24 и 25 февраля на Новой сцене МХТ выйдет премьера: режиссер Татьяна Архипцова ставит пьесу Ярославы Пулинович «Жаркое ковидное лето». В главной роли – народная артистка России Ольга Яковлева.
«Жаркое ковидное лето» – это мелодраматическая история из жизни одной семьи. Алевтина Павловна (ее и играет Яковлева), специалист по Достоевскому, ее дочь Маша – любительница коучинга, и 13-летняя внучка Даша по-разному проживают жаркое ковидное лето: Маша в пререканиях с мамой, внучка – с ними обеими, а сама Алевтина Павловна больше, чем о семейных конфликтах, переживает за своего найденыша, близкую душу – пса, которого, как и любимого писателя, зовут Федором Михайловичем. Федор Михайлович болен, и неизвестно, выживет ли. Он сам чувствует, что с ним что-то не то, не так… Но Алевтина Павловна все же надеется на лучшее.
Вот что рассказывает о работе с легендарной актрисой режиссер спектакля Татьяна Архипцова:
«Ольга Михайловна Яковлева. Абсолютная максималистка в театре. Никогда не возьмет в руки случайную вещь – реквизит должен что-то рассказать о ее героине. Спорит “до дыр”, когда не согласна. Если нравится, счастливо смеется. Злится, когда не понимает, и добивается ясности. Слышит музыку сцены. Голос! Целый мир встаёт за ее интонациями…»
... Ее актерской темой всегда была внутренняя свобода человека, женщины, существующей в ужасающе несвободном мире. Избыток сил, чувств, мыслей – и трагическая невозможность их реализовать. Об этом были многие ее роли. Эта тема была важна и для нее самой. Как замечательно сказала Ольга Михайловна Яковлева в одном интервью, рассуждая об актерской профессии: «Должен найтись режиссер, который откроет тебе ребра для свободы».
Сама она такого режиссера обрела в 1964 году. Тогда Театр имени Ленинского комсомола, в котором уже два года служила недавняя выпускница Щукинского училища Ольга Яковлева, возглавил Анатолий Эфрос. Свое впечатление от молодой актрисы Эфрос позже описал в книге «Репетиция – любовь моя». Сейчас эти слова стали уже хрестоматийными.
«Впервые я увидел Ольгу Яковлеву в какой-то маленькой роли, среди плохо игравших артистов. Я все ждал, когда те уйдут и снова выйдет она. У нее роль была быстрая-быстрая. Живая-живая. И моментальные реакции. Как бы ни одного места обдуманного. Все импульсивно, но и умно вместе с тем, вот в чем дело. Потом был спектакль, где она играла стюардессу, влюбленную в физика. Репетиции шли в зале, где стояло много соединенных кресел, взятых для починки из зрительного зала. Физик чем-то оскорбил эту стюардессу, и она так заплакала, бросилась в одно из этих кресел, и все замерли, будто это на самом деле… Вообще тягаться в непосредственных реакциях с Яковлевой очень трудно. Она, например, может так засмеяться в ответ на какую-нибудь реплику, что веришь, будто это ее действительно рассмешило. Хотя это уже в сотый раз».
Стюардесса, влюбленная в физика, – это «104 страницы про любовь» по пьесе Эдуарда Радзинского, один из лучших спектаклей Эфроса в Театре имени Ленинского комсомола. Потом были Лика в пьесе Арбузова «Мой бедный Марат», Нина в чеховской «Чайке», Арманда в «Мольере» Булгакова. Последние два спектакля оказались столь острыми, что Эфроса из «Ленкома» уволили. С формальной формулировкой «за несоответствие репертуарным задачам театра».
В Театре на Малой Бронной, где с 1967 года Анатолий Васильевич работал очередным режиссером, творческий союз Эфроса и Яковлевой пережил наивысший взлет. Ее героинями были женщины, редкостно одаренные в чувствах, но часто страдающие от мучительного эмоционального голода. Джульетта и Дездемона, Ирина в «Трех сестрах» Чехова и Эльвира из «Дон Жуана» Мольера, Лиза Хохлакова в спектакле «Брат Алеша» по Достоевскому и Агафья Тихоновна из «Женитьбы» Гоголя, Наталья Петровна из «Месяца в деревне» Тургенева и Альма в пьесе Уильямса «Лето и дым». Их переживания эхом отзывались в зрительном зале – ведь знакомы и понятны они были едва ли не каждому зрителю.
После ухода из жизни в 1987 году Анатолия Васильевича Эфроса наиболее близким Яковлевой режиссером оказался Адольф Шапиро. В 1990-е мощно прозвучал его спектакль в «Табакерке» «Последние» по пьесе Горького, в котором Ольга Михайловна сыграла Софью, жену главы семейства Ивана Коломийцева (в его роли выходил Олег Табаков). Потом были Мадлена Бежар в «Кабале святош» Булгакова и Бабушка в гончаровском «Обрыве» на сцене Художественного театра, в труппу которого Ольга Михайловна вступила в 2004 году.
Хотим процитировать рецензию театрального критика Алены Карась на «Обрыв», один из самых значительных спектаклей МХТ 2010-х годов:
«Едва ли не впервые за все эти годы Яковлева получила роль, в которой интонации, отголоски ее знаменитых ролей – прежде всего Натальи Петровны из "Месяца в деревне" – обрели совершенно новую аранжировку.
Хрупкая, кокетливая, нервная и грациозная эфросовская Муза оказалась трагической актрисой с огромным диапазоном. В ее устах мудрое предчувствие трагедии, ребяческий страх грозы, женственный шарм в общении с мужчинами, материнская нежность по отношению к внучкам, аристократическая ровность со всеми, гордое презрение к плебеям (сцена, где она обрушивается на Председателя местной управы в исполнении Николая Чиндяйкина, – одна из самых ярких в спектакле)... Страдания, очищенные любовью и волей, в равной мере принадлежат как самой Ольге Яковлевой, так и ее персонажу...»
Редкий дар – всегда сохранять внутреннюю свободу – неизменно при ней. За годы в МХТ Яковлева соглашалась на эксперименты («Savannah Bay» Маргерит Дюрас в проекте «Французский театр. Впервые на русском»), выходила в комедии («Весенняя лихорадка»). Удивительно точен и нежен был ее дуэт с Авангардом Леонтьевым в постановке Александра Огарева «Правда – хорошо, а счастье лучше» по Островскому. Много лет на сцене МХТ шел спектакль Аркадия Каца «Немного нежности», ироническая, изящная и слегка печальная история любви, где Яковлева играла вместе со Станиславом Любшиным и Ириной Мирошниченко.
А теперь ждем «Жаркое ковидное лето»!
Итак, премьера состоится 24 и 25 февраля на Новой сцене МХТ имени А.П. Чехова.
В ролях: Ольга Яковлева, Алена Хованская, Вера Харыбина, Эдуард Чекмазов, Владимир Тимофеев, Софья Шидловская, Маргарита Якимова, Арсентий Журид, Мухтар-Али Мурзин.
Генеральный спонсор театра - Банк ВТБ
Также будет интересно:
Интеллектуальная, ранимая, утонченная. Ко дню рождения Татьяны Лавровой