого конца. Она страдает самоотверженно и самозабвенно - и за героиню Островского, и за героиню спектакля и, кажется, за каждую девушку, столкнувшуюся с болью в любви. И за этой эмоцией отчасти теряет внятность сама история.

Сцена из спектакля "Морская душа". Фотограф Г.Филиппович
Сцена из спектакля "Морская душа". Фотограф Г.Филиппович

Литературно-музыкальный спектакль-концерт "Морская душа" автор и исполнитель Петр Мутин не просто поет и играет как артист. Это очень личная история, посвященная памяти отца - Перфилия Мутина - и учителя, предшественника по Ансамблю песни и пляски Балтийского флота Виталия Цветкова. Оба - фронтовики. Исполнитель сделал еще одно персональное посвящение - командующему Балтийским флотом и губернатору Калининградской области Владимиру Егорову.

В исполнении  мастера художественного слова, артиста Калининградского драматического театра звучат рассказы писателей- маринистов, стихи, всеми любимые песни: «Прощайте, скалистые горы», «Заветный камень», «И все-таки море», «Севастопольский вальс» и другие. Пётр Мутин прекрасно поет, проникновенно читает - и задает атмосферу теплого дружеского вечера, где единение между исполнителем и зрителями становится неотъемлемой частью встречи. Артист открывает молодым зрителям душевные песни и знакомит их с точными, выстраданными и при этом не потерявшими внутреннего света строками произведений о подвиге военных моряков в годы войны. Для зрителей старшего поколения - это возможность вспомнить: родных, ушедшие годы, минуты горя и радости...

Спектакль-концерт, который в течение года играется на разных площадках - в школах, училищах - стал хорошим завершением фестиваля самостоятельных работ. Фестиваля, который за несколько дней показал, насколько разные театральные направления привлекают творческих людей области и как порой достаточно энтузиазма одного-двух человек, чтобы появился замечательный спектакль. Способный затронуть зрителя в зале и надолго остаться в памяти.