Первый день в Сергиевом Посаде у Флай вышел очень насыщенным (ссылки внизу после статьи). А на второй день наша путешественница отправилась в Лавру.
Флай сказала, что сначала она много-много расскажет о том, что узнала. А потом покажет много-много фотографий. Готовтесь!
____________
Начало 14в. В семье ростовского боярина Кирилла росли три сына. Старший, Стефан, получал образование при монастыре. Прежде Ростов Великий славился учёными мужами и князьями, библиотекой и искусствами, а потому Стефан, отличавшийся острым умом и прилежностью, образование получил редкое по тем временам. Среднему, Варфоломею, никак не давалась грамота. Характера он был волевого, пытливого, с измальства постился, и вел себя порою будто не от мира сего. А младшенький Петя был ещё совсем мал.
Сам боярин сиживал в ростовской думе, слыл человеком уважаемым, праведным. Жена его Мария была ему под стать: хозяйкою доброй, помогала нищим и больным.
И всё бы хорошо, да одна беда: княжество переживало не лучшие времена, а с князьями и бояре беднели. После того, как налетели однажды люди московского князя Ивана Калиты, и вовсе стало невмоготу. Пораздував, решил Кирилл ехать в московские земли, где Калита устроил "леготу", — княжество его было лесное, малозаселенное, вот и давал князь переселенцам землю и несколько лет свободы от налогов.
Нелегко ехать к обидчику, да делать нечего, — в родном Ростове упадок, ярлык на княжение и тот у Калиты. Перебрался Кирилл в московский городок Радонеж.
Прошли годы. Стефан успел жениться, родить сына и овдоветь. Ушёл он по смерти жены в монастырь, сделался там известным и даже духовником самого князя московского, Симеона, сына Калиты. Младший Пётр тоже оженился, растил среди своих детей и сына старшего брата. С родителями оставался один Варфоломей. Он хотел поступить подобно первым пустынникам, мечтал уйти в лес и там посвятить жизнь Богу. Однако родители просили его остаться с ними до их смерти.
Состарившись, Кирилл и Мария перебрались в монастырь поблизости,в Хотькове. Был тот монастырь, как и многие в ту пору на Руси, общим. Жить там могли и мужчины, и женщины. Каждый приходил со своим скарбом, столовался каждый тоже наособину, как кому позволял кошелёк. Общебытийный уклад, перенятый у Византии и идущий ещё от первыз монастырей, был в эпоху раздробленности на Руси утрачен.
Варфоломей ухаживал за родителями до их успения. Похоронены они вместе, в хотьковском Покровском монастыре, ныне женском.
После Варфоломей и Стефан ушли в лес. Там, на горе Маковец, что верстах в 10 от Хотькова, срубили они себе келью и часовенку во имя Святой Троицы.
Через некоторое время Стефан вернулся в Москву. То ли не выдержал тягот отшельнической жизни, то ли какая другая была причина. Но Варфоломей остался в лесу один. Поначалу было особенн трудно. Потом стали потихоньку приходить к нему люди. Рубили себе кельи по соседству, Кто-то не выдерживал, но многие и оставались. Сложилась община, возник на это месте монастырь.
Не сразу стал его игуменом Сергий, — такое имя принял Варфоломей при постриге. Но когда стал, заложил порядок новый: при поддержке митрополита Алексия I и получив бумагу из самого Константинополя, вернул Сергий общежитинный устав в монастырь. Теперь монахи в монастыре не имели собственного имущества, общими становились и предметы быта, и книги, и еда, и работа.
Авторитет же самого Сергия и молва о нём в народе ещё при жизни сделали из него почитаемого старца, знаменитого далеко за пределами московского княжества. Также ещё при жизни почитали его святым.
Троицкий монастырь, основанный Сергием, получил особый статус у князей, а потом и царей. Сейчас полное название звучит так: Свято-Троицкая Сергиева Лавра.
Лавра — так называют некоторые мужские монастыри, имеющие особое духовное и историческое значение.
Своё особое значение Троице-Сергиева Лавра сохраняет и доныне. Благодаря ей Сергиев Посад часто называют Православной столицей России. А святого преподобного Сергия Радонежского считают Игумном земли Русской.
Вот что узнала Флай об истории возникновения монастыря. А теперь посмотрим на те фотографии, что она сделала.
Наша путешественница подошла к монастырю со стороны Уточьей башни.
Прошлась вдоль высоких и крепких белокаменных монастырских стен.
Там велись работы, но к памятнику св. Сергия оставили проход.
Площадь перед Лаврой, Красногорская, когда-то была местом торговли, а сейчас полна туристов.
Основной вход в Лавру — Святые ворота.
Пока идём через них, мы можем видеть фрески, на которых изображены сцены из жития св.Сергия.
Внутри монастыря удивительная атмосфера. Город с его шумом и темпом будто исчезает. Здесь по-другому дышится, здесь иначе течёт время. Здесь хочется находиться, думать, чувствовать свою душу, и не хочется уходить.
Именно поэтому Флай рассказала вам всё заранее; теперь настало время тихой прогулки по территории Лавры, созерцания и умиротворения.
Флай прошлась по монастырю, огляделась и прошла сперва в зелёную тенистую часть, туда, где располодена Московская Духовная академия.
Прогулялась по дорожкам, полюбовалась на цветы.
Тут её застал колокольный звон.
Флай пыталась разглядеть колокола. Ведь там среди других находится и самый крупный колокол в России (отлит на Кировском заводе Санкт-Петербурга в конце 20в. вместо разбитого после революции). Увидеть колокол не получилось, а сфотографироваться на фоне колокольни Флай попыталась.
Колокольня строилась с 1741г. по 1770г. в модном тогда стиле барокко. Заканчивали строительство при Екатерине II, и Флай показалось, что именно её вензельукрашает колокольню.
Высота её 88м, что больше, чем у колокольни Ивана Великого в Московском Кремле. Среди колоколов много старинных, один отлит при св.Никоне Радоежском, преемнике св. Сергя Радонежского, в 1420г.
Духовская церковь. Она была возведена в 1476–1477 годах псковскими мастерами по приказу великого князя Ивана III. Это вторая каменная церковь монастырского ансамбля и древнейшее строение такого типа церкви, где церковь сочетается со звонницей.
Самым же первым каменным храмом стал Троицкий собор. Он построен приблизительно на месте деревянной церкви во имя св.Троицы.
Троицкий собор — центр и сердце монастыря. Здесь находятся мощи св. преподобного Сергия Радонежского. Для этого храма писал свою Троицу Андрей Рублёв. И коечно, возвращение иконы на своё место — значимое событие не только для монастыря.
Не прекращается очередь к Святому. Теперь люди могут помолиться и перед иконой Святой Троицы.
Собор был воздвигнут в 1422–1423 годах св.Никоном Радонежским (там также находятся и мощи самого св.Никона).
Иконостас собора относится к началу 15 века и является древнейшим и единственным иконостасом того времени, сохранившимся в том храме, для которого и был написан. Над ним и над фресками собора (фрески, за исключением небольшого фрагмента, не сохранились; те, что мы видим сейчас, написаны позднее) работали артели мастеров под руководством Андрея Рублёва и Даниила Чёрного.
На предыдущей фотографии слева можно видеть небольшую пристройку к Троицкому собору. Это Серапионова Палата. Здесь хранится огромное количество православных святынь. (Сейчас вход в неё был закрыт, там идёт ремонт) Построена она на месте, где по преданию была келья преподобного Сергия, и где ему явилась Богородица.
Свидетелем этого чуда был инок Михей. В честь сего события неподалёку была воздвигнута по приказу Анны Иоановны церковь.
Михеевская церковь самая маленькая в Лавре. В ней находятся мощи св.Михея.
Флай она пришлась по душе (возможно, именно благодаря своим небольшим размерам).
Самый же большой собор Лавры — Усенский. Этот величесвенный пятиглавый храм стоит в центре ансамбля. Он построен в 16в. на средства Ивана Грозного. Своими размерами и формой собор почти точно повторяет Успенский собор Московского кремля.
К сожалению, он наполовину был в строительных лесах, поэтому у Флай не получилось сделать с ним хорошего фото.
Разве что вот тут видна его часть, стена, возле которой находится усыпальница семьи Годуновых. Да, тех самых.
С другой стороны от входа в Успенский собор находится Надкладезная часовня. А перед собором на соборной площади есть источник, оформленный в крест и защащенный нарядной беседкой.
Флай умылась холодной водой, попила и набрала воды с собой. Освежившись, она с новыми силами пошла изучать монастырь дальше. По ступенькам поднялась к длинному зданию, богато украшенному роспиью и лепниной.
Это церковь преподобного Сергия с Трапезной палатой. Строительство этого грандиозного храма началось в 1686 г. повелением царствующих братьев Иоанна V и Петра I Алексеевичей. Построено здание было быстро, в модном тогда новом стиле "нарышкинского барокко".
Здесь Флай очень понравилось, и она долго гуляла по галерее, и позировала с разных ракурсов. (Литсайте галерею фотографий с галереи)
Еще Флай понравились белокаменные стены древних соборов и каменная резьба колонн (листайте галерею).
Тут Флай почувствовала, что устала и проголодалась. Сделав ещё несколько снимков на прощанье, она поспешила ко входу. Там можно подкрепитьс монастырской выпечкой, или даже пообедать. А в жару нет ничего лучше монастырского кваса.
Вот и подошла к концу прогулка по Троице-Сергиевой Лавре. Но прогулка по городу продолжается!
Продолжение следует.
______________
Предыдущий день: